Урок – исследование по русскому языку в 9-м классе на тему "Сложносочиненное предложение"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. Дать понятие "сложносочиненное предложение", определить средства связи в сложносочиненном предложении.
  2. Познакомить с группами союзов в сложносочиненном предложении и определить смысловые отношения, которые они устанавливают между частями сложносочиненного предложения.
  3. Научить отличать сложносочиненное предложение от простого предложения с однородными членами.
  4. Повторить орфографические правила (о, ё после шипящих в корне слова; правописание суффиксов наречий; правописание окончаний глаголов, прилагательных; правописание проверяемых гласных и согласных в корне слова; правописание н, нн в прилагательном; правописание тся и ться в глаголах), сведения о союзе как служебной части речи.
  5. Отрабатывать навык постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении.
  6. Развивать психические процессы (восприятие, воображение, внимание, память), умственные действия как интеллектуальные явления и мыслительные операции (сравнение, сопоставление, анализ, обобщение, выделение главного, умение сделать выводы, извлекать информацию из научных источников).
  7. Развивать творческие способности (лингвистическую речь, мышление, умение конструировать текст, умение интерпретировать художественный текст и анализировать изобразительно-выразительные средства).
  8. Воспитывать интерес к творчеству А.С. Пушкина.

Тип урока - урок изучения нового материала с элементами исследования.

На уроке используются приемы технологии развития критического мышления.

Оборудование: раздаточный материал, учебник "Русский язык. 9 класс". М., - "Просвещение", 2011, авторы: Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. и др., пособие для учащихся "А.С. Пушкин на уроках русского языка". М., - "Аркти", 1999, автор Пахнова Т.М., презентация к уроку.

Ход урока

I. Организационный момент.

На слайде №1 презентации осенний пейзаж.

II. Стадия вызова.

2.1. Вопросы учащимся:

- Какой раздел науки о языке мы сейчас изучаем?

- Какие предложения по количеству грамматических основ, по типам связи между грамматическими основами мы знаем?

Ответы на эти вопросы предлагается внести в прямоугольник Б стратегии "Под прямым углом" (синтаксис, простые, сложные, союзные сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные). Стратегия представлена на рисунке №1.

На слайде №2 презентации данный рисунок, он же - и в качестве раздаточного материала на отдельном листе у каждого ученика.

2.2 Учащимся предлагается исследовать высказывания о творчестве А.С. Пушкина известных литературоведов, современников поэта, помещенные в пособии для учащихся автора Пахновой Т.М. "А.С. Пушкин на уроках русского языка", и проиллюстрировать ответы прямоугольника Б в прямоугольнике А, выписав предложения - простое, сложное бессоюзное, сложносочиненное и сложноподчиненное. Объясняется такой выбор дидактического материала тем, что скоро на уроках литературы мы будем изучать творчество этого замечательного русского поэта.

Ребятам предлагаются несколько текстов из данного пособия. Пособия у каждого ученика.

На слайде №3 презентации портрет А.С. Пушкина.

Текст №1. Пушкин писал удивительно сжато, коротко, лаконично. Каждое слово у него полно смысла и поэтичности. Он не любил подробно разъяснять свою мысль, он рассчитывал на внимательного читателя, умеющего разобраться в содержании стихотворения, правильно осмыслить его образы и расшифровать заключающиеся в нем намеки.

Стихи Пушкина необыкновенно богаты и разнообразны по содержанию. (С.М. Бонди).

Текст №2 :Я сделал еще приятное знакомство с нашим молодым чудотворцем Пушкиным. Милое, живое творенье!.. Это надежда нашей словесности. Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет: (В.А. Жуковский).

Текст №3 :Русское творчество и русская восприимчивость стройно слились в этом великолепном языке, и Пушкин сам был великолепный русский художник. Именно: русский! Самая сущность, все свойства его поэзии совпадают со свойствами, сущностью нашего народа: (А.И. Горшков).

2.3. После данной работы ребята представляют свои примеры.

Выясняется, что только простые предложения как синтаксическую единицу они знают хорошо. Складывается проблемная ситуация - недостаточно знаем о бессоюзном, сложноподчиненном и сложносочиненном предложениях. Определяется проблема урока: познакомиться с первой группой сложных предложений - сложносочиненными предложениями. Задача формулируется в прямоугольнике ? стратегии "Под прямым углом".

После данной работы на слайде №4 презентации демонстрируется кластер (схема), показывающий все типы предложений по количеству в них грамматических основ и по типам связей этих основ. (Данный кластер представлен в учебнике в параграфе №7). А на слайде №5 презентации представляется тема урока.

III. Стадия осмысления.

3.1 Ребятам предлагается еще раз обратить снимание на записанные сложные союзные предложения и ответить на вопросы, чем они отличаются (союзами), какую часть речи мы называем союзом, и выполнить задание - среди предложенных слов найти только союзы и подчеркнуть их (у каждого на столе лист со словами разных частей речи):

а; но; вскоре; и; до; ни - ни; то.. то; за; тоже; не; или; также; с; однако; же; не только:, но и ..; не то - не то; в; иль; зато; как :, так и :; когда-нибудь; где-то; ах; иногда.

