Тип урока: усвоение новых знаний.
Цели урока:
1. Образовательные:
- повторить, обобщить и расширить знания учащихся о жилищах животных, их многообразии.
2. Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к животным и их жилищам, эковоспитание;
- продолжить формирование познавательного интереса к предмету;
- показать практическую деятельность человека для сохранения окружающей среды, охраны природы;
3. Развивающие:
- организовать деятельность учащихся по развитию учебно-интеллектуальных умений и навыков: работать с текстом, критически анализировать информацию, способность её систематизировать, оценивать, обобщать и делать выводы; развивать логическое мышление, речь – словарный запас биологических знаний, развивать образное мышление;
- формировать экологическое мышление учащихся.
План урока:
- Организация класса.
- Вступительное слово, определение темы урока.
- Целеполагание урока.
- Проблемные вопросы.
- Формулирование промежуточных выводов.
- Рефлексия.
- Подведение итогов урока, творческое домашнее задание.
Ход урока
Первый этап урока – «Организационный».
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.
Живым существам очень трудно без дома.
Жилье нужно птицам, зверям, насекомым…
Для шустрых и быстрых лесных муравьев
В большом муравейнике пища и кров.
Лиса и барсук в темных норах живут,
А птицы уютные гнездышки вьют.
Живым существам без жилища – беда,
Но людям без дома – совсем никуда!
Учитель: Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?
Ученики: О доме животных и человека.
Сообщение темы урока (Приложение 1. Слайд 1).
Второй этап урока – «Вызов».
Учитель: А что вы не знаете и хотели бы узнать на этом уроке?
Ученики:
- Что означает слово жилище?
- Какие бывают жилища животных и человека?
- Какое влияние оказывают современные постройки человека на окружающую среду и здоровье человека?
Учитель: Пусть это и будет целью нашего урока (Приложение 1. Слайд 2).
Учитель: Что же означают слова: «дом», «жилище».
Работа со словарем (Приложение 1. Слайд 3), запись в тетрадь.
Сейчас каждый из вас может определить уровень своих знаний.
Работа в группах: «Узнай, чьи постройки?» Соедините линией: название животного и его жилище.
ласточка | раковина |
дятел | хатка |
мышь | норка |
корова | дерево |
бобр | муравейник |
хомяк | улей |
тюлень | озеро |
волк | нора |
моллюск | гнездо |
черепаха | дупло |
муравей | скворечник |
летучая мышь | нора |
скворец | лежбище |
аскарида | панцирь |
пчела | пещера |
карась | берлога |
ленивец | организм человека |
медведь | сарай |
Проверка правильности выполнения задания в форме группового контроля.
Учитель: Давайте посмотрим небольшую презентацию на тему «Многообразие жилищ животных» и во время демонстрации определяем, кому принадлежат эти жилища и составляем кластер (Приложение 1. Слайд 4-9).
Виды жилищ животных (на доске).
Третий этап урока – «Осмысление содержания».
Учитель: Кто научил их этому искусству? Все это поведение, похожее на разумное, объясняется сложнейшими инстинктами, которые сложились у животных в течение долгого исторического их развития. Однако важное значение имеет то, что ни одно из жилищ животных не наносит вред природе. Все используемые материалы для строительства они берут из окружающей среды, при этом не причиняя ей вреда.
Разделите лист бумаги на две половины. На одной половине нарисуйте жилище человека, а на другой – жилища животных. Сделайте сравнительный анализ.
Вопрос учителя: Что может быть общего и в чём различия между жилищами человека и животных? (Ответы учеников.) Но так было не всегда. Давайте прочитаем небольшой текст, посмотрим слайды и сделаем выводы, который запишем в тетрадь (Приложение 3).
Просмотр слайдов «Жилища человека» (Приложение 2. Слайд 1-3).
Вывод 1. Первые жилища человека не несли антропогенную нагрузку. Они не изменяли ландшафт и не загрязняли окружающую среду (запись в тетради).
Вопрос учителя: А чем опасны современные архитектурные сооружения? В этом вопросе нам помогут разобраться учащиеся класса, которые подготовили небольшие сообщения на заданную тему (Приложение 4). Слушаем сообщения и в тетради делаем план – конспект.
(Приложение 2. Слайды 4-9)
Вопрос учителя: Мы прослушали сообщения, посмотрели презентацию, какие выводы мы с вами можем записать в тетрадь?
Вывод 2. Современные жильё человека наносит вред не только окружающей среде, но и здоровью человека.
Учитель: А делаются ли сейчас какие либо ... (Приложение 5).
(Приложение 2. Слайды 10-18)
Вопрос учителя: Мы прослушали сообщения, какие выводы мы с вами можем записать в тетрадь?
Вывод 3. Современные технологии градостроительство могут быть безопасными для здоровья человека, а также не наносить вред природе и максимально уменьшить антропогенную нагрузку.
Четвёртый этап урока – «Рефлексия».
Учитель: Вернёмся к началу урока: Как вы думаете, достигли мы своей цели? (Приложение 1. Слайд 2)
Как вы понимаете выражение: «Природа – гениальный конструктор, инженер, художник и великий строитель».
Закончите предложения:
- Сегодня на уроке я впервые узнал (сделал открытие для себя) ...
- «Я думаю, что...» (Над чем вы задумались?)
- Для меня этот учебный материал важен потому что ...
- Обсудите: какая часть полученной информации произвела на Вас наибольшее впечатление.
Пятый этап урока – «Подведение итогов, комментарии оценок».
Домашнее задание:
- Записи в тетради.
- Индивидуальное задание: «Природа спасает город» (о роли зелёных насаждений для улучшения городской среды).
Список литературы:
- 1. А. Брем «Жизнь животных».
- 2.Экология животных. Учебное пособие под редакцией Н.М. Черновой. -М.: «Вентано-Граф». 2007.
- 3.. Биология. Животные. Учебник для общеобразовательных учреждений. В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. -М.: Дрофа. 2008.
- 4..Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. Учебник для 9-11-х классов общеобразовательной школы. Изд. 2-е, перераб. И доп. -М.: Устойчивый мир, 2001. 272 с., с ил.
- 5.Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа, 1997. 240 с.
Информационные источники:
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Жильё
- http://k-yroky.ru/load/99-1-0-3906
- http://www.openclass.ru/node/16447