Цель урока: Продолжение раскрытия перед учащимся темы защиты Отечества на примере образа русского святого преподобного Ильи Муромского Чудотворца.
Задачи урока: Изучение музыки религиозной традиции на основе культурологического подхода, как часть музыкальной культуры России, в которой органичным образом взаимодействуют церковные песнопения, фольклор и классическое композиторское наследие.
Вид урока: Урок-открытие.
Наглядные пособия: Иконы святых, картины художников, дидактические материалы.
Технические средства: Аудикасеты со следующим материалом:
«Гимн РФ» А. Александрова, «Стихира» песнь-гимн Всем святым, «Картинки с выставки» сюита «Богатырские ворота», Симфония №2 (Богатырская) А. Бородина, фонограмма песни «Богатырская сила» из репертуара Стаса Намина; Мультимидиа-проектор: трансляция презентации урока.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Ученики: Здравствуйте, учитель!
Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы с вами перешли к изучению разворота «О России петь, что стремиться в храм» (сл.1)
2. Повторение
Учитель: Для того чтобы перейти к проверке домашнего задания, я предлагаю вам прослушать два музыкальных фрагмента.
/Прослушивание: 1) «Гимн РФ» А. Александрова; 2) «Стихира» - песнь – гимн./
Учитель: Как называется первый музыкальный фрагмент?
Ученики: Гимн РФ
Учитель: Чем является гимн для нашей Родины?
Ученики: Главной песней (сл.2)
Учитель: Где исполняется это музыкальное произведение?
Ученики: В торжественных случаях.
Учитель: Второе прослушанное произведение тоже является гимном, но где оно исполняется?
Ученики: В церкви.
Учитель: Кому посвящено это произведение?
Ученики: Оно посвящено всем святым.
Учитель: Как называется это духовное песнопение?
Ученики: Песнопение называется «Стихира»
Учитель: Почему это песнопение так называется?
Ученики: Оно написано в стихотворной форме.
Учитель: (сл.3) Правильно, стихира написана в стихотворной форме и имеет три части. Первая часть посвящается Соборному храму, вторая – прославляет Русскую церковь, как образ храма в городе и третья – прославляет образы русских святых. Ребята, какая из трех частей является кульминацией стихиры?
Ученики: Третья
Учитель: Русская православная церковь установила день памяти Всех русских святых, и в честь этого праздника была написана «Икона Всех святых, в земле Русской просиявших»
(сл.4) /Демонстрация иконы/
3. Новый материал
Учитель: Вспомним имена русских святых, с которыми мы уже познакомились (сл.5,6) Александр Невский, (сл.7,8) Сергий Радонежский, (сл.9) княгиня Ольга, (сл.10,11) князь Владимир.
/(сл.12) На экране икона Ильи Муромского Чудотворца/
Учитель: Знаете ли вы, кто изображен на этой иконе?
Ученики: Нет, образ иконы нам не знаком.
Учитель: Это русский святой преподобный Илья Муромский Чудотворец. Знакомо ли вам это имя? (сл.13)
Ученики: Да, знакомо. Это русский богатырь.
Учитель: Все вы хорошо знаете Илью Муромца как сказочного былинного героя. (сл.14) Вспомним, как начинается былина об Илье Муромце.
Отрывок из былины: Возле города Мурома в пригородном селе Карачарове у крестьянина Ивана Тимофеевича да у жены его Ефросиньи Поликарповны родился долгожданный сын. Растет Илья не по дням, а по часам, будто тесто на опаре поднимается. Глядят на сына престарелые родители, радуются, беды не чувствуют. А беда нежданно-негаданно к ним пришла. Отнялись у Ильи ноги резвые, сиднем в избе сидит. Горюют родители, печалятся, на убогого сына глядят, слезами обливаются.
Учитель: Откройте учебники на странице 28. /Знакомство с текстом/
Учитель: О каком чуде идет речь?
/Ученики рассказывают дальнейшие развития событий опираясь на факты из былины/
Учитель: …оседлал Илья добра коня, снарядился сам в доспехи богатырские, распростился с отцом, с матерью и уехал из родного села Карачарова.
Ребята, куда отправился Илья Муромец?