3.2 Союзы, соединяющие части сложносочиненного предложения - сочинительные союзы.

Предлагается открыть учебники и найти параграф "Сложносочиненные предложение", внимательно его прочитать, используя значки инсерт, выделив ими информацию хорошо знакомую - значком +, незнакомую - значком - , знакомую, но недостаточно хорошо - значком ?

После прочтения параграфа определяется информированность учащихся по теме урока и составляется таблица, куда заносятся все сочинительные союзы по группам: соединительные, разделительные, противительные. Определяются отношения между предложениями в составе сложносочиненного предложения, которые вносят данные союзы.

соединительные противительные разделительные
И, ни : ни, тоже, также, не только .. но и, как .. так и А, но, однако, же, зато То : то, или, иль, не то : не то, либо

После данной работы на слайде №6 презентации демонстрируется таблица с союзами.

3.3 Вспоминаем вместе с учащимися, когда с данными союзами мы уже знакомились. (Когда говорили о простом предложении с однородными членами). Какая проблема возникает? Можно спутать простые осложненные предложения и сложносочиненные.

Предлагается задание по рядам:

- 1 ряд - среди предложений найти такое, где союзы соединяют и однородные члены предложения, и простые в составе сложного;

- 2 ряд - среди предложений найти такое, где союзы соединяют только однородные члены предложения;

- 3 ряд - среди предложений найти такое, где союзы соединяют простые в составе сложноподчиненного предложения.

В предложения предлагается вставить пропущенные буквы и раскрыть скобки (повторяем правила орфографии), обратить внимание на пунктуацию.

У каждого ученика на столе лист со всеми предложениями.

В качестве дидактического материала используются цитаты из произведений А.С. Пушкина.

1). Луна сияла, июльская ночь была тиха, изредк: подымался ветерок, и ле:кий ш...рох пробегал по всему саду. Как легкая тень, молодая красавица приблизилась месту назначенного свидания. (А.С. Пушкин "Дубровский")

2).

Др...бясь о мрачные скалы,
Шумят и пеня(тся,ться) валы,
И надо мной кричат орлы,
И ропщ...т бор,
И блещут средь волнистой мглы
Вершины гор.
(А.С. Пушкин "Обвал")

3).

Бог помощь вам, друзья мои,
И в бурях, и в ж:тейском горе,
В краю чуж...м, в пусты(нн, н)ом море
И в мрачных пропастях земли! (А.С. Пушкин "19 октября 1827 г.)

После данной работы у доски один представитель каждого варианта составляет схему предложения, объясняет орфографию и пунктуацию.

Все вместе объясняем значение слова житейский (обыденный, свойственный повседневной жизни, житейское горе - жизнь с заботами).

3.4 Вспоминаем, что все типы предложений мы разбираем синтаксически. Предлагается произвести полный синтаксический разбор сложносочиненного предложения и обратить внимание на особенности его разбора. (Пушкин вобрал в себя все подземные источники русской души, и скопившиеся в нем воды пришли в состояние благословенного творческого кипения, очищения и чудесной целительной гармонии. (И.А. Ильин)).

3.5 Мы знаем, что между частями сложносочиненного предложения ставится запятая, а что вы скажете относительно данного предложения? На слайде №7 презентации демонстрируется предложение с общим второстепенным членом. Вопрос - почему не стоит запятая? Предлагается обратиться к примечанию параграфа учебника. После изучения теоретического материала делается вывод. (Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь. (А.С. Пушкин)).

3.6 Демонстрируется слайд №8 с портретом А.С. Пушкина.

Союзы в сложносочиненном предложении помогают выразить отношения между частями сложноподчиненного предложения, а у мастеров слова они выполняю своеобразную художественную функцию: ярко передают чувства автора, героя, помогают нарисовать неповторимую образную картину.

Предлагаю исследовать поэтические произведения А.С. Пушкина: "Туча" (слайд №9 презентации), фрагменты стихотворений "Зимнее утро" (слайд №10 презентации) и "Дорожные жалобы" (слайд №11 презентации) - и посмотреть, какую роль играют в них союзы соединительные, разделительные и противительные.

Обращаем внимание и на постановку тире между частями сложносочиненного предложения. Объясняем роль данного знака препинания.

IV. Стадия рефлексии.

Обобщается полученная информация о сложносочиненном предложении.

Предлагается небольшой тест, где необходимо различить простые осложненные предложения от сложносочиненных предложений и поставить знаки препинания.

V. Домашнее задание на выбор:

1. Написать сочинение-миниатюру на тему "Мой Пушкин".

2. Выполнить упражнение учебника.

Все учащиеся изучают параграф учебника.

Презентация.