Цели:
- Вовлечь каждого участника в активный познавательный, творческий процесс.
- Учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, описывать и литературно оформлять полученные результаты своих творческих замыслов.
- Учить детей анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.
- Развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело.
- Воспитывать у детей интерес к научной и художественной литературе, живописи, к творческому взаимодействию при совместной работе.
Задачи: развивать творческие способности, эстетический вкус; формировать навыки исследовательской деятельности.
Идея создания проекта возникла случайно. На внеклассном занятии по теме «Кулинарное путешествие по России» детей заинтересовала информация о том, что некоторые овощи были завезены в Россию Петром I. Возникла проблема: дети ничего не знают о Петре Великом, его эпохе. Так возникла мысль о создании проекта «Пётр Великий».
Этапы работы над проектом
Этап 1. Разработка проектного задания.
Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач.
Класс делится на 5 групп, которые получают задания:
- группа 1 – собрать материал по теме «Родословная династии Романовых»;
- группа 2 – собрать материал по теме «Детство. Юность. Вступление на престол»;
- группа 3 – собрать материал по теме «Дела на благо Отечества»;
- группа 4 – собрать материал по теме «Строительство Санкт-Петербурга»;
- группа 5 – собрать материал по теме «Это интересно».
Этап 2. Разработка проекта.
Задачи этапа – сбор и уточнение информации.
Дети распределились на творческие группы по интересам. Определили темы, над которыми хотели бы работать. В течение двух недель участники проекта собирались почти каждый день, делились своими идеями, работали с полученной из разных источников информацией.
Этап 3. Оценка результатов.
Задачи этапа – анализ выполнения проектных заданий.
Далее из всего предложенного были отобраны наиболее интересная по содержанию информация и определено, в какой форме она будет представлена.
Этап 4. Защита проекта. Урок-презентация.
Задача этапа – коллективная защита проекта. Ученики выступают перед одноклассниками.
Выступление первой группы
(по ходу рассказа на доске составляется генеалогическое дерево династии Романовых)
Романовы
Романовы – династия царей и императоров России. Сначала это был боярский род, известный по документам с XIV века. Фамилию Романовых бояре получили не сразу. Первым достоверным предком Романовых был Андрей Иванович Кобыла (по преданию – выходец из Пруссии.
Кобыла оставил после себя пятерых сыновей, от которых и пошло многочисленное потомство, давшее начало многим родам: Шереметевым, Колычевым, Неилюевым, Кокоревым и другим. Пятый сын имел прозвище Кошка, и от него произошло потомство, которое именовалось сначала Кошкиными, затем Захарьиными, еще позже Захарьиными-Юрьевыми и, наконец, Романовыми – по имени одного из членом этого рода.
Возвышение последней фамилии относится к 1547 году, когда царь Иван Грозный взял себе в жены Анастасию Романову. Впоследствии бояре Романовы имели большое влияние на государственные дела. В 1598 году племянника Анастасии, Федора Никитича Романова, называли кандидатом на престол после прекращения династии Рюриковичей. Но тогда царем избрали Бориса Годунова, и он подверг семью Романовых опале и ссылке, а Федор Никитич был насильно пострижен в монахи под именем Филарета.
После ужасов Смутного времени Земский собор в 1613 году избрал на царство сына Филарета – Михаила Федоровича Романова, а сам Филарет стал Патриархом Московским и Всея Руси.
Внук Михаила – Петр I – в 1721 году получил императорский титул, который потом носили и все его потомки, хотя в обиходе их по-прежнему называли царями.
Последним мужским представителем фамилии Романовых был внук Петра – император Петр II, умерший в 1730 году. Окончательно эта фамилия оборвалась в 1761 году, когда умерла и последняя женщина из рода Романовых – императрица Елизавета, дочь Петра I.
Любимая сестра Елизаветы, Анна Петровна, была замужем за немецким герцогом. Ан на умерла рано, но после нее остался сын – Карл Петр Ульрих, племянник Елизаветы, по национальности немец.
