Нравственный кодекс человека

Разделы: Классное руководство


Цели:

  • Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок
  • Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, поступков сверстников и одноклассников.
  • Развитие нравственных личностных качеств.

Задачи:

  • Формирование таких нравственных качеств, как доброта, отзывчивость, сострадание, готовность помочь ближнему.
  • Формирование чувства эмпатии, представления об общечеловеческих ценностях.
  • Развитие внимания, памяти, мышления.
  • Формирование культуры ведения беседы.

Ход беседы

На доске цитата:

Если человека учат добру –
в результате будет добро.
                В.А. Сухомлинский

Учитель: Беседу я начну с высказывания Михаила Рощина, писателя, драматурга: «Попробуйте не наступать, а уступить, не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть людям ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить». По сути в этом высказывании заключена большая житейская мудрость: каким быть человеком, как поступать, чтобы никому не принести зла и никого не обидеть. А в наше время человек просто испытывает нужду в таких качествах, как уважение к человеку, терпимость, великодушие и отзывчивость Трудно ли быть добрым, хорошим для всех?. Заглянем в мир, в котором они обитают и попробуем разобраться в этом. История из жизни:

«В нашу мальчишескую компанию на лето приезжал один малыши из Ленинграда. Он бил немножко старше нас, обладал, как нам казалось, безукоризненным» манерами и на несколько месяцев обычно воцарялся у нас; авторитет его был непререкаемым. Он носил ослепительно чистые, отглаженные рубашки. Такими же были носовые платки.

Однажды мы вышли прогуляться всей компанией. Вадим (так я назову этого мальчика) был настроен агрессивно. Замечу, что и жаргон его нам казался тогда верхом совершенства. Какой-то паренек шел нам навстречу. Вадим, сейчас уже не помню почему, придрался к нему. Тот оказался неробкого десятка. И тогда Вадим ударил его, сбил с ног и еще раз ударил лежащего кованым ботинком по голове. «Разделайте его, ребятки», – приказал он нам».

Я прекращаю чтение и предлагаю учащимся продумать его окончание. После высказываний продолжаю чтение:

«И что же? Некоторые ребята (неплохие ребята!) послушно бросились выполнять его распоряжение. Правда, компания наша вскоре после этого распалась. А Вадим... Я его больше не встречал, так он и остался в моем детстве как символ безупречных манер и в то же время грубой, жестокой души...»

Вопросы для обсуждения:

  1. Как вы относитесь к поступку Вадима?
  2. Какие качества сочетаются в личности Вадима?
  3. Как можно оценить поведение остальных ребят?
  4. Как поступили бы вы в подобной ситуации?

Учитель: Как же должны сочетаться в человеке доброта и физическая сила? Наверное, не встретить подростка, который бы не хотел быть сильным. Но нужно отдавать себе отчёт в том, куда будет направлена эта сила. Чтобы защитить слабых, младших? Или чтобы возвысится над ними? Подумайте над этим. «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах духовный мир – радость, беду, несчастье, горе», – так говорил В.А.Сухомлинский. Педагог Сухомлинский писал сказки-притчи для детей. В иносказательной форме он раскрывает многие нравственные поступки людей. Послушайте их.

«Первоклассница Марийка пришла из школы домой и увидела: пол в комнате чистый, даже блестит. «Как в нашем классе после уроков, – сказала Марийка. «Как это – после уроков? – удивилась мама. – А во время уроков?» «Мы моем пол после уроков. Ведь комиссия приходит после занятий и ставит оценку за чистоту. Зачем же вытирать пол во время уроков?» «Мудрые у вас порядки» – усмехнулась мама. Тут кто-то постучал. Мама открыла дверь. В хату вошла соседка – старая-престарая бабушка Христина. Бабушке девяносто девять лет. У неё семь сыновей, три дочери, сорок внуков, сто три правнука.

Мама низко поклонилась бабушке, взяла её под руку и повела в гостиную. Ужаснулась Марийка: на улице дождь, обувь у бабушки грязная, и там, где бабушка прошла, расплылись лужи.

Долго сидела за столом бабушка Христина. Мама угощала её чаем.

Когда бабушка ушла домой, Марийка сказала: «А мы бы в класс с такими грязными туфлями не пустили... Пол же должен быть чистый...»

«Пол будет чистый, дочка... А душа? – тихо сказала мама»

Вопросы для обсуждения:

  1. Как вы думаете, о чём бы поговорила мама с Марийкой до прихода бабушки?
  2. Почему автор так подробно перечислил всё поколение бабушки Христины?
  3. Что же хотела сказать мама дочке о душе? Каков смысл притчи?

