Урок русского языка по теме "Знаки препинания в предложениях с прямой речью"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Личностные. Интерес к изучению русского языка. Готовность к саморазвитию. Адекватно воспринимать предложения товарищей по исправлению ошибок. Предлагать помощь к сотрудничеству.
  • Метапредметные. Научиться работать в текстовом редакторе.
  • Предметные. Учиться ставить знаки препинания при прямой речи. Продолжить развитие орфографической зоркости.
  • Воспитательные. Воспитывать умение вежливого общения с людьми разного возраста.

Ход урока

I Работа над новым словарным словом "ПОЖАЛУЙСТА".

СПИСАТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ С ДОСКИ.

Слово это словно ключик, 
Золотой и сказочный, 
Словно самый светлый лучик, 
Звать его " Пожалуйста ". 
Во дворе, в семье, в саду, 
Слово это трудится, 
У того, кто с ним в ладу, 
Все на свете сбудется

1 Подчеркни орфограммы в словах и между словами.

2 В древние времена к именам властных, именитых людей добавлялось еще слово старый, в значении уважаемый, почетаемый. Это слово было долгом вежливости. Оно не несло в себе значения. Повторялось очень быстро, поэтому проговаривалось неотчетливо. Из-за быстрого, неотчетливого проговаривания у него остался только слог "СТА", слово пожалуй в далекие времена имело значение "Награди меня твоей милостью" От этих двух слов, существовавших в древнерусском языке, и образовалось ныне "волшебное слово" пожалуйста.

3 Какие еще "волшебные слова" вы знаете.

4 Запишите их.

5 Объясните их значения.

6 Составьте с этими словами предложения с прямой речью.

II Вспоминаем знаки препинания при прямой речи.

III Игра "Допиши словечко".

Записываются только соответствующие слова.

  1. Прямая речь заключается в :
  2. Первое слово прямой речи пишется с :.
  3. После слов автора перед прямой речью ставится :
  4. После прямой речи перед словами автора ставится :
  5. На конце прямой речи могут стоять :

IV Графический диктант с подготовкой. Стр 59, упр 90.

Запись в тетради, коллективная проверка.

V Выполнение упражнения.

№ 1, стр. 83 из учебника "Русский язык" 4 класс, авт. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В

Набор текста на компьютере детьми.

Цели:

  • Личностные. Учебно-познавательный интерес к теме "Прямая речь" и процессу постановки знаков препинания при прямой речи.
  • Метапредметные. Набор текста в Microsoft Word с использованием знаков препинания.
  • Предметные. Постановка знаков препинания при прямой речи.

Во время объяснения учителем идет показ слайдов.

1. Учащимся предлагается вспомнить, как правильно держать руки на клавиатуре, что в русском языке во многих словах есть буквосочетания оро- и -оло-, поэтому эти буквы находятся в самом центре клавиатуры. Вспомнить, что они набирали текст всеми десятью пальцами, но набирали только слова, а сегодня будут набирать целые предложения. И не просто предложения, а предложения с прямой речью. Вспоминаем схемы предложения с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора. Затем схемы, в которых прямая речь стоит перед словами автора.

Напоминаю: чтобы набрать большую букву в начале предложения надо зажать клавишу Shift(шифт) и клавишу нужной буквы, двоеточие мы получаем нажатием Шифт+6, Кавычки шифт+2, знак тире на клавиатуре стоит после нуля, восклицательный знак шифт+1, вопросительный шифт+7, запятая шифт+точка.

Критерии оценки:

1. В каждом предложении меняете местами П и А

2. Если нужно, то меняете порядок слов в предложении.

3. Если вам компьютер указывает на ошибку (красным цветом), вы должны посмотреть в учебник и исправить её. Если зелёным цветом, то вы должны вернуться к схемам предложений с прямой речью и сами исправить допущенную ошибку. Текст должен быть набран без ошибок.

4. Если появились затруднения обратитесь к соседу по парте, адекватно воспринимайте его совет.

5. За двадцать минут у вас должно быть набрано не менее 4х предложений.

6. Для сильных учащихся:

- составить и записать диалог из 4-х предложений с прямой речью.

Работа учащихся. Подведение итогов выполнения упражнения в текстовом редакторе.

VI Итог урока. От чего зависит постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью.

Какие новые знаки препинания вы узнали при работе с темой "Предложения с прямой речью"

VII Домашнее задание.

Стр. 60, правила наизусть, стр. 69 упр.1.

Презентация.