Отношение к браку и семье – один из главных вопросов любого мировоззрения. В дореволюционной России ведущая система ценностных ориентаций, регулирующих жизнедеятельность семьи, определялась православием. Сегодня в обществе все чаще поднимается вопрос о необходимости восстановления искусственно разрушенных традиций и утраченных ценностей. Всякая настоящая семья возникает из любви и дает человеку счастье. В любовной и счастливой семье воспитывается человек с неповрежденным душевным организмом, который сам способен органически любить, органически строить и органически воспитывать. Ситуация развития для ребенка проживающего в детском доме усиливается многими психотравмирующими факторами: многие дети, поступающие в детские дома, прошли через сложные жизненные ситуации, испытали на себе жестокое обращение взрослых, сексуальное насилие, алкоголизм и наркоманию и многое другое. Закрытость учреждений интернатного типа, особый тип взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, социальная и эмоциональная нестабильность положения ребенка, лишенного родительского попечительства, нереализованные потребности в любви и признании препятствуют формированию чувства защищенности в детском доме. Особую категорию риска составляют выпускники коррекционных образовательных учреждений. К законодательно определенному сроку выпуска они зачастую просто не готовы к самостоятельной и семейной жизни в силу особенностей развития. Негативный эффект усиливается за счет того, что вводимые в последнее время программы подготовки к самостоятельной жизни, социально-правовой ориентации нацелены на знакомство с правами и льготами, механизмами их реализации, способами защиты, но не на формирование готовности к выполнению обязанностей, неотделимых от предоставляемых прав. В условиях детского дома его воспитанники и выпускники не несут никакой ответственности. Указанная ситуация порождает риск социального иждивенчества, социальной безответственности. Противостоять соблазнам так или иначе культивируемым в молодежной среде не всегда под силу даже подросткам, имеющим надежный семейный тыл. Воспитанникам детских домов в десятки раз труднее, а часто и просто невозможно, удержаться от необдуманных поступков и неконтролируемых порывов. Сформировавшийся в обществе культ случайной связи, пропагандирует развлекательный образ жизни без супружеской любви, без родительской ответственности.
Формирование у старших воспитанников готовности к семейной жизни предполагает формирование у них ответственного родительства. Осознанное, ответственное родительство базируется на ответственном отношении родителей к созданию условий, необходимых для полноценного развития ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Осознанное родительство - это не только взаимодействие с ребенком, но и взаимодействие родителей между собой, другими членами семьи. Результатом которого является создание наиболее благоприятных условий для полноценного, гармоничного развития ребенка на всех этапах его жизни. Ответственное родительство может быть определено как совокупность родительских качеств, чувств, знаний и навыков, касающихся воспитания, развития ребенка с целью обеспечения процесса формирования здоровой и зрелой личности.
Сформировать у воспитанников представление и понятие об идеальной семье и семейной жизни (образ “Я – будущий семьянин”, “Я – будущая мать”, “Я – будущий отец”) как ценностный ориентир создания собственной семьи, помогают такие формы работы как заочные путешествия “История семейных отношений на Руси”,беседы-рассуждения “Не нужен клад, коли в семье лад”, музейные уроки “О верности и долге”, вечера воспоминаний “Семья в годы войны”,семейный круг “Семейные праздники”,тематические гостиные “Фронтовая семья”, и т.д. Здесь воспитанники могут соприкоснуться с семейными реликвиями, послушать воспоминания очевидцев, ощутить атмосферу любви, ответственности за родного человека. Одной из эффективных форм работы по воспитанию семейных ценностей является – гостиная.
Гостиная – это комната, в которой принимают гостей и одновременно это сам процесс приема гостей. Понятие “гостиная” тесно связано с понятием “семья”.
Главная цель нашей семейной гостиной – это педагогическая поддержка и помощь в получении социального опыта воспитанниками детского дома. На вечере в гостиной создается тот настрой детей, тот климат общения, который предусматривает их эмоциональное развитие, способствует достижению душевного комфорта.
Структура гостиной предусматривает свободное общение в кругу близких и знакомых людей. Приход гостей оформляется музыкальным сопровождением и доброжелательным фоном.
Первый этап: представление гостей. Хозяйка может сказать о ком-то несколько слов, как дополнительную информацию, углубляющую знания об этом человеке. Слова эти могут быть остроумными, шутливыми, веселыми, серьезными.
Главное - доброе расположение друг к другу, психологический климат гостиной.
Второй этап: воспоминания о прошлом. Каждый гость несет в себе свое прошлое, как историю совей личности. Тематика гостиной определяет тематику воспоминаний. В семейной гостиной вспоминают эпизоды жизни, делятся семейным опытом.
Третий этап: гость освобождается от психологической зажатости, а когда ему удается вызвать смех окружающих, он обретает уверенность и свободу. Могут звучать анекдоты, тематически связанные с характером гостиной. Совместно с гостями могут проводиться подвижные, настольно-печатные, народные игры.
Четвертый этап: предыдущие этапы способствовали созданию доверительной атмосферы. Прием гостей может заканчиваться чаепитием, вручением памятных сувениров. Расставание с гостями происходит с сожалением, с желанием встретиться вновь.
