Обращение к таким средствам наглядности как опорная схема и алгоритм имеет свои причины.
Одна из них заключается в том, что, несмотря на ярко выраженную практическую направленность, курс русского языка не может быть усвоен без овладения системой лингвистических знаний, в которой каждый элемент имеет своё особое место.
Учебные средства наглядности облегчают восприятие теоретического материала, способствуют быстрому его запоминанию, причем не механическому и бездумному, а осмысленному и более прочному, поскольку при такой подаче учебной информации наглядно демонстрируются логические связи между явлениями языка.
Из всех существующих форм наглядности сейчас наиболее распространены схемы, представляющие собой особую организацию теоретического материала в форме краткого графического изображения, которое обнажает и зрительно подчеркивает соотношение и зависимость явлений, характеризующих определённую языковую проблему. Такое изображение создается в упрощенно-обобщенной форме.
При помощи схемы учащиеся, приученные к языку символов, смогут увидеть логическую закономерность. Схема отчетливо и немногословно выделяет главные признаки, наглядно показывает связь орфографического правила с тем, в какой морфеме находится орфограмма, каковы условия её выбора, следовательно, такая запись нацеливает и на морфемный анализ слова.
Какая же схема наилучшим образом соответствует обучающим задачам урока?
Прежде всего, использование средств графики должно обнажать логические связи явлений, которые существуют в языке. При этом лучше всего придерживаться графического единообразия. Стараться употреблять в схеме минимальное количество слов. Она должна в очень лаконичной форме описать языковую закономерность, имеющую в языке бесчисленное количество проявлений, с которыми сталкиваются учащиеся при анализе конкретных языковых фактов. Вот почему в схеме вполне уместно употребление тех графических обозначений, к которым привык ученик и которые он моментально "расшифровывает" (знак окончания, суффикса, корня, приставки).
Запись в виде схемы выделяет в орфографическом правиле ключевые понятия, без которых невозможно обойтись. Работая со схемой при выполнении практических заданий ученик поневоле запоминает её уже потому, что зрительная память детей этого возраста обычно неплохо развита. Мы совершенствуем и тренируем её, предлагая для запоминания не формулировку правила, а предельно сжатую форму записи его, которая поможет в случае необходимости развернуть информацию и изложить её в виде орфографического правила. В такой работе тренируется и логическая память, поскольку схема даёт теоретические сведения, открывая логические связи между лингвистическими понятиями.
Таким образом, схема вносит в процесс обучения некоторую новизну, учит школьников пользоваться особым видом записи теоретического материала.
Итак, схема как форма наглядности в обучении является не столько иллюстрацией, которая дается параллельно с устным или письменным изложением теоретического материала, сколько ключом к решению практических задач. Раскрывая внутрипредметные связи (например, связь написания и строения слова), демонстрируя логическое противопоставление языковых фактов, схема приводит школьников на верный путь рассуждения, к правильному способу решения лингвистической задачи.
Работа по схеме учит умению выделять главное в изучаемом материале, способствует развитию логического мышления учащихся, умения в конкретном лингвистическом факте видеть языковую закономерность.
Целенаправленную организацию мыслительной деятельности учащихся в процессе применения правил облегчает алгоритм.
Алгоритм - это перевод теоретических знаний в умения пользоваться этими знаниями.
Алгоритм учит логике рассуждения, способствует более четкой дифференциации конкурирующих написаний уже на первых этапах усвоения орфографического материала.
Работа с алгоритмом ведется по принципу "вначале объясни, потом запиши". Это имеет решающее значение именно при первичном изучении материала, так как формирует у ученика определенный стиль мышления, заставляет его думать в процессе письма, предупреждает формальное выполнение заданий и упражнений. В результате работы по алгоритму ученик многократно проговаривает правило и тем самым тренирует свои органы речи в произнесении текста формулировки правила, усваивает её материю.
Эта тренировка способствует развитию его монологической речи. В результате такой тренировки достигается, в конце концов, понимание смысла лингвистического термина, развивается мышление ученика, а значит и свободное оперирование этим понятием.
Приведу примеры опорных схем и алгоритмов, которые я использую при изучении темы "Причастие" в 7 классе. (приложение 1)
Н а уроках обобщения и систематизации знаний, при подготовке детей к ГИА, ЕГЭ использую обобщающие алгоритмы.
Основное преимущество обобщающих алгоритмов состоит в том, что они помогают формировать правильные и полные обобщения, учат школьников тому, как наиболее экономно и правильно находить ответ при решении учебно-познавательных задач. Процесс анализа материала, регулируемый обобщенной схемой умственных действий, и построение рассуждений на основе такой схемы предупреждает возникновение обобщений неточных или ошибочных.
Приведу примеры некоторых обобщающих алгоритмов. (приложение 2)
Трудность работы с алгоритмом возникает тогда, когда дети затрудняются в определении части речи или части слова. А алгоритм любого орфографического правила базируется на двух "китах": состав слова, часть речи. Поэтому особое внимание с самого начала нужно уделить отработке умений быстро разбирать слово по составу и определять часть речи.
Опорная схема и алгоритм привлекают простотой составления и простотой применения, поскольку знакомить с ними можно учащихся при помощи доски, а для этого не нужно специального времени, как на изготовление некоторых других пособий.
Список используемой литературы
- А.В.Текучева, М.М.Разумовская, Т.А.Ладыженская "Основы методики русского языка в 4-8 классах", Москва, Просвещение, 1983 г.
- С.И.Львова "Схема на уроке русского языка", Русский язык в школе, № 2 1990 г.
- Д.Х.Ваганова "Как преодолеть "минусы" опорных конспектов", Русский язык в школе, №3 1991 г.
- Е.Г.Шатова "О способах описания обобщенных алгоритмов при обучении орфографии", Русский язык в школе, №4 1991 г.