Цели:
- Формирование умения писать частицу не с глаголами.
- Развитие орфографической зоркости, внимания, памяти, логического мышления и речи учащихся.
- Привитие любви к родному языку.
Оборудование: проектор, индивидуальные карточки, слайды, учебник “Русский язык” 4кл. А.В.Полякова, А.С.Ахременко Шаг за шагом к пятерке”.
Ход урока
Организационный момент.
– Сегодняшний урок будет у нас необычным. Прочитайте, под каким девизом мы будем работать: “Мир освещается солнцем, а человек знанием”.
– Объясните смысл этой пословицы.
– Итак, у всех хорошее настроение и все готовы работать. Послушайте стихотворение и скажите, с какой частью речи мы будем работать.
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду – все в действие придет.
Летит ракета, люди строят зданья.
Цветут сады, и хлеб в полях растет. (Глагол)
– Мы много знаем о глаголе, а сегодня дополним наши знания. Для этого я приглашаю вас посетить сказочную страну Глаголию и дворец благородного принца Глагола. Отправляемся в путь.
Словарно-орфографическая работа.
– На нашем пути речка, мы сможем перейти ее по мостику, составленному из букв, а из этих букв мы узнаем новое словарное слово. (Учитель читает задание, а ребята записывают буквы.)
1. Первая буква нашего слова является согласным звуком во втором слоге слова
помидор (м).
2. Вторая буква является непроверяемой безударной гласной в слове север (е).
3. Третья буква является непроизносимой согласной в слове лестница (т).
4. Четвертая буква представляет собой звонкий согласный звук в слове секрет (р).
5. Последняя буква является безударной гласной в слове портрет (о).
– Прочитайте получившееся слово (метро). Вот мы и перебрались через реку.
– Что такое метро? (Исторические сведения сообщает заранее подготовленный
ребенок.)
– Назовите его существенные признаки. (Находится в большом городе, под землей,
поезда передвигаются по рельсам с помощью электричества.)
– Поставьте ударение, найдите орфограмму, запомните написание.
Изучение нового материала.
– Дорога у нас дальняя, утомительная, утолить жажду, мы сможем, если достанем слова из колодца.
– Составьте предложения со словами: метро, трамвай, трактор, так чтобы два из них были объединены по какому – либо признаку и объяснялась причина исключения третьего. (Выслушиваем предложения, на слайде появляются три предложения с этими словами.)
– Выпишите глаголы из предложений в столбик.
используется
передвигаются
работает
– Какое смысловое значение имеют названные глаголы: положительное или
отрицательное?
– А как сделать так, чтобы глаголы носили отрицательный характер? (Ставлю
частицу “не” на карточке.)
– Итак, кто догадался, какая тема нашего урока? (Написание частицы “не” с
глаголами.)
– А вот как писать “не” с глаголами: слитно или раздельно, мы и должны с вами
узнать.
Постановка проблемы.
– Вот мы и добрались до сказочного дворца принца Глагола. Он встречает нас и хочет рассказать нам сказку о своей любви. (Во время чтения сказки на слайде появляются слова: люблю – не люблю, верю – не верю, негодую, ненавижу.)
Грамматическая сказка.
Сила любви.
Гордую и упрямую частицу полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: “Люблю”, а она ему: “Не люблю”. Он признавался “Верю”, а она ему: “Не верю”.
Частица не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды не и говорит ему: “Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь”.
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: “Негодую! Ненавижу!” и вдруг замерла от неожиданности в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица не жить друг без друга не могут.
– Внимательно посмотрите на слова. Что можете сказать о написании частицы
“не”? (Если слово можно употребить без “не”, то пишем отдельно, а если не
употребляется, то “не” пишем слитно, это слова– исключения.)
– Попробуем закрыть частицу “не”, слово не получается, значит “не” входит в
состав корня.
– Итак, как проверить слитно, или раздельно нужно писать “не”?
– А теперь откройте учебник на стр. 91 и прочитайте правило.
– Зная правило написания частицы “не”, запишите слова во второй столбик с
отрицательной частицей.
Физкультминутка.
– На нашем пути следующее препятствие. Выйдя из дворца, мы увидели густой лес, через который надо проложить три дорожки. Такими дорожками будут три пословицы. Прочитайте их и сгруппируйте.
1. Под лежачий камень вода (не) течет.
2. Кто (не) стыдится спрашивать, узнает многое.
3. Без труда (не) вытащишь и рыбку из пруда.
– Спишите любую пословицу, раскройте скобки, укажите морфологические признаки глагола (время, число, лицо).
Проверка. Вывод.
– Молодцы, дальше в путь! Но что это? Перед нами каменный завал, мы выберемся
из него, если правильно выполним задание из учебника “Шаг за шагом к пятерке”.
– Читаем задание, вставляем орфограмму.
– Проверка, читаем по предложению.
– О чем текст? Чему он нас учит?
– Кто выполнил без ошибок?
Развитие речи.
Глагол хотел бы вам рассказать еще одну историю о том, что увидел во время путешествия в Антарктиду. (Текст на слайде.) Учитель читает, а ребята запоминают.
Живут в Антарктиде пингвины. Пингвины хоть и птицы, но не летают. Гнезда для птенцов пингвины не делают. Пингвин – папа держит яйцо на лапах и согревает его собственным пухом. Людей пингвины не боятся.
– Перед вами листочки с началом предложения, вы должны дописать их по памяти,
помните об изученных орфограммах. (Живут… Пингвины хоть и птицы, … и т.д.)
– Проверка. Какие орфограммы встретились?
– Глаголу очень не хочется расставаться с вами, прочитайте его слова.
(Не) выучил, (не) делай,
(Не) знаешь, (не) спеши,
С глаголами отдельно
Частицу “НЕ” пиши.
– Объясните орфограммы, спишите.
Рефлексия.
– Вот и подошло к концу наше путешествие, но путь из страны Глаголии нам закрывает
Вопросительный знак. (Слайд.) Он хочет, чтобы вы рассказали, что нового узнали в стране Глаголии?
– Приятно, что вы это запомнили, дома постарайтесь найти пословицы с частицей “не”, а завтра поделимся своими находками. “Ведь не стыдно не знать, стыдно не учиться”.
У каждого ребенка на столе лежит нарисованная “лесенка знаний”:
нижняя ступенька – пока испытываю трудности,
средняя ступенька – хорошо, но могу лучше
верхняя ступенька – хочу знать больше.
– На какую ступеньку “лесенки знаний” вы бы поставили себя, нарисуйте.