Математика на протяжении всей истории человечества являлась составной частью человеческой культуры, ключом кпознанию окружающего мира, базой научно – технического процесса. Математическое образование является неотъемлемой частью гуманитарного образованная в широком понимании этого слова, существенным элементом формирования личности. Математическое образование есть благо, на которое имеет право любой человек, и обязанность общества – предоставить каждому возможность воспользоваться этим нравом.
Математика есть часть общего образования. Ныне ни одна область человеческой деятельности неможет обходиться без математики, как без конкретных математических знаний, так и интеллектуальных качеств, развивающихся в ходе овладения этим учебным предметом.
Школьное математическое образование способствует:
- овладению конкретными знаниями, необходимыми для ориентации в современном мире, в информационных и компьютерных технологиях, дляподготовки к будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования;
- приобретению навыков логического и алгоритмического мышления, способность анализировать, отличать гипотезу от факта, критиковать, понимать смысл поставленной задачи, схематизировать, отчётливо выражать свои мысли, атакже развитию воображения и интуиции;
- формулированию мировоззрения;
- освоению этических принципов человеческого общения (интеллектуальная честность, объективность, устремление к постижению истины), воспитанию способности кэстетическому восприятию мира (постижению красоты интеллектуальных достижений, идей и концепций, познание радости творческого труда): обогащению запаса историко-научных знаний, которые должны входить в интеллектуальный багаж каждого современного культурного человека.
Математика – фундамент всех знаний и берёт начало в ранние стадии развития цивилизации. Сегодня каждая страна прикладывает усилие и тратит большие средства для поиска молодых людей, имеющих способности к математике, стараясь поддержать их и развивать таланты, поскольку эти молодые люди в дальнейшем определят развитие науки и создание новых технологий.
Надо содействовать развитию научной мысли jb обществе, неся математику в повседневную жизнь людей.
Надеемся, что наш конкурс будет началом знаменательных событий в жизни нашей школы в этом учебном году, пройдет успешно, и вы получите удовольствие от участия в этом состязании.
Уважаемые лицеисты!
Мы собрались здесь, чтобы провести интеллектуальный марафон «Великолепная восьмерка».
Команды займите свои места.
Желаем вам удачи!
В жюри интеллектуального марафона входят: (три человека).
Ход игры
1. Блиц-опрос. По одному человеку от каждой команды у микрофона (2 шт.= ведущий + участник). Сначала-20 вопросов одному представителю (без обдумывания), затем – другому. Право первого ответа определяется жребием (спички), время -5 минут.
Максимально – 20 баллов.
2. Занимательная геометрия. Каждой команде раздать по фигурке (2 шт. + 1 для жюри).
- Двумя прямыми линиями угол разделить на 6 частей
- На 4 равные части – часть квадрат
Максимально – 6 баллов, (на столах у команд должны быть линейки, карандаши, резинки, ручки, листочки), время – 3 минуты.
В это время блиц для болельщиков (информатика).
Максимально – 6 баллов
Блиц для болельщиков (во время 2 конкурса).
- Алгоритм, записанный на языке программирования. (Программа)
- Наименьшая единица информации. (Бит)
- Системная информация, располагающаяся «между» прикладной программной и периферийным устройством или памятью и выполняющая служебные функции. (Драйвер)
- Имя программы (возможно с параметрами) запускаемой на выполнение в языке программирования – элементарная инструкция программы. (Команда)
- Совокупность условий (логическое выражение), которую указывает пользователь для выделения некоторого подмножества строк таблицы в базе данных. (Фильтр)
- Набор картинок (файлов) на определенную тему, который хранится в файле специального формата и может быть показан на экране монитора. (Презентация)
Если время останется – музыка.
3. Математические перевертыши.
(надо 2 экз. каждой команде + 1 с ответами жюри) – максимум 9 баллов, если формула без названия – 0.5 б., время – 5-7 минут.
