Урок русского языка в 1-м классе по теме "Обозначаем мягкость согласных звуков буквами гласных"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • помочь детям осмыслить способ обозначения твёрдости и мягкости согласных буквами гласных, совершенствовать умение обозначать твёрдость и мягкость согласных этим способом;
  • учить пользоваться орфографическим словарём;
  • развивать умение осуществлять орфографический самоконтроль;
  • воспитание любви к животным.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: Сегодня у нас в гостях Незнайка со своим другом Знайкой. И они поспорили. Незнайка утверждает, что для того, чтобы правильно писать, достаточно знать буквы. А Знайка с ним не согласный. Ребята, как вы думаете, кто из них прав?

Дети: Прав Знайка, надо ещё знать разные правила русского языка.

Учитель: Вот о правилах, которые помогают грамотным людям пользоваться буквами, мы и будем дальше говорить.

3. Чистописание.

- А пока вспомним буквы и поиграем в игру «Буква потерялась».

Подберите букву, чтобы подошла ко всем словам:

  • ...абрика, ко...та, шо...ёр, ...уфайка. (Буква Ф.)

- Какие звуки обозначает эта буква? Запишитев тетрадь эту букву.

Запишите слова с этой буквой: факир, фокусник, фотограф, футболист, фигурист.

4. Работа по теме урока.

Учитель: Прочитайте вопрос на доске:

- Как работают буквы?

Знайка: Одни буквы обозначают согласные буквы, а другие гласные.

Учитель: Правильно, но вы ещё не всё знаете. Как обозначаются мягкие согласные звуки?

В учебнике дети рассматривают картинку с изображением ребят и животных. Учитель проводит беседу о любви к « братьям нашим меньшим». О том, как нужно ухаживать за животными.

- Как мы всех ребят назовём, одним словом? (Люди.)

- Как мы запишем это слово?

- Незнайка записал это слово так (луди).

- Кто считает, что он правильно выбрал первую букву для обозначения первого звука?

- А получилось у него слово, которое он задумал?

Дети: Нет.

Учитель: А почему?

Дети: Он неправильно написал вторую букву.

Учитель: Какую вторую букву нужно писать?

Дети: Букву Ю.

Незнайка: Как это так? В русском алфавите для одного и того же звука есть две буквы?

Учитель: Давайте разбираться.

На доску вывешивается таблицу с двумя рядами букв гласных:

  • а о у ы э;
  • е ё и ю я.

Учитель: Назовите Незнайке буквы, которыми мы обозначаем твёрдость согласных.

А какими буквами обозначаем мягкость?

- Так же повторите буквы, которые надо выбирать при письме, если слышишь мягкий согласный.

Работа над правилом.

- В рамке записаны предложения с пропущенными словами. Вам нужно прочитать их, но вместо точек поставить нужные слова:

  • слышу ... – пишу ....

- Читаем. Слышу твёрдый согласный – пишу буквы: а, о, у, э, ы. Слышу мягкий согласный – пишу е, ё, и, ю, я.

- А теперь сами, без подсказки, объясните Незнайке, как он должен рассуждать, выбирая букву гласного.

5. Тренировка в применении способа обозначения мягкости согласных буквами гласных.

Учитель: Перед вами 2 столбика слов. Над каждым показан выбор букв. Как будете действовать, чтобы его обосновать? Применяйте правило.

а   у
я   ю
шл...па   л...стра
шп...ла   кл...бок
р...бина   р...кзак

- Списать, правильно вписать гласные.

6. Словарно-орфографическая работа.

Выбери из словаря 10 слов, которые подошли бы к нашей новой теме.

Пишите слова на листочке в столбик, оставляя «окошечки» на месте орфограмм.

Подчеркните зелёным карандашом, если они указывают на мягкость согласных, и синим, если они указывают на твёрдость.

- В каком слове нет мягких согласных?

- Какая буква гласного под ударением?

- А какая – в «опасных местах?

- Назовите буквы, которые вам понадобились для указания на мягкость согласных.

7. Работа со словами, в которых специально допущены ошибки.

Учитель: Незнайка решил сам написать слова, но как всегда, допустил много ошибок.

Какие слова он написал верно? Поставьте над ними +, а ошибки исправьте.

клуква   шлапа   ю   я
люди   ребата   у   а

Все слова запишите правильно.

8. Подведение итогов урока.

- О работе, каких букв мы сегодня говорили?

- Какие две важных работы они выполняют?

- Почему им приходится выполнять вторую работу?

- Кто нам помог разобраться в правильном выборе букв?