Ученики: Защищать Русскую землю.
Учитель: Еще при жизни богатыря, о нем было сложено в народе множество былин и сказаний. Кто знает, что означает слово «былина»?
/Ответы учеников/
Учитель: Былина относится к жанру русских песен-сказаний. Музыкальная интонация былины подчиняется метру, ритму и рифме. Какой музыкальный инструмент сопровождал былинный сказ?
Ученики: Гусли (сл.13)
/воспроизведение былинных наигрышей/
Учитель: Мы представляем образ Ильи Муромца по картине Васнецова «Богатыри» (сл.16). Попробуем дать описание его внешности.
/Описание: сильный, могучий, храбрый и т.д./
Учитель: Образу былинного героя Ильи Муромца созвучны два произведения русских композиторов. С одним произведение мы с вами уже знакомы. Это сюита «Богатырские ворота» из «Картинок с выставки» М. Мусоргского (сл.17)
Сегодня мы познакомимся с еще одним произведение на богатырскую тему. Это «Симфония №2» Александра Бородина (сл.18)
(сл.19) /Прослушивание музыкального отрывка из «Симфонии №2»/
Учитель: (сл.17) Главная тема 1-й части «Симфонии №2» Бородина (ее нотная запись дана на с. 29 учебника музыки), имеет свои характерные особенности. В симфонии отображены две темы: первая – сила легендарных героев, вторая – лирическая, рисующая далекие степи Родины.
Внимание задание: Среди карточек музыкальных характеристик, нужно выбрать подходящую характеристику первой части, затем второй.
/Прослушивание каждой части отдельно, выполнение работы/
Ученики самостоятельно подводят итог по прослушанному произведению
Учитель: Много былин сложено об Илье Муромце, одна из них «Илья Муромец и Соловей разбойник» (сл.20) А знаете ли вы, Соловей – разбойник, сидел на девяти развесистых дубах при большой дороге у речки Смородины, что за Карачевом, на самой нынешней границе, у села Девятидубье. К тому времени дороженька прямоезжая разонравилась людям и перестали они ездить по ней. Но поехал по той дороге Илья Муромец и избавил люд от Соловья – разбойника (сл.21) Исследование карты Брянской области, граничащей с Орловской областью/.
Учитель: В настоящее время разработан проект памятника Ильи Муромца. Памятник будет расположен в городе Брянске на берегу реки Десна (сл.22).
4. Вокально-хоровая работа
Учитель: Ребята, вам понравился образ русских богатырей в былинах, картинах художников и композиторов?
Ученики: Понравился.
Учитель: Я предлагаю вам прослушать и разучить песню «Богатырская сила», авторами которой являются А. Пахмутова и Н. Добронравов (сл. 23)
/Распевание, поэтапное разучивание песни. Исполнение./
5. Подведение итогов урока
Учитель: Откройте учебники на странице 29.
(сл.23) Илья Муромец не только былинный герой, он русский святой, преподобный Илья Муромский Чудотворец. Его память церковь празднует в самом начале года – 1 января. Его мощи хранятся в Киево- Печерской Лавре, стоящей на высоком берегу Днепра (сл.24).
Учитель: Ребята, что вы знали об Илье Муромце?
Ученики: Илья Муромец является русским богатырем. О нем сложено много былин.
Учитель: Что нового вы узнали на нашем уроке?
Ученики: Илья Муромец является святым земли Русской. И день его памяти отмечается 1 января.
Учитель: С каким музыкальным произведением, посвященным богатырской теме, вы были знакомы?
Ученики: «Богатырские ворота» из «Картинок с выставки» М. Мусоргского.
Учитель: С какими произведениями мы познакомились сегодня на уроке?
Ученики: «Симфония №2» А. Бородина, песней из «Богатырская сила»
6. Домашнее задание
Учитель: В песне «Богатырская сила», есть следующие строки
«Разгулялися добры молодцы, распотешились молодцы». И к следующему уроку, я вас попрошу вспомнить: какими же богатырскими забавами потешались богатыри, а так же выучить наизусть слова песни «Богатырская сила»
Прощание
Учитель: Ребята, до свиданья!
Ученики: Учитель, до свиданья!