Цели урока:
- Дать понятие "сложносочиненное предложение", определить средства связи в сложносочиненном предложении.
- Познакомить с группами союзов в сложносочиненном предложении и определить смысловые отношения, которые они устанавливают между частями сложносочиненного предложения.
- Научить отличать сложносочиненное предложение от простого предложения с однородными членами.
- Повторить орфографические правила (о, ё после шипящих в корне слова; правописание суффиксов наречий; правописание окончаний глаголов, прилагательных; правописание проверяемых гласных и согласных в корне слова; правописание н, нн в прилагательном; правописание тся и ться в глаголах), сведения о союзе как служебной части речи.
- Отрабатывать навык постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении.
- Развивать психические процессы (восприятие, воображение, внимание, память), умственные действия как интеллектуальные явления и мыслительные операции (сравнение, сопоставление, анализ, обобщение, выделение главного, умение сделать выводы, извлекать информацию из научных источников).
- Развивать творческие способности (лингвистическую речь, мышление, умение конструировать текст, умение интерпретировать художественный текст и анализировать изобразительно-выразительные средства).
- Воспитывать интерес к творчеству А.С. Пушкина.
Тип урока - урок изучения нового материала с элементами исследования.
На уроке используются приемы технологии развития критического мышления.
Оборудование: раздаточный материал, учебник "Русский язык. 9 класс". М., - "Просвещение", 2011, авторы: Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. и др., пособие для учащихся "А.С. Пушкин на уроках русского языка". М., - "Аркти", 1999, автор Пахнова Т.М., презентация к уроку.
Ход урока
I. Организационный момент.
На слайде №1 презентации осенний пейзаж.
II. Стадия вызова.
2.1. Вопросы учащимся:
- Какой раздел науки о языке мы сейчас изучаем?
- Какие предложения по количеству грамматических основ, по типам связи между грамматическими основами мы знаем?
Ответы на эти вопросы предлагается внести в прямоугольник Б стратегии "Под прямым углом" (синтаксис, простые, сложные, союзные сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные). Стратегия представлена на рисунке №1.
На слайде №2 презентации данный рисунок, он же - и в качестве раздаточного материала на отдельном листе у каждого ученика.
2.2 Учащимся предлагается исследовать высказывания о творчестве А.С. Пушкина известных литературоведов, современников поэта, помещенные в пособии для учащихся автора Пахновой Т.М. "А.С. Пушкин на уроках русского языка", и проиллюстрировать ответы прямоугольника Б в прямоугольнике А, выписав предложения - простое, сложное бессоюзное, сложносочиненное и сложноподчиненное. Объясняется такой выбор дидактического материала тем, что скоро на уроках литературы мы будем изучать творчество этого замечательного русского поэта.
Ребятам предлагаются несколько текстов из данного пособия. Пособия у каждого ученика.
На слайде №3 презентации портрет А.С. Пушкина.
Текст №1. Пушкин писал удивительно сжато, коротко, лаконично. Каждое слово у него полно смысла и поэтичности. Он не любил подробно разъяснять свою мысль, он рассчитывал на внимательного читателя, умеющего разобраться в содержании стихотворения, правильно осмыслить его образы и расшифровать заключающиеся в нем намеки.
Стихи Пушкина необыкновенно богаты и разнообразны по содержанию. (С.М. Бонди).
Текст №2 :Я сделал еще приятное знакомство с нашим молодым чудотворцем Пушкиным. Милое, живое творенье!.. Это надежда нашей словесности. Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет: (В.А. Жуковский).
Текст №3 :Русское творчество и русская восприимчивость стройно слились в этом великолепном языке, и Пушкин сам был великолепный русский художник. Именно: русский! Самая сущность, все свойства его поэзии совпадают со свойствами, сущностью нашего народа: (А.И. Горшков).
2.3. После данной работы ребята представляют свои примеры.
Выясняется, что только простые предложения как синтаксическую единицу они знают хорошо. Складывается проблемная ситуация - недостаточно знаем о бессоюзном, сложноподчиненном и сложносочиненном предложениях. Определяется проблема урока: познакомиться с первой группой сложных предложений - сложносочиненными предложениями. Задача формулируется в прямоугольнике ? стратегии "Под прямым углом".
После данной работы на слайде №4 презентации демонстрируется кластер (схема), показывающий все типы предложений по количеству в них грамматических основ и по типам связей этих основ. (Данный кластер представлен в учебнике в параграфе №7). А на слайде №5 презентации представляется тема урока.
III. Стадия осмысления.
3.1 Ребятам предлагается еще раз обратить снимание на записанные сложные союзные предложения и ответить на вопросы, чем они отличаются (союзами), какую часть речи мы называем союзом, и выполнить задание - среди предложенных слов найти только союзы и подчеркнуть их (у каждого на столе лист со словами разных частей речи):
а; но; вскоре; и; до; ни - ни; то.. то; за; тоже; не; или; также; с; однако; же; не только:, но и ..; не то - не то; в; иль; зато; как :, так и :; когда-нибудь; где-то; ах; иногда.
