Организация предметно-игровой среды и ее влияние на развитие игровых умений детей среднего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Дошкольное детство - совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в этом возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведении. Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребёнок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребёнок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребёнок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребёнок становится на разные точки зрения, и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом также в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.

Прежде чем начать играть в сюжетно-ролевые игры мы подготовили предметно-игровую среду в средней группе, ориентируясь на цели развития и воспитания детей, исходя из сущности федеральных государственных требований, активной роли ребенка и взрослого в этом процессе.

Предметно-игровая среда в средней группе у нас организована таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом, что позволяет детям объединяться подгруппами по общности интересов.

При организации предметно-игровой среды я учитываю проявление интереса у детей к проблемам, выходящим за рамки их личного опыта. Для многих сюжетно-ролевых игр вношу оборудование и игрушки, расширяющие личный опыт детей. Предметно-игровую среду организовываю так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных и др. Созданная игровая среда, на мой взгляд, будит познавательную активность, самостоятельность, ответственность и инициативу.

Сюжетно-ролевые игры носят отражательный характер, в них ребенок творчески воссоздает заинтересовавшие его стороны действительности, отношения между людьми, события. В связи с этим для детей средней группы я разработала примерную тематику сюжетно-ролевых игр на год: бытовые (“Семья”, “В гости к бабушке”, “Новогодний праздник”, “День рождения” и др.), производственные, отражающие профессиональную деятельность взрослых (“Больница”, “Повар”, “Парикмахерская”, “Магазин”, “Юный строитель” и др.), игры по сказкам.

Для каждой темы игры были определены цели и содержание. Например, цель игры “Юный строитель”: отображать в игре знания об окружающей жизни, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом, конструкторы, строительные материалы, справедливо решать споры, действовать в соответствии с планом игры. А содержанием этой игры будут: выбор объекта строительства, строительного материала, способов его доставки на строительную площадку, строительство. Была спланирована предметно-игровая среда и спроектирована перспектива ее развития. Так же большое внимание уделяю организации предметно-игровой среды для новых и современных тематик игр, а именно “Телевидение”, “Супермаркет”.

Большую часть оборудования для сюжетно-ролевых игр скомплектовала по коробкам, где есть надпись с названием игры и картинка, обозначающая ее тематику. Таким образом, дети имеют возможность выбирать игру по своим интересам. Игры, развернутые детьми, остаются на определенный период времени, до тех пор, пока к ним сохраняется интерес. Затруднения, а иногда и конфликтные ситуации, использую для того, чтобы учить детей разрешать их сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно.

При этом по ходу реализации примерного плана развивающей игровой деятельности, и после окончания каждого игрового процесса вместе с детьми в непринужденной обстановке провожу анализ характера их игрового взаимодействия: выявляю свои минусы и плюсы, обсуждаем проблемные ситуации, возникшие у детей в игре, и совместно принимаем их правильные решения.

Постепенно в процессе реализации примерного перспективного плана стало заметно, как повышается уровень проявления самостоятельности детей в играх: знание правил; умение организовывать обстановку для игры; умение распределять роли и выполнять их; умение подчиняться установленным правилам; умение разрешать конфликтные ситуации; умение согласовывать свои действия друг с другом.

Дети принимают активное участие в игровой деятельности, сюжеты которой самостоятельно развивают на основе наблюдений окружающей жизни, а также знаний, полученных на непосредственно образовательной деятельности, при чтении литературных произведений, просмотре диафильмов, в полной мере используя предметно-игровую среду.

Для того чтобы можно было подвести итоги, свидетельствующие об эффективности проделанной работы по созданию предметно-игровой среды и развитию игровых умений у детей, нами была проведена повторная оценка предметно-игровой среды группы и диагностика уровня развития сюжетно-ролевой игры. Анализ игровых умений показал, что выросли проявления инициативы и творчества в создании игровой обстановки в соответствии с темой игры и с учетом мнения партнеров по игре. Дети используют различные атрибуты, предметы-заместители, самоделки. В играх появились нестандартные сюжеты на основе личных впечатлений, проявляется инициатива в развитии сюжетных логических эпизодов.

