У умственно отсталых детей в результате органического поражения коры головного мозга происходит нарушение восприятия, памяти, внимания нарушается деятельность различных анализаторов: речеслухового, зрительного, речедвигательного, все отрицательно влияет на процессы нормализации у них чтения и письма, даёт предпосылки к появлению дисграфии и дислексии различной степени тяжести.
Из практики работы логопеда можно отметить, что наиболее часто у учащихся коррекционной школы 8 вида встречается акустическая дисграфия. Недифференцированность слухового восприятия, недостаточное развитие звукового анализа и синтеза ведет к смешению и пропускам: букв, обозначающих звуки, сходные по артикуляции и звучанию, а так же отражение неправильного звукопроизношения на письме.
Наибольшую трудность для усвоения умственно отсталыми логопатами представляет раздел “Твердость и мягкость согласных”. Для достижения наибольшего эффекта при изучении данного раздела нами используется таблица, которая заполняется по мере расширения и углубления знаний детей о способах обозначения твердости к мягкости согласных на письме.
Таблица используется, начиная со 2 класса
Согласные твердые и мягкие | Твердые согласные | Мягкие согласные | Гласные показывают | |
Твердость согласного | Мягкость согласного | |||
Б К Р | Ш | Ч | А | Я |
В Л С | Ж | Щ | О | Е |
Г М Т | Но!! | Но!! | У | Ю |
Д Н Ф | ШИ | ЧА, ЩА | Э | Е |
З П Х | ЖИ | ЧУ, ЩУ | Ы | И |
Во 2 классе основное внимание уделяется развитию слухового восприятия при тренировке произнесения каждой из 15 пар согласных, имеющих твердый и мягкий вариант произношения фонем. Навык закрепляется с помощью различных упражнений в произношении и письме слогов , слов с твердыми и мягкими согласными. При анализе наличия, количества и последовательности звуков в слове, а так же анализе его слогового, звукового состава применяются графические схемы.
В 3-4 классах работа, начатая во 2 классе, расширяется и усложняется за счет большей самостоятельности при выполнении аналитической работы и большего объема письменных работ.
В 5 классе делается упор на самостоятельное выполнение письменных заданий по перфокарточкам”. в которых надо дописать пропущенную букву, практикуется составление ребусов и кроссвордов по теме. Ведется работа с текстом или стихотворением, где дети находят в предложенном тексте мягкие и твердые согласные, анализируют способы обозначения их мягкости.
Работа по теме “Твердые и мягкие согласные” проводится в группе с опорой на таблицу по единому плану, не исключая дифференцированного объема задания в каждой группе и индивидуального подхода к каждому ребенку. Такой учет “зоны ближайшего развития” у детей способствует оптимальному усвоению наиболее сложной темы. Различие будет заключаться в усложнении лексического материала и постепенном наращивании объема письменных и самостоятельных заданий.
План работы по таблице “Твердые и мягкие согласные” во 2–5-х классах.
1. Изучение гласных 2 ряда и их влияние на твердость и мягкость предыдущей согласной.
2. Восприятие и выделение согласных, имеющих твердые и мягкие вариант фонем.
3. Согласные только твердые. Согласные только мягкие. Прохождение теп идет параллельно.
Основной работе по теме "твердые и мягкие согласные" предшествует подготовительный этап. В нем уточняется представление о звуках, способах их образования, деление на гласные и согласные.
Примерные виды заданий при прохождении темы “Твердые и мягкие согласные”.
1.а) изолированно, услышав твердый звук, назвать его мягкий вариант. (Упражнение проводится с перекидыванием мяча). Например: б-б, в-в, г-г, д-д и т.д.),
б) к мягкому варианту подобрать твердый: т.д.
2.Аналогичная работа со слогами (с перекидыванием мяча)
БА-БЯ. ФА-ФЯ ПА-ПЯ СА-СЯ КА-КЯ ВА-ВЯ ЗА - ЗЯ ГА-ГЯ
Эта работа проводится с любой из 15 пар твердых и мягких согласных с гласными “я, е, и, е, ю”
3. Дидактическая игра “Тим-Том”
на доске два рисунка Тома-друга твердых согласных и Тима –друга мягких согласных". Группа делится на 2 команды. Логопед называет слова. Если слышится мягкий звук, то встают друзья Тима, если твердый –встают друзья Тома.
(булка, белка, бензин, болт, бинт ,беседа)
4.Дидактическая игра “Слоговой аукцион”
Придумать слова, начинающиеся со слога “ба”
Ба…(-ня, -нан, -ран)
Придумать слова, начинающиеся со слога “бу”
(бумага, булавка, букашка, бутон, Буратино)
5. Слоговое лото
составить слова со слогами: -ба, бо, бу, бы, бин, ки, ты, га, ма)
Эти виды упражнений улучшают слуховое восприятие и их лучше применять во 2-3 классах.
6. Выборочный диктант слогов
Записать слоги, содержащие мягкие или твердые согласные исходя из цели занятия.
(са ,ся ,ра, ря ,ма ,мя, на, ня, ба, бя , гру , мня и т.д.)
