Диагностика сформированности ключевых компетентностей обучающихся, их личностного развития и владения предметными и метапредметными знаниями и умениями

Разделы: Общепедагогические технологии


«Кто не думает о далёком будущем,
тот его не имеет!»

Изречение древних.

Сегодня весь мир, обсуждая основные задачи образования, говорит о ключевых компетентностях, которые формулируются как ответ системы образования на требования рынка труда. Это заказ общества – подготовить его граждан к современным условиям жизни. Школа же должна создавать условия для формирования личности, развивать необходимые личностные качества и компетенции, результаты которого должны быть выражены не только в предметном формате (например, операции с «дидактическими единицами» и т.п.), но и иметь характер универсальных (метапредметных) умений, обеспечивающих общекультурную направленность общего образования, универсализацию и интеграцию знаний и представлений.

Универсальные учебные действия нового стандарта будут способствовать не накоплению знаний, умений, компетенций, а развитию личности (ее когнитивной и эмоциональной сферы, нравственности). Это – умение учиться, познавать мир, умение сотрудничать, быть толерантным к людям различных рас, национальностей. Иными словами, универсальные учебные действия, разработанные в рамках новых стандартов, и составляют конкретные обобщенные действия, которые лежат в основе генеральных способностей человека.

На наш взгляд, один из предлагаемых путей решения данной проблемы – компетентностный подход. Как подчеркивает Н.А. Селезнева, «его использование может способствовать преодолению традиционных когнитивных ориентаций образования и приведёт к новому видению самого содержания образования, его методов и технологий». Образование должно быть нацелено на формирование у выпускников ключевых компетенций, адекватных социально-экономическим условиям. Введение понятия компетентности позволяет решить типичную проблему для российских школ, когда ученики хорошо владеют набором знаний, но испытывают трудности в их использовании для решения конкретных задач.

Данный подход, и это очень важно, может сохранить культурно-исторические, этно-социальные ценности, особенно если лежащие в его основе компетентности рассматривать как сложные личностные образования, включающие и интеллектуальные, и эмоциональные, и нравственные составляющие.

В настоящее время делается много попыток включить компетентностную модель в существующую модель традиционного образования (например, подходы В.А. Болотова, В.В. Серикова) и рассмотреть образовательный процесс с позиции формирования у учащихся ключевых компетенций как результативно-целевой основы компетентностного подхода в образовании.

Потребность в объективной оценке результатов деятельности человека всегда была и остается одной из самых значимых в любой сфере человеческой деятельности. И чем разносторонней, многогранней эта деятельность, тем сложнее оценить ее результат.

Отсюда возникает вопрос, как получить объективную информацию и, самое главное, оценить сформированность ключевых компетенций у школьников? Осуществить такую оценку, а также разить рефлексию ученика как основу его дальнейшего индивидуального роста и развития позволит использование эффективной системы оценивания качества образования на основе мониторинга.

Это современное средство контроля с целью диагностики, которое позволяет по-другому взглянуть на весь учебно-воспитательный процесс и опирается при этом не только на информацию на фиксированном уровне о сформированности ключевых компетенций учащихся, но и предполагает как анализ причин их несоответствия заявленным результатам, так и поиск резервов повышения эффективности учебного процесса, а также накопление образцов передового педагогического опыта, соответствующего стратегии модернизации системы общего образования.

Чтобы оперативно провести такой анализ необходимо рассматривать в единстве условия, процесс и результат мониторинга.

Объект исследования: мониторинговые исследования уровня сформированности ключевых компетенций школьников.

Предмет исследования: индикаторы мониторинга уровня достижений при решении задач внедрения компетентностного подхода в УВП.

Цель теоретическая: выработать систему диагностики как оценки уровня индивидуальных образовательных достижений обучающихся, так и развития предметных и метапредметных умений и навыков.

Цель практическая: обеспечение систематического мониторинга (входной, промежуточный, итоговый) по определению сформированности ключевых компетенций учащихся.

Гипотеза: можно предположить, что разработанная система мониторинга позволит повысить качество образования, а также будет направлена на подготовку к выходу на рынок труда компетентного и конкурентоспособного специалиста, имеющего активную, ответственную жизненную позицию, согласно требованиям ФГОС.