3.2 Союзы, соединяющие части сложносочиненного предложения - сочинительные союзы.
Предлагается открыть учебники и найти параграф "Сложносочиненные предложение", внимательно его прочитать, используя значки инсерт, выделив ими информацию хорошо знакомую - значком +, незнакомую - значком - , знакомую, но недостаточно хорошо - значком ?
После прочтения параграфа определяется информированность учащихся по теме урока и составляется таблица, куда заносятся все сочинительные союзы по группам: соединительные, разделительные, противительные. Определяются отношения между предложениями в составе сложносочиненного предложения, которые вносят данные союзы.
соединительные | противительные | разделительные |
И, ни : ни, тоже, также, не только .. но и, как .. так и | А, но, однако, же, зато | То : то, или, иль, не то : не то, либо |
После данной работы на слайде №6 презентации демонстрируется таблица с союзами.
3.3 Вспоминаем вместе с учащимися, когда с данными союзами мы уже знакомились. (Когда говорили о простом предложении с однородными членами). Какая проблема возникает? Можно спутать простые осложненные предложения и сложносочиненные.
Предлагается задание по рядам:
- 1 ряд - среди предложений найти такое, где союзы соединяют и однородные члены предложения, и простые в составе сложного;
- 2 ряд - среди предложений найти такое, где союзы соединяют только однородные члены предложения;
- 3 ряд - среди предложений найти такое, где союзы соединяют простые в составе сложноподчиненного предложения.
В предложения предлагается вставить пропущенные буквы и раскрыть скобки (повторяем правила орфографии), обратить внимание на пунктуацию.
У каждого ученика на столе лист со всеми предложениями.
В качестве дидактического материала используются цитаты из произведений А.С. Пушкина.
1). Луна сияла, июльская ночь была тиха, изредк: подымался ветерок, и ле:кий ш...рох пробегал по всему саду. Как легкая тень, молодая красавица приблизилась месту назначенного свидания. (А.С. Пушкин "Дубровский")
2).
Др...бясь о мрачные скалы,
Шумят и пеня(тся,ться) валы,
И надо мной кричат орлы,
И ропщ...т бор,
И блещут средь волнистой мглы
Вершины гор.
(А.С. Пушкин "Обвал")
3).
Бог помощь вам, друзья мои,
И в бурях, и в ж:тейском горе,
В краю чуж...м, в пусты(нн, н)ом море
И в мрачных пропастях земли! (А.С. Пушкин "19 октября 1827 г.)
После данной работы у доски один представитель каждого варианта составляет схему предложения, объясняет орфографию и пунктуацию.
Все вместе объясняем значение слова житейский (обыденный, свойственный повседневной жизни, житейское горе - жизнь с заботами).
3.4 Вспоминаем, что все типы предложений мы разбираем синтаксически. Предлагается произвести полный синтаксический разбор сложносочиненного предложения и обратить внимание на особенности его разбора. (Пушкин вобрал в себя все подземные источники русской души, и скопившиеся в нем воды пришли в состояние благословенного творческого кипения, очищения и чудесной целительной гармонии. (И.А. Ильин)).
3.5 Мы знаем, что между частями сложносочиненного предложения ставится запятая, а что вы скажете относительно данного предложения? На слайде №7 презентации демонстрируется предложение с общим второстепенным членом. Вопрос - почему не стоит запятая? Предлагается обратиться к примечанию параграфа учебника. После изучения теоретического материала делается вывод. (Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь. (А.С. Пушкин)).
3.6 Демонстрируется слайд №8 с портретом А.С. Пушкина.
Союзы в сложносочиненном предложении помогают выразить отношения между частями сложноподчиненного предложения, а у мастеров слова они выполняю своеобразную художественную функцию: ярко передают чувства автора, героя, помогают нарисовать неповторимую образную картину.
Предлагаю исследовать поэтические произведения А.С. Пушкина: "Туча" (слайд №9 презентации), фрагменты стихотворений "Зимнее утро" (слайд №10 презентации) и "Дорожные жалобы" (слайд №11 презентации) - и посмотреть, какую роль играют в них союзы соединительные, разделительные и противительные.
Обращаем внимание и на постановку тире между частями сложносочиненного предложения. Объясняем роль данного знака препинания.
IV. Стадия рефлексии.
Обобщается полученная информация о сложносочиненном предложении.
Предлагается небольшой тест, где необходимо различить простые осложненные предложения от сложносочиненных предложений и поставить знаки препинания.
V. Домашнее задание на выбор:
1. Написать сочинение-миниатюру на тему "Мой Пушкин".
2. Выполнить упражнение учебника.
Все учащиеся изучают параграф учебника.