Тип урока: постановка и решение учебной задачи.
Цель урока: Сконструировать (вывести алгоритм) общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток.
Задачи урока:
- сконструировать (вывести алгоритм) общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток;
- учить применять на практике общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток;
- повторить и закрепить состав чисел в пределах 10; продолжить работу над простыми задачами;
- учить: ставить задачи и искать средства их решения; контролировать свои действия; овладевать коллективными формами учебной работы, сотрудничеству;
- создать условия для переноса полученных знаний во внешкольную практику;
- способствовать развитию речи учащихся;
- развивать творческие способности учащихся;
- воспитывать гордость за свою Родину, соотечественников.
- укреплять здоровье учащихся; обеспечить эмоциональное благополучие учащихся на уроке.
УУД, сформированные на уроке:
- 1. познавательные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.
- 2. коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия
Формы учебного сотрудничества, используемые на уроке:
- фронтальная, групповая.
Предполагаемый контроль: индивидуальный, групповой.
Планируемый результат: выведен алгоритм и сформировано умение применять на практике общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток;
Использованное оборудование: ПК; МИМИО; проектор; карточки с математическими выражениями для групповой и индивидуальной работы; карточки “+”, “-” , “?”, “!” (по количеству групп); конверты с предметными картинками (по количеству групп).
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Орг. момент | а) Вхождение в урок Приветствие. На доске (МИМИО): Календарь, картинка “ракета” Краткая беседа с учащимися о первом полете в космос. Космос и человек. |
Ответы: 12 апреля, День космонавтики… Учащиеся вписывают в соответствующую графу календаря число 12, вставляют картинку, символизирующую праздник, выделяют дату красным маркером блокнота МИМИО. |
б) Мотивация учащихся - Можем ли мы с
вами сконструировать и построить ракету, чтобы
она полетела? - Верно…Тогда давайте поиграем. Мы попытаемся запустить свою ракету. И сможем это сделать, если будем хорошо работать на уроке. |
Ответы: Можем. Не можем; сможем, когда будем взрослыми; не можем, у нас не хватит знаний, мы много не знаем. | |
II. Актуализация знаний | 1.Повторить состав числа. Работа в группах. По кабинету, на стенах развешаны варианты состава чисел от 4 до 10.Каждая группа должна собрать суммы для своих чисел. Первая команда - состав чисел 4 и 5, вторая – 6,7 , третья – 8, четвертая -9, пятая – 10. Перед выполнением задания повторить с учащимися правила работы в группах. Учитель включает интерактивный секундомер МИМИО. Проверка. На слайде для каждого числа изображена ракета с составом чисел. Ответы прикрыты “ шторками”. Каждая команда называет подобранные варианты ответов. Если все верно , то на ракете открывается шторка и появляются ответы. Если карточки подобраны неверно, то учащиеся других групп поправляют. Карточки вывешиваются на доске. |
Учащиеся распределяют между собой
обязанности, не более 1,5 – 2 минут ходят по классу,
собирают нужные карточки. Представители команд называют варианты ответов, на доске вывешивают карточки. |
2.Каждый ученик получает карточку.
Учитель предлагает решить первые 5 примеров. Карточка №1
- Давайте подумаем, как найти значение этого выражения. Составим алгоритм. |
Учащиеся вычисляют значения выражений.
Один представитель от каждой команды решает
выражение, комментируя ( дети указывают
промежуточные ответы, сколько всего прибавили).
- По такому же алгоритму этот пример мы решить не сможем |
|
III. Постановка учебной задачи | - Чем же отличается последнее выражение от предыдущих выражений? - А вам было удобно добавлять число до 10? Почему? | - Два действия / одно действие, добавляли до десяти / больше десяти. -Да, к 10 легко прибавлять. |
IV. Анализ условий решения задачи Физминутка под музыкальное сопровождение. |
- Какой же выход? Как же решить это
выражение? Обдумайте этот вопрос в группах. - Решим вместе это выражение (9+3). На доске интерактивный слайд МИМИО. |
Учащиеся обсуждают проблему в группах,
делают вывод, что второе слагаемое можно
прибавить по частям. Первая часть будет
добавлять 9 до 10. Один ученик решает выражение, работая с интерактивным слайдом. |
V.Составление алгоритма. | - Попытайтесь составить алгоритм, по которому мы будем действовать, решая такие выражения. | Учащиеся выводят алгоритм. 1. Добавлю до 10. 2. Вспомню состав числа. 3. Прибавлю оставшуюся часть |
Работа с учебником. С. 12 - Верно ли наше предположение? Сравним наш алгоритм с алгоритмом, который предлагает автор учебника. Чтение. Устно решить №1 с. 12. с использованием интерактивного слайда. |
Работа с учебником с. 12 (правило) с.12 №1 (устно, с использованием МИМИО) |
|
VI. Закрепление | Учитель выдает каждому обучающемуся
карточку с выражениями. Карточка №2
На стенах заранее закреплены ракеты из бумаги по количеству групп. На каждой ракете карман, в который вложена карточка с образцом выполнения работы. - Смогли ли вы найти ошибки? |
Каждый ребенок получает карточку с
выражениями. Дети решают примеры, по очереди
комментируя решение.
Решив все примеры, ребята идут к ракете своей команды. Ответственный диктует ответы, дети сравнивают свои работы с эталоном. |
- Где можем применить полученные знания? - Сегодня 2 команды будут совершать покупки в магазине “Продукты”, 2 команды – в книжном магазине в отделе канцтовары, 1 команда – в школьной столовой. Каждая группа получает конверт с предметными картинками (покупки), на которых написана цена товара. Вычисляя стоимость покупки, учащиеся выполняют действие с переходом через десяток. Проверка. Каждая команда показывает свои покупки, зачитывают составленную задачу и решение. |
Ответы учащихся. Ребята составляют задачу и находят стоимость покупки. Запись в тетрадь решения и ответа. Проверка. Каждая команда показывает свои покупки, зачитывают составленную задачу и решение. |
|
VI. Рефлексия | - Кто чувствует, что он вырос за урок? - Как вы думаете, сможем ли мы “запустить” нашу ракету? На доске слайд, поделенный на 5 частей. Подводя итоги работы, каждая группа открывает свою часть под счет 5…1 - пуск. Появляется картинка ракеты. - Спасибо за работу. |
Учащиеся высказывают свои мнения,
подводят итог. Под счет каждая команда открывает свою часть картинки. |