Учитель: Как важно, ребята, уметь замечать, кому и где нужна помощь, оказывать её по собственной инициативе, а не по указанию педагога, взрослых.. Стоит только внимательно посмотреть вокруг, как без труда можно приметить и пожилого, плохо видящего человека, с опаской пересекающего улицу, и приезжего, обращающегося к прохожим с просьбой объяснить, как пройти к нужному месту. Таких ситуаций много И немало людей, которые приходят на помощь. В этом проявляется отзывчивость, доброта, в конечном итоге, душа человека

А вот ещё одна притча Сухомлинского: «Камень».

«На лугу, под раскидистым дубом, много лет была криница. Она давала людям воду. Под дубом подле криницы отдыхали путники. Как-то раз к дубу пришёл парень. Он любил пошалить. Вот он и подумал: «А что будет, если я возьму вот этот камень и кину его в криницу? Вот, наверное, булькнет сильно!» Поднял камень, кинул в криницу. Булькнуло сильно. Парень засмеялся, побежал и забыл про свой поступок.

Камень упал на дно и закрыл жерло. Вода перестала наполнять криницу. Криница засохла. Засохла трава возле криницы, и дуб засох, потому что подземные ручейки потекли куда-то в другое место. На дубу перестал вить гнездо соловей. Он полетел на другой луг. Замолкла соловьиная песня. Грустно стало на лугу.

Мною лет миновало. Парень стал дедом. Однажды он пришёл на то место. Где когда-то был зелёный луг, стоял раскидистый дуб, била прохладная криница. Не стало ни дуба, ни луга, ни соловья, ни криницы. Только песок, ветер, вздымает тучи пыли. «Куда ж оно всё подевалось?» – подумал дед».

Вопросы для обсуждения:

  1. Что поможет деду ответить на этот вопрос?
  2. Как человек должен и может отвечать за свои поступки?
  3. Должны ли добрые поступки всегда поощряться?

Учитель: Доброту, отзывчивость надо проявлять бескорыстно, не ожидая похвалы, награды, добрыми делами и поступками не хвастаются. Но человек должен думать и отвечать за свои слова, действия. Умение ответить за содеянное, исправить – не менее замечательное человеческое качество.

И ещё одна притча-сказка Сухомлинского «Горячее сердце»:

«Узенькой тропинкой шли два путника. С одной стороны плескалось синее море. С другой – возвышались седые горы. Шли путники долго. Они искали красоту. Один из них был человеком с горячим сердцем, а другой – человек с холодным сердцем. Человек с горячим сердцем взглянул на море, и глаза его стали изумлёнными и ласковыми. Он сказал: «Какое оно сильное, могучее, вечное море». А человек с холодным сердцем сказал: «Да, много воды». Подошли они к серому камню. У человека с горячим сердцем вспыхнули глаза: « Смотри, какой прекрасный цветок. Да это же и есть красота, которую мы ищем». «Где ты видишь этот цветок?» – удивился человек с холодным сердцем, – это же серый камень. Вот и трещины в нём, вот и пылью покрыт он, камень». «Да, камень, но там внутри цветок розы, – возразил человек с горячим сердцем. – Надо только добраться, освободить его из каменного плена».

Человек с горячим сердцем много дней долбил и резал серый камень. А человек с холодным сердцем сидел на берегу и с тоской смотрел на море. Наконец из-под осколков камня показался цветок удивительной красоты. Казалось, весь мир притаился, всматриваясь в красоту, которую освободил человека из каменного плена. Даже горы поднялись выше. Даже волны затихли, и безбрежное море стало, как зеркало. Только человек с холодным сердцем ничего не увидел. Он прислонился пальцем к чудесному изваянию и сказал: «Да, крепкий камушек».

Вопросы для обсуждения:

  1. Как вы понимаете понятия «человек с горячим и холодным сердцем»?
  2. Почему, глядя на одно и то же, они видят по-разному: море, камень, цветок..?
  3. Что помогает, по мысли автора, видеть и воспринимать мир вокруг себя?
  4. О какой красоте в человеке говорит автор? (о внутренней, нравственной)
  5. Имеет ли это значение для самого человека?

Учитель: Надо быть открытым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Уметь искать и находить просто «хорошее», «заслонённую красоту» обогащает человека духовно. Заметить красоту в природе, в посёлке, улице, не говоря уже о человеке, значит обогатить себя духовно, это сделает человека чище и лучше. Нравственная красота исцеляет, исправляет и делает человека лучше, побеждая злобу, жадность, зависть – всё то, что калечит и делает сердце холодным. Сегодня мы пополнили наш нравственный кодекс человека:

Если человека учат добру –
в результате будет добро.

Литература:

  1. Попов А.Е. «Сам себя должен воспитывать». – М., 1980.
  2. Сухомлинский В.А. «Сказки для детей». – М., 1988.