Рисуем в координатной плоскости

Разделы: Математика


«Скажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай действовать самому, и я научусь.»
(Китайская мудрость)

Нестандартный подход к изучению темы, использование разнообразных технологий повышает мотивационную деятельность учащихся, формирует эстетическое восприятие окружающего мира. Межпредметная интеграция способствует целостному восприятию окружающей действительности.

Технология проектного обучения.

Описание технологии реализации.

Для реализации планируется проведение подготовительных мероприятий:

  1. Дети делятся на 5 групп: «историки», «теоретики», «практики-астрономы», «практики-математики», «информатики».
  2. Группа «историки» изучает вопрос об истории системы координат и готовит сообщение на эту тему.
  3. Группа «теоретиков» обобщает теоретический материал по теме «Координатная плоскость».
  4. Группа «практики-астрономы» готовит задание: выполняет рисунки созвездий в координатах.
  5. Группа «практики-математики» готовит задание: выполняет рисунки в координатах «Мир вокруг нас».
  6. Учитель готовит презентацию к уроку, помогает группе «информатиков» выработать навыки работы в учебной компьютерной программе «KOODRAW».

Предмет «Математика», «Информатика».

Цели:

1. Образовательные:

  • создать условия для развития умений строить координаты точки, используя предметы и образы окружающей действительности;
  • помочь учащимся осознать практическую и личную значимость учебного материала.

2. Развивающие:

  • развитие образного мышления учащихся;
  • развитие математической речи;
  • создание условий для творческой самореализации личности, развитие познавательной и творческой активности учащихся на примерах применения системы координат в окружающей жизни, астрономии;
  • развитие исследовательских способностей.

3. Воспитательные:

  • воспитать аккуратность, любовь к предмету;
  • воспитание настойчивости при решение проблемы;
  • формирование сотруднических отношений в классе при решении проблемы.

Оборудование:

  • компьютер, проектор, экран;
  • презентация, рисунки;
  • школьные инструменты.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

Тип урока: урок закрепления и обобщения материала.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский, проектный, творческий.

Формы познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ход урока

Актуализация.

Сегодня на уроке математики и информатики продолжим изучение темы «Координатная плоскость». Как вы думаете: где за пределами нашей школы, нашего урока могут пригодиться ваши знания, полученные при изучении этой темы (ответы: определить место в театре, положение фигуры на шахматной доске, в игре «морской бой», в армии, в военных действиях). Перед нами стоит цель: повторить все понятия, связанные с темой нашего урока и использовать ваши знания при создании графического рисунка с использованием учебной компьютерной программы.

Математический язык – это язык цифр, чисел, символов и рисунков.

Правильно выполненные рисунки, чертежи способны понять люди разных национальностей, здесь не существует языковых барьеров. Они могут заменить долгие разъяснения. Ведь верно выполненный рисунок к задаче залог верного ее решения. Уже в древности ученые научились заменять доказательства теорем геометрическим рисунком, чертежом.

Идея изображать числа в виде точек, а точкам давать числовые обозначения зародилась в далекой древности. Первоначальное применение координат связано с астрономией и географией, с потребностью определять положение светил на небе и определенных пунктов на поверхности Земли, при составлении календаря, звездных и географических карт. Следы применения идеи прямоугольных координат в виде квадратной сетки (палетки) изображены на стене одной из погребальных камер Древнего Египта.

1. Слово предоставляется группе «историков». Дети рассказывают о Декарте и его вкладе в математику.

2. Группа «теоретиков» обобщает теоретический материал по данной теме, проводит небольшой опрос одноклассников:

  • «Как определяется прямоугольная система координат?»
  • «Как обозначаются и называются оси координат?»
  • «Какая плоскость называется координатной?»
  • «Как записываются координаты точки на плоскости?»

3. Группа «практиков-астрономов» предлагает построить созвездие Дракона по координатам, последовательно соединяя точки между собой: (-9;-4), (-8;1), (-4;4), (-2;6), (-1,5;3,5), (1;1), (3;-3), (4;-5), (6;-5), (6;-3), (6;4), (7;6), (5;6), (4;5), (6;4).

Построить созвездие Ковш Большой медведицы по координатам (-12;1), (-5;3), (0;2), (4;1), (6;-3), (13;-2), (13;3), (4;1).

4. Группа «практиков-математиков» предлагает выполнить рисунки, которые они приготовили к этому уроку по теме «Система координат»:

  • Рыбка: (-6;0); (-3;2); (2;4);(0;2); (4;1); (6;0); (9;3); (8;0); (3;- 3); (6;0); (4;-1); (0;-2); (1;-3); (-3;-2); (-6;0); глаз (-4;0).

  • Тюльпан: 1. (-3;3); (0;6); (0;9); (-2;17); (-2;13); (-3;14); (-3;10); (-4;13); (-6;9); (-6;6); (-3;3); 2. (-3;3); (-3;-3); (2;2); (-2;-6); (-3;-11); (-3;-13); (-3;-11); (-5;-5); (-3;-3).

  • Ёлочка: (0;14); (2;11); (1;11); (3;9); (1;9); (4; 6); (2;6); (5;3); (1;3); (1;2); (-1;2); (-1;3); (-5;3); (-2;6); (-4;6); (-1;9); (-3;9); (-1;11); (-2;11); (0;14).

  • Кораблик: 1. (-5;3); (10;3); (5;0); (-2;0); (-5;3); 2. (-2:3); (2;10); (5;3); 3. (-2;3); (2;13); (4;13); (3;12); (4;11); (2;11).

Группа «информатиков» помогает одноклассникам работать в компьютерной программе «KOODRAW» – построение рисунков в координатной плоскости. Задания предложены из альбомов рисунков группы «практиков-математиков» и «практиков-астрономов». (Приложение 1. Приложение 2)

Творческое задание: попробовать создать свои рисунки в компьютерной программе и на бумаге.

Подведение итогов, выставление оценок.

Домашнее задание: продолжить работать над созданием своих рисунков в системе координат на бумаге.

Этап внедрения: урок прошел апробацию.

Литература:

  1. Авторская программа УМК Н.Б. Истомина «Математика», 6 класс.
  2. http://www.zapisnyh.narod.ru/dwnld.htm
  3. http://www.chemtable.com/
  4. http://www.zaitseva-irina.ru