Цель: показать синтез физики, биологии и музыки по теме “Звуковые волны”.
Задачи урока.
- Закрепить и обобщить знания по теме “Звуковые волны”.
- Расширить и углубить знания учащихся, полученные на предыдущих уроках.
- Дать информацию о влиянии шумов на здоровье человека.
- Развивать и совершенствовать учащихся на основе сочетания добровольной работы с обязательностью ее выполнения.
- Развивать умение участвовать в диалоге, умение высказывать свои мысли, активизация деятельности всех учащихся.
- Создать на уроке атмосферу эмоциональной приподнятости, радости познания.
Оборудование: карточки с указанием частот звуковых волн, таблица уровня громкости некоторых источников звука, самодельный телефон, часы, домбра, презентации учащихся “На опушке леса”, “Шум”, “Ультразвук и инфразвук”, видеовопросы.
Ход урока
1. Организация класса, сообщение темы и цели урока.
2. Содержание урока.
Сегодня мы проводим необычный урок, урок-путешествие по звуковым волнам. Состав наш небольшой, всего 4 вагончика, в 1 вагончике расположились “экспериментаторы”, во 2-м - музыканты, в 3-м - экологи, в 4-м - исследователи (класс разбивается на 4 группы).
Я надеюсь, что в ходе нашего путешествия ваши знания по теме значительно расширятся. Отправляясь в путешествие, любой человек берет с собой багаж. Ваш багаж - это багаж знаний по физике и биологии. Так давайте проверим ваши знания, каков ваш багаж, стоит ли отправляться в путешествие.
Вопросы для моментального ответа (верный ответ — 1 жетон).
- Что такое волна?
- Какие бывают волны?
- Какая волна называется поперечной?
- Какая волна называется продольной?
- В каких средах распространяются поперечные волны?
- В каких средах распространяются продольные волны?
- Что называется длиной волны?
- Что мы понимаем под скоростью волны?
- Что является источником звука? Привести примеры.
- Какая система органов человека отвечает за восприятие звука?
- Из каких частей состоит анализатор воспринимающий звуковую волну?
- Из каких частей состоит ухо человека?
- Какая часть уха воспринимает звук?
- Как передается звуковая волна в анализаторе?
- Где происходит расшифровка звука?
- Частоты каких колебаний воспринимаются человеческим ухом?
- Звуковая волна, какая - продольная или поперечная?
- В каких средах распространяется звуковая волна? Привести примеры.
- Может ли звук сильного взрыва на Луне, например, извержение вулкана, быть слышен на Земле?
- Чем определяется громкость звука?
- В каких единицах измеряется громкость звука?
- Для чего служит камертон?
- От чего зависит высота звука?
- Что мы понимаем под тембром звука?
- Что такое шум?
- Что такое эхо?
- Что такое ультразвук и инфразвук?
- Что такое резонанс?
1 остановка
Экспериментальная (учащиеся демонстрируют эксперименты и объясняют их)
1. Если чашку или стакан приблизить к уху, то слышен звук, который напоминает отдаленный шум моря. Чем объяснить происхождение этого звука?
Усилением слабых звуков, поступающих из окружающей среды, частота колебаний которых совпадает с собственной частотой колебаний воздуха в стакане.
- Объяснить работу самодельного телефона, состоящего из 2-х коробочек, соединенных нитью.
- Проверка остроты слуха у учащихся и учителя.
2 остановка
Музыкальная
Звуки, издаваемые камертоном или другими гармонически колеблющимися телами, называются музыкальными. О музыкальных звуках, о возможностях человеческого голоса расскажет учащийся.
Возможности голоса продемонстрируют участники школьного хора.
Исполнение “Акапеллъной” на голосе.
Говоря о музыке, мы не можем не сказать о нашем национальном инструменте - домбре. Звучание домбры происходит за счет резонанса. При колебаниях струн, воздух в корпусе также приходит в колебательное движение и звук инструмента значительно усиливается.
Учащийся исполняет произведение на домбре.
3 остановка
Экологическая
Вопросы учащимся.
- Недавно глухая жительница Филадельфии отметила 105-летний юбилей. На вопрос журналистов: “Чему она обязана своим долголетием?” она ответила: ... Что она ответила?
- Экологи предлагают на цветочных клумбах ставить таблички “Тише! Цветы!” Почему?
- “Наши уши - это наши нервы”, - говорят финны. Почему?
О шумовом загрязнении атмосферы в своей презентации покажет учащийся.
Действительно, шум вредно влияет на здоровье человека, повышает кровяное давление, вызывает нарушение ритма сердца, а продолжительное воздействие шума ведет к глухоте. С шумом необходимо бороться. И следующая презентация “На опушке леса”.
4 остановка
Очевидное-вероятное
Презентация учащихся “Ультразвук”, “Инфразвук”.
Учащиеся задают классу вопросы:
- Случайно, залетая в окно, летучая мышь иногда садится людям на голову. Почему? (Волосы поглощают излучаемый мышью ультразвук, и поэтому мышь не воспринимает отраженных волн, не чувствует преграды и летит прямо на голову)
- “После дождичка в четверг” или “Когда рак на горе свиснет” - говорят, подразумевая: никогда. Но дожди в четверг бывают, а вот свистят ли раки? (Да, накануне резких изменений погоды, раки стараются влезть на какую-нибудь возвышенность и издают протяжный свистящий звук - писк с частотой ~ 20000 Гц, благодаря звуку в их организмах разрушается образующий перед природной аномалией ядовитый белок).
Наше путешествие подходит к концу, и сейчас вы выполните небольшую самостоятельную работу. На экране будут высвечиваться видеовопросы, а вы в тетрадях должны дать очень короткие, но четкие ответы на них.
Работа выполняется учащимися, тетради вместе с жетонами сдаются учителю.
Домашнее задание: повторить §30-35, а также предлагается творческое задание составить кроссворд по теме “Звуковые волны”.
Рефлексия: учащимся раздаются жетоны синего и желтого цвета и предлагают следующее: если урок понравился, проголосовать желтым цветом, если не очень - синим.