В это время с болельщиками: (за правильный ответ по 2 б.)
- В каком семизначном числе столько же цифр, сколько букв в его написании? (миллион)
- Пифагорейцы верили в силу гармонии природы. По их мнению, тетраэдр представлял собой атом огня, куб – земли, октаэдр – воздуха, икосаэдр – воды. Что у пифагорейцев символизировал додекаэдр? (Вселенную)
- Заслугу наименования чисел многие народы приписывали легендарным героям. Греки думали, что числа дал Прометей, китайцы за это чтили императора Фу-Хи, мексиканцы – пернатого змея Кецалькоатля. В какой стране за это чтили получеловека-полурыбу Оаннеса? (Вавилон)
Если останется время – музыка.
4. Из жизни великих математиков.
Ребята должны угадать математика, о котором идет речь в высказывании.
1 попытка – 10б 2 попытка – 6б 3 попытка – 2б |
Если команда не отвечает, ей помогают зрители этой команды(2б), а если и они не смогут, тогда слово предоставляется другой команде и они зарабатывают 6б. |
Итоги за 2, 3 и 4 конкурсы и всего.
5. «Деловое письмо» – по 2 человека от каждой команды. Вытягивающий конверты со словами и оформляют его, max – 10б.
В это время:
6. Великие художники – каждой команде предлагают изобразить кое-что, используя функции и их D(y) – область определения. max – 6б.
В это время Игра со зрителями (болельщиками).
По одному баллу за каждую пословицу или поговорку
По одному баллу за каждые понятия (каждый термин на букву и)
Если время останется – музыка.
Участники читают письмо; сдают жюри рисунки.
7. Кто быстрее и умнее.
max – 10б
Пока команды решают, игра с болельщиками: за каждый правильный ответ – 1б
(решают задачу)
Итог за 5, 6, 7 – всего.
8. Блиц-игра. Если не ответила одна команда, то право ответа переходит к другой.
2 мин.
9. Кое-что из истории. max – 3б.
Итоги всей игры: 8, 9 и всего.
Награждение победителей.
Оценивание.
1. Блиц-опрос max – 20 б., за каждый правильный ответ – 1б, т.к. всего 20 вопросов, то 20 баллов.
2. Занимательная геометрия
max – 6 б. (по 3 б. за фигуру)
блиц – для болельщиков (информатика)
max – 6 б.
3. Математические перевёртыши
max – 10 б.
с болельщиками – за каждый правильный ответ по 2 б.
4. Из жизни великих математиков
max – 10 б., I попытка
max – 6 б., II попытка
max – 2 б., III попытка
(Если помогли болельщики – то 2 б., если ответила другая команда – то другой 6 б.)
5. Деловое письмо, max – 10 б. | Игра с болельщиками: 1 по 1 б., 2 по 1 б. |
6. Великие художники, max – 6 б. |
7. Кто быстрее и умнее, max – 12 б. В это время – игра с болельщиками – за правильный ответ 1 б.
8. Блиц-игра, правильный ответ – 3 б.
9. Кое-что из истории, max 3 б. – кто первый ответит.
Задания интеллектуального марафона в Приложении 1.
Литература:
- «За страницами учебника алгебры», Л. Ф. Пичурин, М.: «Просвещение», 1999 г.
- «Математические вечера», Ф. Т. Петрова, издательство «Удмуртия». Ижевск, 1968 г.
- «Краткий очерк истории математики», Д. Я. Стройк, М.: «Наука», 1990 г.
- «Математическая шкатулка», Ф. Ф. Нагибин, Е. С. Канин, М.: «Просвещение», 1984 г.
- «Магия чисел и фигур», В. В. Трошин, М.: «Глобус», 2007 г.
- «Математика для любознательных», И. С. Петраков, М.: «Просвещение», 2000 г.
- «Математика в школе», журнал
- «Математика для школьников», журнал