Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Тип урока: постановка и решение учебной задачи.

Цель урока: Сконструировать (вывести алгоритм) общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток.

Задачи урока:

  • сконструировать (вывести алгоритм) общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток;
  • учить применять на практике общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток;
  • повторить и закрепить состав чисел в пределах 10; продолжить работу над простыми задачами;
  • учить: ставить задачи и искать средства их решения; контролировать свои действия; овладевать коллективными формами учебной работы, сотрудничеству;
  • создать условия для переноса полученных знаний во внешкольную практику;
  • способствовать развитию речи учащихся;
  • развивать творческие способности учащихся;
  • воспитывать гордость за свою Родину, соотечественников.
  • укреплять здоровье учащихся; обеспечить эмоциональное благополучие учащихся на уроке.

УУД, сформированные на уроке:

  • 1. познавательные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.
  • 2. коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия

Формы учебного сотрудничества, используемые на уроке:

  • фронтальная,  групповая.

Предполагаемый контроль: индивидуальный, групповой.

Планируемый результат:  выведен алгоритм и сформировано умение применять на практике общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток;

Использованное оборудование: ПК; МИМИО; проектор; карточки с математическими выражениями для групповой и индивидуальной работы; карточки “+”, “-” , “?”, “!” (по количеству групп); конверты с предметными картинками (по количеству групп).

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Орг. момент а) Вхождение в урок Приветствие.

На доске (МИМИО): Календарь, картинка “ракета”

Краткая беседа с учащимися о первом полете в космос. Космос и человек.

Ответы: 12 апреля, День космонавтики… Учащиеся вписывают в соответствующую графу календаря число 12, вставляют картинку, символизирующую праздник, выделяют дату красным маркером блокнота МИМИО.
б) Мотивация учащихся - Можем ли мы с вами сконструировать и построить ракету, чтобы она полетела?

- Верно…Тогда давайте поиграем. Мы попытаемся запустить свою ракету. И сможем это сделать, если будем хорошо работать на уроке.

Ответы: Можем. Не можем; сможем, когда будем взрослыми; не можем, у нас не хватит знаний, мы много не знаем.
II. Актуализация знаний 1.Повторить состав числа.

Работа в группах. По кабинету, на стенах развешаны варианты состава чисел от 4 до 10.Каждая группа должна собрать суммы для своих чисел. Первая команда - состав чисел 4 и 5, вторая – 6,7 , третья – 8, четвертая -9, пятая – 10. Перед выполнением задания повторить с учащимися правила работы в группах. Учитель включает интерактивный секундомер МИМИО. Проверка. На слайде для каждого числа изображена ракета с составом чисел. Ответы прикрыты “ шторками”. Каждая команда называет подобранные варианты ответов. Если все верно , то на ракете открывается шторка и появляются ответы. Если карточки подобраны неверно, то учащиеся других групп поправляют. Карточки вывешиваются на доске.

Учащиеся распределяют между собой обязанности, не более 1,5 – 2 минут ходят по классу, собирают нужные карточки.

Представители команд называют варианты ответов, на доске вывешивают карточки.

2.Каждый ученик получает карточку. Учитель предлагает решить первые 5 примеров.

Карточка №1

  • 9+1+4=
  • 6+4+2=
  • 5+5+3=
  • 8+2+3=
  • 7+3+1=
  • 9+3=

- Давайте подумаем, как найти значение этого выражения. Составим алгоритм.

Учащиеся вычисляют значения выражений. Один представитель от каждой команды решает выражение, комментируя ( дети указывают промежуточные ответы, сколько всего прибавили).

 

- По такому же алгоритму этот пример мы решить не сможем

III. Постановка учебной задачи - Чем же отличается последнее выражение от предыдущих выражений? - А вам было удобно добавлять число до 10? Почему? - Два действия / одно действие, добавляли до десяти / больше десяти. -Да, к 10 легко прибавлять.
IV. Анализ условий решения задачи

Физминутка под музыкальное сопровождение.

- Какой же выход? Как же решить это выражение? Обдумайте этот вопрос в группах.

- Решим вместе это выражение (9+3). На доске интерактивный слайд МИМИО.

Учащиеся обсуждают проблему в группах, делают вывод, что второе слагаемое можно прибавить по частям. Первая часть будет добавлять 9 до 10.

Один ученик решает выражение, работая с интерактивным слайдом.

V.Составление алгоритма. - Попытайтесь составить алгоритм, по которому мы будем действовать, решая такие выражения. Учащиеся выводят алгоритм.

1. Добавлю до 10.

2. Вспомню состав числа.

3. Прибавлю оставшуюся часть

Работа с учебником. С. 12

- Верно ли наше предположение? Сравним наш алгоритм с алгоритмом, который предлагает автор учебника. Чтение.

Устно решить №1 с. 12. с использованием интерактивного слайда.

Работа с учебником

с. 12 (правило)

с.12 №1 (устно, с использованием МИМИО)

VI. Закрепление Учитель выдает каждому обучающемуся карточку с выражениями.

Карточка №2

  • 8+5=
  • 7+6=
  • 9+3=
  • 6+5=
  • 8+3=

На стенах заранее закреплены ракеты из бумаги по количеству групп. На каждой ракете карман, в который вложена карточка с образцом выполнения работы.

- Смогли ли вы найти ошибки?

Каждый ребенок получает карточку с выражениями. Дети решают примеры, по очереди комментируя решение.

 

 

Решив все примеры, ребята идут к ракете своей команды. Ответственный диктует ответы, дети сравнивают свои работы с эталоном.

- Где можем применить полученные знания?

- Сегодня 2 команды будут совершать покупки в магазине “Продукты”, 2 команды – в книжном магазине в отделе канцтовары, 1 команда – в школьной столовой. Каждая группа получает конверт с предметными картинками (покупки), на которых написана цена товара. Вычисляя стоимость покупки, учащиеся выполняют действие с переходом через десяток. Проверка. Каждая команда показывает свои покупки, зачитывают составленную задачу и решение.

Ответы учащихся.

Ребята составляют задачу и находят стоимость покупки.

Запись в тетрадь решения и ответа.

Проверка. Каждая команда показывает свои покупки, зачитывают составленную задачу и решение.

VI. Рефлексия - Кто чувствует, что он вырос за урок?

- Как вы думаете, сможем ли мы “запустить” нашу ракету?

На доске слайд, поделенный на 5 частей. Подводя итоги работы, каждая группа открывает свою часть под счет 5…1 - пуск. Появляется картинка ракеты.

- Спасибо за работу.

Учащиеся высказывают свои мнения, подводят итог.

Под счет каждая команда открывает свою часть картинки.