Формирование мотивации педагогов к участию в конкурсном движении

Разделы: Администрирование школы


В условиях модернизации и оптимизации российского образования, а также внедрения подушевого финансирования в последние годы возникла конкуренция не только за бюджетные, но и человеческие ресурсы, что обостряет конкуренцию, "битву" как за ученика, так и за учителя. Управление человеческими ресурсами - это процесс, направленный в первую очередь, на развитие личностного потенциала, на раскрытие внутренних, если хотите природных способностей и возможностей каждого человека, в его трудовой деятельности. А, как известно, трудовая активность человека, его отношение к труду являются высшей жизненной потребностью. И если современному обществу нужны яркие личности, то прежде всего - это талантливые учителя. Аксиома: серость порождает серость. Огонь зажигает огонь. Вот почему понятия "профессиональная компетентность педагога", "профессионализм" и "педагогическое мастерство" как никогда актуальны.

Как уберечь педагога от профессионального прозябания, как предотвратить возникновения застоя в педагогическом коллективе, как удержать специалистов в образовательном учреждении?

Эти вопросы я думаю волнуют всех.

Состав и профессиональную характеристику инженерно - педагогического коллектива профессионального лицея можно увидеть на слайде (Приложение 1).

Больше половины коллектива имеет высшую и первую категории.

Лицей работает в едином методическом направлении над темой "Взаимосвязь профессионализма педагогов и образовательных достижений учащихся", которая делится на определенные этапы. В конце каждого проводятся научные и практико - ориентированные семинары с обязательным участием всего коллектива в виде конференций, круглых столов, творческих отчетов.

Для эффективной работы созданы методические комиссии, председателями которых являются мастера и преподаватели высшей категории.

Каждая методическая комиссия в рамках заявленной темы выбирает свое направление работы. Например, методическая комиссия под руководством Захаровой И.А. решает проблему формирования учебно-исследовательской образовательной среды в ученическом коллективе с дальнейшим использованием результатов во время прохождения производственной практики.

Не секрет, что для многих педагогов очень важен карьерный рост. Различают два вида карьеры.

"Вертикальная карьера" - это движение по служебной лестнице, т.е. изменение функциональных обязанностей. Но это как вы понимаете ограничено.

"Горизонтальная карьера" - рост профессиональной компетентности специалиста на своем рабочем месте, т.е. оставаясь в должности педагога, он в праве совершенствовать качество собственной деятельности практически бесконечно. Сегодня "горизонтальная карьера" - это главный ресурс роста качества образовательного процесса, поэтому очень важно использовать все возможности для ее обеспечения.

Одним из важных факторов роста профессионализма является самообразование. Преподаватели выбирают различные формы, например, участие в семинарах, курсы повышения квалификации, дистанционные курсы.

Новой формой для нас является дистанционное обучение в педагогическом университете "Первое сентября". Это уже дает положительные результаты и мы продолжаем работу в этом направлении.

Следующим этапом горизонтальной карьеры является трансляция педагогического опыта. У нас предусмотрены различные формы:

  1. Выступления на заседаниях методических комиссий;
  2. Участие в научно-практических конференциях, педагогических чтениях;
  3. Мастер-классы;
  4. Конкурсы профессионального мастерства;
  5. Публикации.

Традиционно проводим профессиональные конкурсы.

За последние пять лет дважды участвовали в финале краевого конкурса "Учитель года".

В 2008 году методическая разработка Бузмаковой С.В. рабочая тетрадь по информатике для учащихся по профессии "Токарь" заняла 1 место в краевом конкурсе методических и дидактических средств обучения.

Принимаем активное участие в краевых педагогических чтениях "Повышение эффективности деятельности учреждений начального и среднего профессионального образования в условиях реализации национального проекта "Образование" - 2008 г. (7 человек), "Введение Федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования: стратегия, риски, перспективы" - 2011 г. (4 человека)

Наиболее высоким уровнем обмена опытом являются публикации как в печатных, так и в электронных изданиях, например в фестивале педагогических идей "Открытый урок", на сайте своего учебного заведения и собственном сайте, на сайтах различных педагогических сообществ.

Для получения высоких результатов профессиональной деятельности педагогов осуществляется методическое сопровождение через

  • консультации методиста училища,
  • ведущих специалистов городского методического кабинета комитета по вопросам образования г. Березники,
  • главных методистов факультета профессионального образования института повышения квалификации.

Организованы проблемно - творческие группы, отражающие индивидуальный подход к проектированию методической работы каждого учителя. Например, исследовательская деятельность учащихся, школа педагогического мастерства, работа над электронными пособиями.

Результатом работы творческих мастерских являются методические и дидактические разработки, ежегодно представляемые на краевой конкурс.

В этом году представлены два виды работ: электронное пособие и рабочая тетрадь.

Для реализации национального проекта Образования в рамках информатизации и внедрения информационных технологий в образовательный процесс свыше 70% коллектива прошли курсовую подготовку по информационной грамотности. Этим обусловлено большое количество пособий представленных на конкурс в электронном виде.

Мотивом для создания пособий служат следующие факторы:

  • Узкая направленность некоторых профессий (аппаратчик в производстве титана и редких металлов).
  • Отсутствие современных дидактических материалов и наглядных пособий по данным профессиям.
  • С помощью используемых зрительных образов обеспечивается создание глубокого впечатления, что существенно увеличивает запоминаемость материала.

Внедрение таких пособий как рабочая тетрадь в практику учебного процесса решает следующие задачи:

  • Развитие мышления учащихся;
  • Более прочное усвоение теоретических положений,
  • Приобретение практических умений и навыков решений не только типовых, но и развивающих творческих задач,
  • Осуществление последовательного контроля качества знаний учащихся.

Педагогический коллектив - это сложный, полиструктурный объект управления, поскольку педагоги отличаются по возрасту, образованию, стажу, по уровню педагогического мастерства. В любом коллективе нет и не может быть двух одинаково подготовленных в теоретическом и методическом отношении преподавателей.

Используя знания классификации педагогов по мотивации педагогической деятельности, мы под руководством директора разработали свою систему стимулирования.

Материальное и моральное поощрение, присвоение звания, повышение категории - это присуще педагогам исполнительского типа.

Для учителей профессионально-коммуникативного типа используем моральное поощрение со стороны общественных педагогических организаций, одобрение со стороны администрации и коллег.

Педагоги независимого типа отличаются тем, что работают независимо от мнения администрации и коллег. Для них стимулом является создание собственной авторской методической системы. Такие у нас тоже есть.

Зодчий строит храмы и дворцы, композитор создает музыкальные произведения, художник живописные полотна, драматург - шедевры для театра. А учитель, если он не урокодатель, а творец создает урок как произведение педагогического мастерства.

Я нам всем желаю, как можно больше таких творцов.

Презентация.