Гостиная “Семейные традиции”
Цель: формирование нравственной культуры детей, развития нравственного сознания, системы нравственных ценностей.
Задачи.
Образовательная: познакомить воспитанников с традицией ведения семейного альбома.
Коррекционно-развивающая:
- активизировать познавательную деятельность,
- развивать логическое мышление, обогащать словарь.
Воспитательная:
- развивать интерес к истории семейных традиций,
- воспитывать нравственные качества,
- способствовать сплочению детского коллектива.
Исследовательская:
- вовлекать воспитанников в новую форму деятельности
- экспериментирование, работу с тактильными дощечками.
Ход занятия
Воспитатель:
- Мы рады приветствовать вас в нашем семейном кругу.
- Давайте познакомимся:
- Александр Петров - забьет множество голов
- Степушкин Максим - артист и немного футболист
- Рома Вишняков - по праву по прыжкам достигнет славы
- Наш Олежка Добряков - целый день читать готов
- А Назаров наш Олег - старший в группе человек.
Воспитатель:
- Сегодня наш разговор о семье, о семейных праздниках и традициях.
Человек рождается на свет, растет, задумывается:
- Кто я? Откуда я? Откуда мои корни? Ответить на все эти вопросы помогают семейные традиции. Хорошие, добрые традиции, созданные и свято соблюдаемые в семье имеют особое назначение, они передаются из поколения в поколение, сохраняя память о наших предках, о наших корнях.
Семейные традиции – это такие хорошие, душевные внутрисемейные традиции, особое назначение которых состоит в создании теплой семейной атмосферы, в построении хороших отношений между близкими и родными людьми, в создании пространства понимания, поддержки, любви в доме, в семье.
Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно, своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традиции делают семью неповторимой, особенной. Ведь именно внутрисемейные традиции отличают одну семью от другой, делая ее непохожей и совершенно особенной.
Задание “Составь словосочетание”
Воспитанникам выдаются карточки-алгоритмы с зашифрованными традициями.
Традиции:
- домашние праздники (Новый год, Рождество, Пасха, Масленница);
- хранение семейных ценностей (поделки детей, 1-й дневник);
- ведение семейных фотоальбомов;
- семейные обеды;
- совместный отдых (игры);
- встречи с родными;
- совместный труд.
(На магнитной доске выкладываются карточки-традиции в виде солнца).
Вывод.
- И хотя семейные традиции могут быть вполне обычными, именно они делают каждую семью особой, особенной и необычной. Посмотрите какое красивое солнышко у нас получилось. Вот так и семейная жизнь незаметно, но неукоснительно будет становиться красивой, интересной, теплой и доброй.
Сегодня мы хотим вам предложить вам ввести в нашу семью новую традицию – собираться вместе у камина, беседовать, делиться радостями и проблемами, приглашать гостей.
Дети рассаживаются полукругом возле камина.
- Сегодня мы пригласили в гости, хорошо знакомых нам людей, Анну Александровну (дефектолог) и Наталью Ивановну (психолог).
- Я приглашаю вас к камину, рассаживайтесь поудобнее.
- Для создания более теплой домашней атмосферы давайте зажжем свечи и наш камин.
Приветствие гостей (психолог, дефектолог).
- В гости принято ходить с подарками. Примите от нас небольшие сувениры(детям вручаются именные фотоальбомы).
Воспитатель:
- Какое настроение сейчас у вас?
- Что на душе?
- К чему располагает такая атмосфера?
- Какие слова вам приходят в голову, когда мы говорим “домашний очаг”?
Вывод. Как приятно вечером сесть возле камина, где потрескивают дрова, а огонь в камине, согревая душу, навеивает старые воспоминания.
Конечно, семейных традиций очень много, давайте поговорим об одной из них – это семейный фотоальбом.
- Что такое семейный фотоальбом?
Показ мультимедийной презентации.
Семейный альбом - это летопись семейных традиций и хранилище памяти.
Когда-то фотография была чудом, фотосъемка всей семьи праздником. Сейчас люди все чаще стали вспоминать о своих корнях, интересуются жизнью предков, своей родословной. Ведь история страны складывается из истории семей и каждая из них неповторима. Вот фотография, возраст которой исчисляется двумя веками. Вглядитесь в эти лица: сколько благородства, достоинства. Каждый такой снимок несет с собой массу информации.
- Какой? (Во что одевались, какие прически носили, в какие игрушки играли дети)
- Видно, что семья была интеллигентной, богатой.
- Почему? (Не всякий мог позволить себе такое дорогое удовольствие).
- В наше время фотоальбом есть в каждой семье.
Показ личных семейных альбомов.
(Воспитатели, психолог, дефектолог, старший воспитанник)
Старший воспитанник:
- Во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей. Недавно моим увлечением стала работа в историко-патриотическом клубе “Исток” и экспедиции с поисковым отрядом по местам воинской славы. В своем альбоме я собрал дорогие мне фотографии (встречи с ветеранами, друзья по клубу, ценные экспонаты, привезенные из экспедиции, работа в музее “Дыхание той войны”).
