Цели:
- Развитие умения анализировать условия задачи и относить ее к тому или иному типу.
- Закреплять умение решать задачи на нахождение числа по его дроби, на нахождении дроби от числа и задачи на проценты.
- Учить применять знания в практической ситуации, формировать отношение ответственности к полученному заданию.
- Формировать умение применять приемы сравнения, обобщения выделения главного.
- Развитие познавательного интереса, выработать самооценку в выборе пути, критерии оценки своей работы.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, дети! Садитесь. Проверим нашу готовность к уроку. Запишите в тетрадях число, классная работа.
II. Устная работа. (Приложение 1. Слайд 2-3)
Ни костяшек, ни ручек, ни мела –
Устный счет. Мы творим это дело.
Только силой ума и души!
Числа сходятся где-то во тьме,
И глаза начинают светиться!
И кругом только умные лица.
Устный счет! Мы считаем в уме. [1]
III. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы будем решать задачи на нахождение числа по его дроби, на нахождении дроби от числа и задачи на проценты. Будем учиться планировать задачи, определять к какому типу они относятся.
IV. Актуализация знаний. (Слайд 4)
Дополните предложение:
- Для того чтобы найти дробь от числа необходимо ...
- Для того чтобы найти число по его дроби надо ...
- Для того чтобы найти проценты от данного числа надо ...
- Для того чтобы найти число по данному значению его процентов необходимо ...
V. Закрепление изученного материала. Работа над задачами.
- Наша работа над задачами будет строиться следующим образом, вы будете работать в группах. У каждой группы есть на столе инструкционная карточка (Приложение 2). Пошаговое выполнение заданий приведет вас к верному выводу.
- На доске вы видите условия задач. (Слайды 5-8)
- К какому виду относится первая задача?
- Вторая задача?
- Третья?
- В чем отличие четвертой задачи от третьей?
- А теперь проверьте себя, правильно ли вы решили предложенные задачи. (Слайды 9-12)
VI. Физкультурная минутка.
- Вы успешно справились с заданием, а теперь немного отдохнем. (Слайды 13-23)
VII. Самостоятельная работа.
Ученикам предлагается карточки с задачами различного уровня сложности. Если ученик успешно справился с задачами низкого уровня, может приступить к решению более сложных задач второго и третьего уровня.
Уровень I.
1. В саду 64 дерева. из них груши, а остальные яблони. Сколько яблонь в саду?
А. 56 яблонь.
Б. 40 яблонь.
В. 39 яблонь.
Г. 10 яблонь.
2. Найти число 35% которого составляет 700.
А. 560.
Б. 400.
В. 245.
Г. 100.
Уровень II.
1. Вкладчик положил в сбербанк 10000р. Из расчета 15% годовых. Каким его вклад будет через один год?
2. Квартплата составляла 2000 рублей. Какой стала квартплата после ее увеличения на 120%?
Уровень III.
1. Цена изделия составляла 1000 р. И была снижена сначала на 10%, а затем еще на 20%. Какова окончательная цена товара?
2. В первый день со склада было отпущено 20% имеющихся там яблок. Во второй день – 180% от того количества яблок, которое было отпущено в первый день. В третий день – оставшиеся 88 кг яблок. Сколько килограмм яблок было на складе первоначально?
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Какие задачи мы решали сегодня на уроки?
- Что необходимо знать для успешного решения данного вида задач?
- Пригодятся ли вам умение решать данные задачи в жизни?
- Какую оценку вы бы поставили себе за работу на уроке?
- Справились ли с поставленными задачами?
- У вас у каждого на столе лежит по лимону и яблоку (рисунок 1). Те, кто свою работу на уроке может оценить удовлетворительно, уходя, повесит свое яблоко на яблоню (рисунок 2), те, кто неудовлетворительно – лимон на деревце лимона (рисунок 3).
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Домашнее задание: придумать по одной задачи каждого вида.
Используемые материалы:
- Выговская В.В. Поурочные разработки по математике для 6 класса.
- Физкультминутка. Автор Титова Е.В.
- Кочагина М.Н. Сборник заданий для ГИА по математике.