Игровая кукла

Разделы: Технология


Цель урока:

  • Ознакомление с правилами техники безопасности при работе со швейными принадлежностями.
  • Ознакомление с культурным пространством наших предков.
  • Сформировать навыки моделирования народной игровой куклы.
  • Воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности. Развивать навыки работы в коллективе.

Метод проведения урока: беседа, практическая работа.

Наглядные пособия: таблица, образец куклы, рисунки с изображением ангелов.

Оборудование для учеников: нитки разного цвета, тесьма, ножницы, вата, лоскутики ткани.

Предварительная работа: на уроках ИЗО рисование ангелов.

Межпредметная связь: ИЗО, ОПК (Основы православной культуры), история.

Сохраняющие здоровье технологии: физкультминутка.

На классной дочке: развешаны рисунки с изображением ангелов, таблица.

Тип урока: урок-мастерская.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие класса.

Ознакомление учащихся с темой и целью урока.

Проверка учителем готовности учащихся к уроку.

Инструктаж по технике безопасности при работе острыми предметами.

- Прежде чем, приступить к практической работе, давайте поиграем, отгадаем загадки. Кто угадал ответ, рассказывает правила безопасности при работе с ножницами, иголкой и т.д.

Смотрите, мы раскрыли пасть,
В ней бумагу можно класть
Бумага в нашей пасти
Разделится на части (Ножницы).

Маленького роста я
Тонкая и острая
Носом путь вперед ищу,
За собою хвост тащу (Иголка с ниткой).

Сообщение познавательных сведений. На классной доске Рисунки 2, 3.

 

- Сегодня, ребята у нас необычный урок! Мы с свами будем делать вот такую народную игровую куклу "Ангел" (демонстрация образца) Рисунок 1.

На Руси кукол делали и для игры, и для совершения разных обрядов. Было великое разнообразие тряпичных кукол с забавными названиями. Вот, например, кувадки, которые делали, чтобы они охраняли только что рожденного младенца. Другая кукла, охранявшая ребенка, - это пеленашка. Еще проще, чем пеленашка и кувадка, были устроены куклы Мартинички. Были в русских деревнях еще куклы - сестрички: крупеничка, зернушка, горошинка. Они больше похоже на кисточки. Причем обрядовыми куклами можно было играть детям, а игровые куклы ни в коем случае нельзя было использовать при обряде. Лоскутки и нитки для куклы можно было только отрывать, а не отрезать. И сшивать тряпочки не разрешалось - только связывать или заматывать. Когда в деревнях родители уходили в поле работать, в доме с детьми оставались бабушки и чтобы как-то занять детей, делали кукол из самой простой ткани, что была под рукой.

Лицо не рисовали, считалось, что кукла должна переживать, радоваться вместе со своим хозяином.

2. Практическая работа.

Итак, для изготовления ангела нужно взять квадратный лоскутик ткани, размер 20х20см. Измеряли ладонью: клали ладонь на ткань сначала по горизонтали, а потом по вертикали.

Квадратик не вырезается, а отрывается от куска ткани, при этом с краю получается ровная бахрома, так напоминающая перышки.

В середину квадратика помещается кругляшок из ваты.

(Обращаю внимание учащихся на таблицу со схемой складывания лоскутка ткани).

Вата обтягивается тканью и завязывается длинной ниткой (а).

Затем, той же ниткой перевязывается "талия" и "крылья" (б),

а также при переходах нитки вверх-вниз формируется "крест" на груди и спине (в).

Чтобы украсить куклу, поверх нитки можно проложить декоративный золотой или серебряный шнурок.

 

- По ходу выполнения практической работы, учитель помогает тем, у кого возникли вопросы.

3. Физкультминутка.

- Буратино шел, шел (маршируем на месте)

- И горошину нашел (наклон вперед руки в стороны)

- А горошина упала, покатилась и пропала (наклон вниз, согнутыми в локтях руками делаем круговые движения вперед)

- Ах, ох, где то вырастет горох (повтор 2 раза) (ноги на ширине плеч, наклоны вправо, влево).

В конце урока отдельные учащиеся 5 класса показывают мини - спектакль "Про девочку Марину" Приложение 1. А остальные ученики в это время раскрашивают розданные заранее рисунок - раскраску "Ангел". Рисунок 4.

4. Подведение итогов.

- Рефлексия.

- Что интересного узнали?

- Для чего нужны такие уроки?

5. Анализ урока.

Сообщить оценки за теоретические знания. Выставить оценки за пр. работу. Уборка рабочего места.

Список литературы.

  1. С. Лаврова "Русские игрушки, игры, забавы" Изд. Белый город, Москва, 2007.
  2. Н. В. Шайдурова "Традиционная тряпичная кукла" Изд. Детство - Пресс,2011.
  3. Г.Л. Дайн "Русская тряпичная кукла" Издательство Культура и традиции, 2007.
  4. Интернет ресурсы: http://igru6ka.ru/kate/russiantoy-2/