Показ фотоальбома.
Воспитатель:
- Посмотрите на альбом моих родителей. В этом альбоме моя родословная.
Психолог:
- Я принесла вам альбом путешественника. Мы с семьей много путешествуем и в нем хранятся снимки красивых мест и достопримечательностей (известные в истории места). Этот альбом необычен тем, что в нем можно делать записи, продолжив предложение. Вот, например, погода позволяла нам загорать целый день на пляже, купаться даже вечером, ездить на экскурсии, ходить на концерты. Даже в пасмурное время года, просматривая альбом мы переносимся в веселое, теплое настроение лета.
Дефектолог:
- А у меня есть армейский альбом моего отца. Он служил на Балтийском флоте. В нем хранятся фотографии, сделанные за время службы.
Воспитатель:
- Как вы видите, фотоальбомы – идеальный способ сохранить яркие воспоминания о радостных и светлых моментах жизни.
- Как вы думаете, какие еще бывают фотоальбомы?
Просмотр видеопрезентации (продолжение).
Задание.
- Посмотрите на эти фотографии, на страницах какого альбома они могли бы быть?
- Фотоальбомы помнят все – даже то, что с течением лет забываем мы сами. Альбом можно открыть в любой момент и заново пережить счастливые моменты. Вот как о своем семейном альбоме рассказывает ваш современник (видеоклип Стим “На этих снимках вся наша жизнь”)
Физминутка (игра “Фанты”)
Цель: способствовать сплочению детского коллектива.
Психолог:
- А сейчас давайте поиграем. Я хочу предложить вам игру, которая может стать вашей семейной традицией. Она называется “Фанты”.
Правила игры: один ведущий собирает с каждого играющего какой-нибудь предмет - фант, а второй ведущий, не видя фанта, дает любое задание. Хозяин фанта должен его выполнить.
- Игра началась!
Задания для каждого участника: попрыгать вокруг себя на одной ноге; изобразить полет бабочки; подойти к любому из гостей и пожать руку; изобразить человека, колющего дрова; изобразить лягушку.
Задание сразу для двух фантов: один из участников изображает сдутый шарик, другой “насос” - его накачивает.
Задание для всех участников: изобразить движущийся поезд.
- Спасибо за игру! Я думаю, она вам понравилась.
Воспитатель:
- Еще одной семейной традицией является хранение памятных вещей. Вместе с фотографиями многие мамы бережно хранят детские вещи, чтобы потом спустя какое-то время показать их своим детям.
Демострация вещей: (бирка из роддома, конверт, шапочка и пинетки, связанные заботливыми бабушкиными руками, первые игрушки).
- А какие события связаны с этими вещами? (Лента выпускника школы, военная фуражка,фата невесты, резная шкатулка, старинные украшения).
Дефектолог.
- В нашей семье одной из памятных вещей является фотопортрет моего прадедушки -Комарова Ильи Алексеевича. Он пропал без вести во время ВОВ в 1943 г. Если бы не было этого портрета, мы не знали, бы как выглядел герой нашей семьи. А как было бы хорошо, если бы он оставил нам еще пожелания, послания. Вот у вас есть сейчас такая возможность оставить послание потомкам (т.е. людям, которые будут жить после вас).
Мы напишем коротко: будьте… (Ответы детей)
счастливы
здоровы
трудолюбивы
радостны и т.д.
Проведение опыта.
- Перед вами сок лимона, мы будем использовать его как чернила. Кисточкой напишите ваше невидимое пожелание на листочке.
- А теперь подержите некоторое время над огнем свечи.
- Что происходит? (Ответы детей)
- Да, надпись проявляется. Это происходит потому, что кислота, содержащаяся в соке лимона, сгорает и превращается в золу быстрее, чем волокна бумаги. Если бумагу дольше подержать над огнем, она тоже загорится, поэтому такой опыт можно делать только в присутствии взрослых.
Упражнение “Тактильные дощечки”.
Цель:
Развивать тактильные ощущения, учить соотносить поверхность дощечек с определенным эмоциональным состоянием.
Психолог.
- Сейчас, в конце занятия, вы можете передать свое настроение с помощью необычных дощечек. Посмотрите и потрогайте их: какие они на ощупь? (Мягкие, гладкие, шероховатые, теплые, прохладные). Подумайте о своем состоянии и выберите ту, которая соответствует вашему настроению. Вставьте в кармашек.
- Почему ты выбрал эту дощечку?
Ваш выбор говорит о том, что на нашем вечере семейных традиций вам было тепло, уютно, вы чувствовали себя комфортно.
- Это так? Поделитесь своими впечатлениями от сегодняшнего вечера.
Воспитатель:
- У нас есть для вас небольшой сюрприз. Посмотрите видеоклип (демонстрируются яркие моменты из жизни самих детей под мелодию Э.Пьехи “Загляните в семейный альбом”).
Просмотр видеоклипа.
- Вот она наша история, наша судьба в фотографиях, в именах, в любимых лицах.