Елизавета назвала его своим наследником и вызвала в Россию, где он принял православие и стал Петром Федоровичем.
В 1745 году его женили на немецкой принцессе Софье Фредерике Августе ан-хальт-Цербстской. Она тоже приняла православие и получила новое имя – Екатерина Алексеевна. Это была будущая императрица Екатерина II.
Начало династии Романовых
Династия – греческое слово, означающее череду царей из одного и того же рода с одной и той же фамилией.
Более трехсот лет – с 1613 по 1917 год – нашей страной правила династия Романовых.
Первый русский царь Иван Грозный (из рода Рюриковичей) внезапно умер в 1584 году. На престол вступил его сын Федор Иванович – болезненный и слабовольный человек. Царь Федор не справлялся с новой должностью, и власть взял в свои руки брат его жены – Борис Годунов.
У царя Федора был малолетний брат – царевич Дмитрий (когда умер Иван Грозный, мальчику было всего два года). Со временем Дмитрий мог бы стать царем, так как своих детей у Федора не было и передать престол ему было некому. Но с царевичем произошла таинственная история: в 1591 году в Москве объявили, что Дмитрий, играя в «ножички», нечаянно напоролся на лезвие и умер.
По всей стране поползли слухи, что наследника престола убили по тайному приказу Бориса Годунова. Как было на самом деле – неизвестно до сих пор, но страшное подозрение по сей день лежит на Годунове.
В 1598 году царь Федор умер, и на престол взошел Борис Годунов. Много событий произошло в те годы – коротко обо всем не расскажешь. Но в 1605 году внезапно умер и Годунов.
Выбор пал на 16-летнего Михаила Федоровича Романова – сына богатого и знатного боярина Федора Никитича Романова. Немаловажным было и то, что новый царь приходился племянником последнему царю прежней династии – Федору Ивановичу, сыну Ивана Грозного.
Итак, с 21 февраля 1613 года в России воцарилась династия Романовых.
Выступление второй группы
(выступление группы сопровождается показом фотографий)
Вступление на престол
В ночь на 30 мая 1672 года у Алексея Михайловича Романова и Натальи Кирилловны Нарышкиной родился мальчик, которого назвали Петром. У Алексея Михайловича это был 14 ребёнок, а у Натальи Нарышкиной – первенец. Ласково она называла его Петрушей. Ребёнка сразу же отдали на воспитание нянькам. Когда Петру исполнилось 3 года, отец подарил ему сабельку и ружьё.
До 17 лет Пётр со своей матерью жил вдали от царского двора, в селе Преображенском. Первым учителем царевича был дьяк Зотов, который выучил его церковно-славянской грамоте.
На 47 году жизни скончался Алексей Михайлович – сын Михаила Романова. После него остались дети: Фёдор, Иван, Софья – от первой супруги (Милославской) и Пётр – от второй супруги (Нарышкиной). Федор правил 6 лет, потом умер. Ивану тогда было 16 лет, а Петру – 10 лет. Кто будет царём?
Иван был очень болезненным, Петр – слишком юным, поэтому государственными делами заправляла их старшая сестра Софья.
«Потешные полки»
Петр был любознательным, одаренным и деятельным мальчиком. Он проявлял большой интерес к религии и наукам, с особенным увлечением обучаясь военной премудрости.
С 1683 года в селе Преображенском под Москвой шла «военная игра». Из своих сверстников юный царь образовал «потешные» полки (от слова «потеха» - игра, развлечение, забава). В 1686 году в числе «потешных» солдат оказался сын конюха Александр Меньшиков, будущий ближайший друг Петра.
На реке Яузе была построена «потешная» крепость Плесбург – там юных солдат учили осаде и штурму крепостей. Иностранные офицеры обучали Петра и других «потешных» артиллерийской науке. Правда, чтобы мальчишки не покалечили друг друга, стреляли не настоящими ядрами, а пареными репами.
