Цели:
- помочь детям осмыслить способ обозначения твёрдости и мягкости согласных буквами гласных, совершенствовать умение обозначать твёрдость и мягкость согласных этим способом;
- учить пользоваться орфографическим словарём;
- развивать умение осуществлять орфографический самоконтроль;
- воспитание любви к животным.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока.
Учитель: Сегодня у нас в гостях Незнайка со своим другом Знайкой. И они поспорили. Незнайка утверждает, что для того, чтобы правильно писать, достаточно знать буквы. А Знайка с ним не согласный. Ребята, как вы думаете, кто из них прав?
Дети: Прав Знайка, надо ещё знать разные правила русского языка.
Учитель: Вот о правилах, которые помогают грамотным людям пользоваться буквами, мы и будем дальше говорить.
3. Чистописание.
- А пока вспомним буквы и поиграем в игру «Буква потерялась».
Подберите букву, чтобы подошла ко всем словам:
- ...абрика, ко...та, шо...ёр, ...уфайка. (Буква Ф.)
- Какие звуки обозначает эта буква? Запишитев тетрадь эту букву.
Запишите слова с этой буквой: факир, фокусник, фотограф, футболист, фигурист.
4. Работа по теме урока.
Учитель: Прочитайте вопрос на доске:
- Как работают буквы?
Знайка: Одни буквы обозначают согласные буквы, а другие гласные.
Учитель: Правильно, но вы ещё не всё знаете. Как обозначаются мягкие согласные звуки?
В учебнике дети рассматривают картинку с изображением ребят и животных. Учитель проводит беседу о любви к « братьям нашим меньшим». О том, как нужно ухаживать за животными.
- Как мы всех ребят назовём, одним словом? (Люди.)
- Как мы запишем это слово?
- Незнайка записал это слово так (луди).
- Кто считает, что он правильно выбрал первую букву для обозначения первого звука?
- А получилось у него слово, которое он задумал?
Дети: Нет.
Учитель: А почему?
Дети: Он неправильно написал вторую букву.
Учитель: Какую вторую букву нужно писать?
Дети: Букву Ю.
Незнайка: Как это так? В русском алфавите для одного и того же звука есть две буквы?
Учитель: Давайте разбираться.
На доску вывешивается таблицу с двумя рядами букв гласных:
- а о у ы э;
- е ё и ю я.
Учитель: Назовите Незнайке буквы, которыми мы обозначаем твёрдость согласных.
А какими буквами обозначаем мягкость?
- Так же повторите буквы, которые надо выбирать при письме, если слышишь мягкий согласный.
Работа над правилом.
- В рамке записаны предложения с пропущенными словами. Вам нужно прочитать их, но вместо точек поставить нужные слова:
- слышу ... – пишу ....
- Читаем. Слышу твёрдый согласный – пишу буквы: а, о, у, э, ы. Слышу мягкий согласный – пишу е, ё, и, ю, я.
- А теперь сами, без подсказки, объясните Незнайке, как он должен рассуждать, выбирая букву гласного.
5. Тренировка в применении способа обозначения мягкости согласных буквами гласных.
Учитель: Перед вами 2 столбика слов. Над каждым показан выбор букв. Как будете действовать, чтобы его обосновать? Применяйте правило.
а | у | |
я | ю | |
шл...па | л...стра | |
шп...ла | кл...бок | |
р...бина | р...кзак |
- Списать, правильно вписать гласные.
6. Словарно-орфографическая работа.
Выбери из словаря 10 слов, которые подошли бы к нашей новой теме.
Пишите слова на листочке в столбик, оставляя «окошечки» на месте орфограмм.
Подчеркните зелёным карандашом, если они указывают на мягкость согласных, и синим, если они указывают на твёрдость.
- В каком слове нет мягких согласных?
- Какая буква гласного под ударением?
- А какая – в «опасных местах?
- Назовите буквы, которые вам понадобились для указания на мягкость согласных.
7. Работа со словами, в которых специально допущены ошибки.
Учитель: Незнайка решил сам написать слова, но как всегда, допустил много ошибок.
Какие слова он написал верно? Поставьте над ними +, а ошибки исправьте.
клуква | шлапа | ю | я | |||
люди | ребата | у | а |
Все слова запишите правильно.
8. Подведение итогов урока.
- О работе, каких букв мы сегодня говорили?
- Какие две важных работы они выполняют?
- Почему им приходится выполнять вторую работу?
- Кто нам помог разобраться в правильном выборе букв?