Цели урока:
- Личностные. Интерес к изучению русского языка. Готовность к саморазвитию. Адекватно воспринимать предложения товарищей по исправлению ошибок. Предлагать помощь к сотрудничеству.
- Метапредметные. Научиться работать в текстовом редакторе.
- Предметные. Учиться ставить знаки препинания при прямой речи. Продолжить развитие орфографической зоркости.
- Воспитательные. Воспитывать умение вежливого общения с людьми разного возраста.
Ход урока
I Работа над новым словарным словом "ПОЖАЛУЙСТА".
СПИСАТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ С ДОСКИ.
Слово это словно ключик,
Золотой и сказочный,
Словно самый светлый лучик,
Звать его " Пожалуйста ".
Во дворе, в семье, в саду,
Слово это трудится,
У того, кто с ним в ладу,
Все на свете сбудется
1 Подчеркни орфограммы в словах и между словами.
2 В древние времена к именам властных, именитых людей добавлялось еще слово старый, в значении уважаемый, почетаемый. Это слово было долгом вежливости. Оно не несло в себе значения. Повторялось очень быстро, поэтому проговаривалось неотчетливо. Из-за быстрого, неотчетливого проговаривания у него остался только слог "СТА", слово пожалуй в далекие времена имело значение "Награди меня твоей милостью" От этих двух слов, существовавших в древнерусском языке, и образовалось ныне "волшебное слово" пожалуйста.
3 Какие еще "волшебные слова" вы знаете.
4 Запишите их.
5 Объясните их значения.
6 Составьте с этими словами предложения с прямой речью.
II Вспоминаем знаки препинания при прямой речи.
III Игра "Допиши словечко".
Записываются только соответствующие слова.
- Прямая речь заключается в :
- Первое слово прямой речи пишется с :.
- После слов автора перед прямой речью ставится :
- После прямой речи перед словами автора ставится :
- На конце прямой речи могут стоять :
IV Графический диктант с подготовкой. Стр 59, упр 90.
Запись в тетради, коллективная проверка.
V Выполнение упражнения.
№ 1, стр. 83 из учебника "Русский язык" 4 класс, авт. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В
Набор текста на компьютере детьми.
Цели:
- Личностные. Учебно-познавательный интерес к теме "Прямая речь" и процессу постановки знаков препинания при прямой речи.
- Метапредметные. Набор текста в Microsoft Word с использованием знаков препинания.
- Предметные. Постановка знаков препинания при прямой речи.
Во время объяснения учителем идет показ слайдов.
1. Учащимся предлагается вспомнить, как правильно держать руки на клавиатуре, что в русском языке во многих словах есть буквосочетания оро- и -оло-, поэтому эти буквы находятся в самом центре клавиатуры. Вспомнить, что они набирали текст всеми десятью пальцами, но набирали только слова, а сегодня будут набирать целые предложения. И не просто предложения, а предложения с прямой речью. Вспоминаем схемы предложения с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора. Затем схемы, в которых прямая речь стоит перед словами автора.
Напоминаю: чтобы набрать большую букву в начале предложения надо зажать клавишу Shift(шифт) и клавишу нужной буквы, двоеточие мы получаем нажатием Шифт+6, Кавычки шифт+2, знак тире на клавиатуре стоит после нуля, восклицательный знак шифт+1, вопросительный шифт+7, запятая шифт+точка.
Критерии оценки:
1. В каждом предложении меняете местами П и А
2. Если нужно, то меняете порядок слов в предложении.
3. Если вам компьютер указывает на ошибку (красным цветом), вы должны посмотреть в учебник и исправить её. Если зелёным цветом, то вы должны вернуться к схемам предложений с прямой речью и сами исправить допущенную ошибку. Текст должен быть набран без ошибок.
4. Если появились затруднения обратитесь к соседу по парте, адекватно воспринимайте его совет.
5. За двадцать минут у вас должно быть набрано не менее 4х предложений.
6. Для сильных учащихся:
- составить и записать диалог из 4-х предложений с прямой речью.
Работа учащихся. Подведение итогов выполнения упражнения в текстовом редакторе.
VI Итог урока. От чего зависит постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью.
Какие новые знаки препинания вы узнали при работе с темой "Предложения с прямой речью"
VII Домашнее задание.
Стр. 60, правила наизусть, стр. 69 упр.1.