Со временем «потеха» превратилась во всестороннюю воинскую подготовку с освоением оружия и приемов боя, а «потешные» полки – в грозную силу и верную опору юного царя. С них и началась новая регулярная (постоянная) русская армия.
«Дедушка русского флота»
Сколько себя помнил царь Петр – его всегда интересовали корабли. Сначала он с интересом рассматривал специально для него нарисованные картинки на тему «Для познания царевичем Российской империи». Отец Петра, царь Алексей Михайлович, собирал модели «малых кораблей», которые мальчик часами разглядывал.
На прудах в селе Преображенском Петр впервые оттолкнулся от берега на маленькой лодочке...
Потом нашли в сарае старый ботик (маленькое парусное судно) деда – Никиты Ивановича Романова. Пока ремонтировали ботик, выделывали мачту и шили парус, Петр постигал премудрости новой потехи.
Стояла жара, ветра не было. Петр учился ставить мачту, поднимать и убирать паруса.
Наконец, однажды вечером удалось «поймать ветер»...
Много времени прошло, пока освоил царь все премудрости парусной науки. Потом и строить корабли научился: всё мог сам сладить – от киля до клотика.
Рано понял Петр, что нужен России свой военно-морской флот, нужны офицеры и матросы, нужны кораблестроители.
А «дедушка русского флота» – неказистый ботик, на котором юный царь учился «парусной науке», – жив и по сей день. Хотя он давно «на пенсии», но всё еще продолжает работать – в музее.
Выступление третьей группы
Выступление четвёртой группы.
(выступление детей сопровождается показом фотографий)
Как строился Петербург
«Пусть царь [Петр I] занимается пустой работой – строит города, а мы оставим себе славу брать оные», – сказал шведский король Карл XII, узнав о начале строительства Петербурга. Три столетия прошло с тех пор, но город ни разу не был сдан неприятелю.
Строительство Санкт-Петербурга началось 16 мая 1703 года. На острове в устье Невы была построена деревянная крепость, а в ней церковь Петра и Павла. Крепость была названа Петропавловской, а город назвали в честь святого Петра – Санкт-Петербургом. По приказу Петра на строительство города собирали «работных людей» со всей страны. Поначалу строители города жили в шалашах и деревянных домиках.
Город строился из привезенных деревьев, т.к. за порубку деревьев вокруг строительства – смертная казнь.
Город быстро рос. Вместо деревянных мостовых теперь появились каменные. Камень везли отовсюду. По велению Петра каждый прибывший в Петербург на телеге или на санях должен был привезти с собой три камня, а если человек плыл на судне, то по 10-30 камней.
Вымостили новую дорогу, которая начиналась от Адмиралтейства и шла вверх по Неве. Назвали ее Невской першпективой. Заканчивалась улица монастырем, построенным в честь Невской битвы, названным Александро-Невской Лаврой.
На верфях Адмиралтейства строились крупные парусные корабли – линейные и фрегаты.
Много необычного было в Петербурге. Шумной известностью пользовалась, например, Кунтскамера, первый музей России. В него поместили собранные самим Петром, приобретенные за границей оружие, посуду, инструменты, чучела редких птиц и зверей, было среди них даже чучело крокодила.
Петербург строился по заранее разработанному плану, с широкими прямыми улицами и каменными домами, набережными и мостами.
Уже через полгода в новый город – Санкт-Петербург прибыло первое иностранное торговое судно.
В 1712 году из Москвы в Петербург переехал царский двор. С этого момента Петербург принято считать столицей Российской империи. А в 1713 году в Петербург был переведён Сенат.
Город строился, взрослел, приобретал свой неповторимый облик – красота его первых построек до сих пор удивляет архитекторов мира.
Петр I верил, что новая столица России – Петербург – выведет страну из мрака и запустения к могуществу и славе. И, как потом выяснилось, верил не зря.
– А вот как поэты писали о красоте города Петра.