Кроме того, организация предметно-игровой среды должна отвечать следующим требованиям:

  • учитывать закономерности развития игровой деятельности,
  • соответствовать педагогическим задачам воспитания детей различных возрастов,
  • носить развивающий характер,
  • соответствовать потребностям и уровню развития когнитивной сферы ребенка, т. е. быть неисчерпаемой, информативной, удовлетворять потребностям в новизне и преобразовании.

Если ребёнок не играет, значит, у него не развивается социальная мотивация, не формируются социальные позиции. А это, в свою очередь, ведёт к снижению и недоразвитию познавательных способностей, неумению общаться. И наоборот, овладев социальными позициями и смыслами в игре, дошкольник способен к преодолению трудности в учёбе и общении.

Приложение 1.
Примерный перспективный план по развитию сюжетных игр в средней группе

Магазин
Сентябрь-октябрь

1. Изучение лексики по темам “Фрукты”, “Овощи”, “Продукты”.
2. Целевая прогулка к овощному магазину.
3. Дидактическая игра и упражнение на тему “Овощи”.
4. Дидактическая игра “Чудесный мешочек” на название, различение овощей и фруктов.
5. Дидактическая игра “Узнай вкус”.
6. Экскурсия в магазин. Наблюдение за работой продавца.
7. Дидактическая игра “Магазин продуктов”.
8. Рассмотрение предметов необходимых для работы продавца.
9. Рассмотрение картины “Продавец” из серии “Кем быть”.
10. Посильное участие детей в изготовлении атрибутов для игры.

Повар
Ноябрь

1. Экскурсия на кухню с целью знакомства с оборудованием кухни.
2. Занятие по развитию речи. Дидактическая игра “Сварим из овощей вкусный суп”. “Будем учиться заваривать чай”.
3. Дидактическая игра “Кому что нужно”.
4. Наблюдение за работой повара.
5. Чтение стихотворения “Маша обедает”.
6. Рассматривание картины “Повар” из серии “Кем быть”.

Больница
Декабрь

1. Экскурсия в медицинский кабинет детского сада.
2. Рассматривание медицинского инструмента.
3. Повторная экскурсия с целью “Наблюдение за приемом больных”.
4. Дидактическая игра “Вылечим мишку”.
5. Чтение стихотворений Максакова “Я сегодня медсестра”, Виеру “Доктора не бойтесь дети”.
6. Посильное участие в изготовлении атрибутов для игры.

Шофер
Январь-февраль

1. Целевая прогулка “Знакомство с улицей”.
2. “Рассказ воспитателя о средствах передвижения”. Рассматривание картины “Едем в автобусе”.
3. Наблюдение за работой шофера.
4. “Рассказ воспитателя о труде взрослых”.
5. Рассматривание грузового автомобиля (непосредственно образовательная деятельность).
6. Наблюдение (на прогулке) за тем, как шофер ухаживает за машиной, заботится о ней.
7. Чтение Павловой “На машине”.
8. Чтение стихотворения “Шофер”. Рассмотрение иллюстраций из книги.
10. Изготовление атрибутов игры в присутствии детей.

Парикмахерская
Март

1. Экскурсия в парикмахерскую. Цель: знакомство с общим видом.
2. Наблюдение за работой парикмахера.
3. Рассмотрение инструментов необходимых парикмахеру.
4. Рассматривание картины “Парикмахер” из серии “Кем быть”.
5. Посильное участие детей в изготовлении атрибутов.

Детский сад
Апрель-май

1. Непосредственно образовательная деятельность: “Рассказ воспитателя о труде няни”.
2. Наблюдение за трудом няни.
3. Рассказ воспитателя о труде взрослых в детском саду.
4. Дидактическая игра “Кому что надо для работы”.