Модель мониторинга по выявлению уровня сформированности ключевых компетенций учащихся будет эффективной, если она разработана с учётом следующих требований:

  • четкая разработанность критериев оценивания сформированности компетентности учащихся;
  • ориентация не на проверку фактологического материала, а на реальные достижения учащихся (степень продвижения учащегося в овладении предметных и метапредметных умений и навыков);
  • использование дополнительно к традиционным новых видов, форм, методов и средств оценки динамики продвижения школьников в учебном процессе, способствующих повышению мотивации и интереса к обучению, а также учитывающих индивидуальные особенности обучащихся;
  • сопоставимость результатов контроля по классам и по параллелям (преемственность в оценивании);
  • достаточная подготовленность учителей к использованию современных средств измерения уровня образовательных достижений.

Новизна и практическая значимость проекта заключается в создании системы мониторинга, позволяющего не только продиагностировать сформированность ключевых компетенций у школьников, но проанализировать полученные результаты, а также продолжить работу по формированию компетенций, предметных и метапредметных умений и навыков у обучающихся.

Диагностический инструментарий.

Теоретические методы:

  • контент-анализ научной, педагогической, психологической литературы по проблеме исследования;
  • изучение и обобщение педагогического опыта работы ведущих педагогов и педагогиче ских коллективов РФ.

Статистические: обработки и педагогическая интерпретация результатов исследования, обобщение личного педагогического опыта в школе.

Эмпирические: социолого-педагогические измерения (опрос, беседы, анкетирование, изучение результатов деятельности учащихся), экспериментальный метод (опытная проверка).

SWOT-анализ.

Положительное влияние
Strengths (сильные стороны)
Отрицательное влияние
Weaknesses (слабые стороны)
Внутренняя среда

1. Помогает отследить уровень индивидуальных образовательных достижений обучающихся, развитие предметных и метапредметных умений и навыков каждым учащимся и классом в целом.

2. Создает основу для коррекции программ, направленных на развитие ключевых компетенций учащихся.

3. Обеспечивает условия объективного проведения контроля, позволяющего создать атмосферу открытости и психологического комфорта, что соответствует требованиям ФГОС.

4. Способствует повышению качества образования.

5. Служит эффективной формой по реализации нового содержания образования и воспитания на основе метапредметного и системно-деятельностного подходов, обеспечивая возможность освоения способов деятельности и социализацию в высокотехнологичном конкурентном мире.

6. Мотивация педагогов в качественном росте индивидуальных образовательных достижений школьников.

7. Способствует осознанной работе каждого ученика на конечный результат.

8. Позволяет родителям проследить уровень личностного развития собственного ребёнка, обеспечивая принцип открытости и гласности.

1. Высокая трудоёмкость при применении мониторинговых исследований, анализе и коррекции.

2. Слабое материально-техническое оснащение для обеспечения нового качественного уровня образовательного процесса по реализации федеральных государственных общеобразовательных процессов второго поколения.

3. Низкий уровень материальной мотивации участников образовательного процесса на достижение нового качественного уровня образовательного процесса.

4. Недостаточно высокая инициативность, активность, самостоятельность и ответственность педагогов.

5. Низкая мотивация учебной деятельности большой группы учащихся и слабая сформированность ключевых умений и навыков учебного труда.

6. Отток наиболее способных учеников в другие ОУ.

7. Отсутствие единых государственных критериев мониторинга.

Opportunities (условия, позволяющие реализовать мониторинг) Threats (угрозы, не позволяющие реализовать мониторинг)
Внешняя среда

1. Высокий спрос потенциальных и реальных потребителей (учащихся, родителей, законных представителей), заинтересованных в получении качественного образования в условиях общеобразовательной школы.

2. Наличие педагогических работников, освоивших и включающих в практику работы личностно ориетированный, деятельностный и компетентностный подходы в процессе обучения и воспитания школьников.

3. Наличие педагогических работников, освоивших и использующих в урочной и внеурочной деятельности различные формы организации познавательной деятельности учащихся.

4. Развитая система городских и всероссийских (открытых) олимпиад, конкурсов, конференций различной направленности для всех категорий учащихся.

5. Финансирование образовательного учреждения в рамках пилотного проекта по внедрению новых образовательных стандартов на всех ступенях школьного образования.

6. Заинтересованность педагогического коллектива в развитии имиджа школы как общеобразовательного учреждения, обеспечивающего качественное гармоничное образование.

1. Стремительные изменения внешней среды, на которые школе трудно отвечать незамедлительно;

2. Неблагоприятная демографическая ситуация в стране.

3. На федеральном уровне отсутствуют УМК, обеспечивающие преподавание обязательных предметов учебного плана и обязательных предметов по выбору на различных уровнях, в том числе, с прикладной направленностью.