(Приложение 4) (фотографии)
(Приложение 5) (стихотворения о Петербурге)
Выступление пятой группы
Чем Петру I бороды помешали
Зачем Петру Великому понадобилось заставить своих подданных сбрить бороды и перейти на европейскую (короткую) одежду? Оказывается, и бороды Петр собственноручно стриг не зря, и кафтаны «окорачивал» тоже не случайно.
Традиционная одежда знатных русских людей стесняла движения, в ней было неудобно ходить, трудно есть, а уж работать – и во все невозможно. А Петру нужны были знающие, энергичные, подвижные помощники.
С бородами дело обстояло сложнее. Русские люди никогда не брили бороду: растет, и пусть растет.
Издал царь Петр указ – обрить бороды. Трудно исполнялся этот указ: некоторым легче было расстаться с головой, чем с бородой. Для таких был введен налог (плата в казну) за ношение усов и бороды, и велено им было носить на себе особые жетоны – «бородовые знаки» – с изображением бороды и усов.
Все эти изменения коснулись знатных, приближенных к царю людей. Жизнь и быт простого народа еще долго оставались неизменными.
Сценка
В длинных шубах, бородою вперед, бояре приходили к Петру, кланялись по чину, – кто в ноги, кто в пояс.
Приняв поклон, Пётр похлопывал по плечу и каждому весело говорил:
– Ишь – бороду отрастил! Государь мой, в Европе над бородами смеются... Уж одолжи мне её на радостях..
Ножницами Пётр отрезал бороду.
Падала к царским ногам древняя красота.
Новый календарь
Прекрасный праздник – Новый год. Вспоминается елка, поскрипывающий на морозе снег, зимние детские забавы – санки, лыжи, коньки. Дед Мороз, подарки...
Оказывается, так было не всегда. Раньше на Руси Новый год начинался с 1 сентября – урожай убран, крестьяне могут отдохнуть и повеселиться. В Европе к тому времени, когда русским царем стал Петр I, существовало другое летосчисление: и год начинался с 1 января.
20 декабря 1699 года он издал указ: «В знак... доброго начинания и нового столетнего века в царствующем граде Москве... друг друга поздравлять с новым годом; между тем по большим улицам... поставить украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых... кроме того, где место позволит, зажигать по ночам с 1 по 7 января костры и смоляные бочки...»
В Москве, на Красной площади» 200 орудий салютовали новому году в течение всей недели.
Так в Россию пришел новый, 1700 год, а вместе с ним и новый, XVIII век. Так появился новый календарь.
«Чёртово яблоко»
«Чертовым яблоком» во времена Петра I называли картофель.
Сначала картофель прибыл в Европу – на кораблях, которые везли из только что открытой Америки золото и другие сокровища. Вместе с картофелем из Америки прибыли и другие «путешественники»: томаты, кукуруза, табак...
Долгое время картофель считался деликатесом (изысканным угощением), его подавали только в богатых домах. Знатные французские модницы украшали свои платья и прически цветками картофеля.
В Россию картофель (и табак, между прочим, тоже) привез из Европы Петр I. Русские не сразу сообразили, что у заморского растения едят не «вершки», а «корешки». «Вершки» – то оказались горькими, да еще и ядовитыми, потому и назвали поначалу картофель «чертовым яблоком».
Петр был человеком настойчивым: если уж что задумал – непременно выполнит. По его указу крестьян силой стали заставлять сажать картошку. Крестьяне сопротивлялись. Но со временем русские крестьяне «распробовали» картофель, научились его правильно возделывать.
Этап 5. Подведение итогов.
– Оцените свою деятельность в ходе выполнения проекта.
– Что удалось?
– На каком из этапов работы вам было интереснее всего?
– Над чем вы бы хотели поработать ещё? Что вас заинтересовало?
– Закончить наше занятие хотелось бы словами, которые были вырезаны на личной печати Петра I «Я ученик и нуждаюсь в учителях».