Задачи:
- Познакомить со значением фразеологического оборота «Слушать, развесив уши».
- Развивать образную речь детей, расширять словарный запас.
- Воспитывать умение различать правду от лжи.
Предварительная работа: чтение басни «Ворона и Лисица» Ивана Крылова, рассматривание иллюстраций к ней.
Материал и оборудование:
- иллюстрация к фразеологическому обороту «слушать, развесив уши»;
- мультимедийный проектор, запись с голосом вороны.
Ход занятия
Развесить уши – развесить уши слушать, заслушаться, растерять уши.
(Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова,
М.: Русские словари, 1999.)
Развесить уши – заслушиваться ( один врет, другой уши развесил ),
зазеваться.
Ср. Весь век, сударь, ходишь развеся уши. Фонвизин. Недоросль. 2, 5. Простакова.
Ср. О вы, чувствительные души! Развесьте уши, Разиньте р.от. П.П. Сумароков.
Амур, ... ...
(Большой толково-фразеологический словарь Михельсона)
Сегодня на занятии вы познакомитесь с новым словосочетанием. Я его вам озвучу, а вы внимательно послушайте и подумайте, что же означает этот оборот: «слушать, развесив уши» (дать детям время на обдумывание).
Дети по очереди и по желанию высказывают свое мнение (все версии необходимо выслушать).
- Вот сколько различных вариантов мы услышали. Но все ли они правильные?
Давайте внимательно рассмотрим вот это изображение (обратить внимание детей на иллюстрацию к фразеологическому обороту на проекторе).
- Что изображено на картинке?
- Какого размера уши у человека?
Ребята, потрогайте свои ушки, потяните их слегка.
- Можем ли мы так прикрепить свои ушки к веревке?
(Необходимо выслушать все ответы детей.)
- Можем ли мы наблюдать такое явление в реальной жизни?
- Вспомните, мы знакомились с басней Ивана Крылова «Ворона и Лисица», рассматривали иллюстрации к ней. Вспомнили? (Да.)
Я зачитаю небольшой отрывок из этой басни, который поможет нам определить, что же обозначает словосочетание «слушать, развесив уши», но будем не просто слушать, мы инсценируем его.
Разминка.
«Плутовка к дереву на цыпочках подходит,
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки,
Рассказывать, так, право сказки!
Какие перышки! Какой носок!
И верно, ангельский быть должен голосок!...»
(Воспитатель зачитывает строки, а дети выполняют соответствующие движения, в конце все рассаживаются на свои места.)
- Ребята, а какой голосок можно назвать ангельским? (Выслушать ответы.)
Ангельский голосок очень приятен на слух, он нежный и ласковый. Предлагаю вам послушать голос вороны (включить запись).
- Можно ли назвать карканье вороны ангельским голоском?
- И что же случилось дальше? (Лиса попросила Ворону спеть, Ворона открыла клюв и выронила сыр. Лисица схватила его и убежала.)
- Дети, а Лисица правду говорила ли Вороне? (Нет, она ее обманула.)
Правильно! Но Ворона все-таки поверила Лисице и не устояла перед ее красивыми словами. Так вот именно про Ворону можно сказать, что она слушала Лисицу развесив уши.
- Значит, что означает словосочетание «слушать, развесив уши»? (Дети высказывают свои мнения.)
Словосочетание «слушать, развесив уши» означает слушать кого-либо чересчур доверчиво. Теперь вы знаете значение данного оборота. Давайте вместе попробуем составить предложения с ним. Дети (каждый ребенок или по желанию) составляют предложения, используя фразеологический оборот, с небольшой помощью воспитателя.