Итогом SWOT-анализа работы по мониторинговому исследованию в МБОУ «СОШ №20» является вывод, что в настоящее время предлагаемая учебным учреждением система диагностики востребована учащимися, общественностью, представителями бизнеса, системой образования.

Вместе с тем расширение доступности этого продукта сдерживается существующими институциональными ограничениями школы как бюджетной организации и традиционным подходом к организации образовательного процесса.

Задачи и направления деятельности, обеспечивающие их решения.

Задачи Направления
Изучение состояния проблемы по введению в образовательные учреждения мониторинга уровня сформированности ключевых компетенций учащихся, их достижений и владения предметными и метапредметными знаниями и умениями при компетентностном подходе в современной школе.

1. Изучение нормативных, психолого-педагогических, социологических источников.

2. Изучить и проанализировать новые образовательные стандарты с точки зрения формирования ключевых компетенции у школьников.

3. Формирование понятийного аппарата, систематизация его, выявление основания для его внедрения в педагогическую практику.

3. Консультация психолога по проблеме исследования.

4. Разработать нормативно-правовую документацию, регламентирующую деятельность школы в рамках введения мониторинговых исследований в образовательный процесс.

Развитие педагогической компетентности для внедрения и совершенствования методов диагностических исследований на основе компетентностного подхода.

1. Самообразование в дистанционном, очном, заочном режиме в области диагностических исследований ключевых компетенций учащихся.

2. Организация научно-методических мероприятий, проведение постоянно действующих проблемных курсов для педагогов (семинары, круглые столы и т.д. по обсуждению и освоению мониторингового исследования).

Разработка и апробация системы мониторинговых исследований по определению уровня сформированности ключевых компетенций учащихся, их личностного развития и владения предметными и метапредметными знаниями и умениями.

1. Формирование творческой группы по разработке системы школьного мониторинга по выявлению сформированности ключевых компетенций учащихся.

2. Определение индикаторов и критериев для проведения мониторинговых исследований.

3. Разработка и внедрение новых критериев уровня сформированности ключевых компетенций учащихся, их личностного развития и владения предметными и метапредметными знаниями и умениями на основе компетентностного подхода.

4. Разработать тесты (входной, промежуточный, итоговый) по выявлению уровня сформированности ключевых компетенций учащихся, их личностного развития и владения предметными и метапредметными знаниями и умениями.

5. Апробация и анализ разработанной тестовой системы мониторинга.

Внедрение модели мониторинга уровня сформированности ключевых компетенций учащихся, их личностного развития и владения предметными и метапредметными знаниями и умениями, анализ и коррекция.

1. Создание Карт сформированности ключевых компетенций, предметных и метапредметных умений и навыков учащимися.

2. Внедрение системы модели работы по внедрению мониторинга уровня достижений учащихся при реализации компетентностного подхода.

3. Включение внешней экпертизы промежуточных результатов деятельности.

4. Итоговая диагностика, анализ и выдача рекомендаций по коррекции.

5. Фиксация созданных прецедентов образовательной практики и их закрепление в локальных нормативный актах школы.

Оформление и представление информации о состоянии и динамике сформированности ключевых компетентностей обучающихся, их личностного развития и владения предметными и метапредметными знаниями и умениями.

1. Создание информационно-методического банка, предназначенного для обеспечения целостного видения состояния и динамики сформированности ключевых компетентностей обучающихся, их личностного развития и владения предметными и метапредметными знаниями и умениями.

2. Сформировать ресурсную базу и обеспечить функционирование внутришкольной образовательной статистики и мониторинга уровня сформированности ключевых компетентностей обучающихся, их личностного развития и владения предметными и метапредметными знаниями и умениями.

3. Описание собственных методических находок.

Трансляция полученного опыта в рамках реализации проекта.

1. Провести методический межсетевой семинар по теме: «Мониторинговые исследования образовательных результатов обучающихся на основе компетентностного подхода на всех ступенях школьного образования».

2. Провести публичный отчёт по внедрению мониторинговых исследований в образовательный процесс на сайте школы и перед Управляющим советом.

3. Публикация материалов к изданию итогов работы в СМИ, издание CD диска и брошюры.

4. Выступление на Всероссийской конференции.

Предполагаемый результат:

  1. Повышение качества образовательной подготовки учащихся школы.
  2. Повышение уровня сформированности ключевых компетенций учащихся на всех ступенях образовательного процесса.
  3. Разработанная система мониторинга будет направлена на подготовку к выходу на рынок труда компетентного и конкурентоспособного специалиста, имеющего активную, ответственную жизненную позицию.