7. Прочитать слова. Уточнить звучание первого звука- твердый или мягкий. Объяснить разницу в написании слов. Подчеркнуть буквы, которыми отличаются эти слова” Сопоставить слова по значению:
нос - нёс,
мал - мял,
мол - мёл”
8. Списать слова, вставляя пропущенную” букву 0-Е
Написать их парами:
а) Подчеркнуть согласную перед вставленными гласными синим или зелёным карандашом:
к.ша, гн.зда, м.шка, в.сла, в .дра, к.чка, св.кла
б) Списать слова, вставить пропущенный слог со или се
- ли..нок, но..чек, вы..кий, гу..нок, ве..лый, ку..чек
9. Работа со словосочетаниями.
а) Списать словосочетания” Подчеркнуть букву ё вместе с согласной стоящей впереди,
Полёт птиц, ведёт козу, зеленый лен, зёрна пшеницы, несёт сумку, быстрый самолёт, подмёл пол, везёт дрова.
б) Внимательно прочитать словосочетания. Найти в них ошибку. Записать словосочетания.
- плывот no реке
- большой посолок
- дорни за кольцо
- несом пирог
10. Работа с предложением:
а) Списать предложение. Вместо точек вставить пропущенную букву.
Вол.дя поёт вес.лую песню. У слон.нка длинный хобот. Отец прив. з два в.за др.в. Кошел. к лежит на спинке дивана. На вер.вке висят м.крые пел.нки.
б) Из данных слов составить и написать предложение. Подчеркнуть слоги с буквами о-е:
- корова, мы, услышали, рёв
- привёз, воз, брат, сена
- у, новые, галоши, Алёши
- в, светло, от, роще, берёз.
11. Проверочные диктанты на дифференциацию твердых и мягких согласных”
Указанные виды работ используется на протяжении всего периода прохождения темы "Твердые в мягкие согласные". Речевой материал подбирается к каждой изучаемой букве с учетом дифференцированного подхода и индивидуальных особенностей учащихся.
К изучению данного материала по теме “Твердые и мягкие согласные” приступаем после ознакомления с гласными I-II ряда и их дифференциацией.
Примерные конспекты логопедических занятий по разделу: "Дифференциация твердых и мягких согласных" во 2-5 классах”
“Дифференциация гласных звуков 1-2 ряда” (занятие во 2 классе)
Цель:
- Наблюдать в сравнении артикуляцию парных гласных, отмечая сходство в различие (анализ речедвигательных и слуховых ощущений с опорой на зрительное восприятие и без него).
- Тренировать детей в различении твердых и мягких согласных.
- Упражнять в обозначении мягкости согласных при письме посредством гласных 2 ряда.
1. Фонетическая зарядка.
- Что просит сказать врач, осматривая горло? (аа -аа - аа)
- Что говорит девочка, когда у нее болят зубы? (о-о-о)
- Что говорят, когда рыба срывается с крючка? ( уу-х)
- Как гудит паровоз? ( Ууу-ууу)
- Как поет пароход? (Ыы-ыыы)
- Как кричат хвастуны? (Я-я-я-я)
2.Артикуляционно-фонетическая дифференциация гласных А-Я
Приступая к объяснению, логопед вывешивает (или показывает слайд) таблицу “Твердые и мягкие согласные”, которая в этом случае выглядит так:
Согласные твердые и мягкие | Твердые согласные | Мягкие согласные | Гласные показывают | |
Твердость согласного | Мягкость согласного | |||
Б К Р | А | Я | ||
В Л С | О | Е | ||
Г М Т | У | Ю | ||
Д Н Ф | Э | Е | ||
З П Х | Ы | И | ||
Ь |
Можно ли считать парными звуки У и Я? Какие звуки называются парными и почему?
Назвать парный звук к гласной А, отметить сходство речедвигательных ощущений: при произнесении звуков А-Я у нас широко открывается рот. Выделить отличие ( с опорой на слуховое восприятие) гласных А-Я :гласный А произносится длительно, а гласный Я нужно произносить быстро, т.к.он может спрятаться за гласную А.
Назвать парный гласный к данному звуку (перекидывая мяч): А-, Я-, Я -, А -)
Мы вспомнили с вами гласные звуки, а какие еще у нас есть звуки?
Называют согласные, читая таблицу и выделяют их основное отличие от гласных (при произнесении согласных во рту имеется преграда, а при произнесении гласных нет).
3.Далее следует примерно такое объяснение.
Давайте возьмем из этой таблицы любой согласный звук, например - М. оказывается, это не простой звук. Когда он встречается с гласными Я-А ,он и произносится по-разному.
Задание:
- прочитать прямые слоги, сочетая гласный М последовательно с гласными первого и второго ряда А – Я.
- при повторном чтении обратить внимание на изменение звучания согласного от соседства гласного того или другого ряда.
4. Упражнения в слухопроизносительной дифференциации твердых и мягких вариантов звука М.
- Изолированно - услышав твердый вариант, назвать мягкий и, наоборот (с перекидыванием мяча).
- В слогах (с перекидыванием мяча) ма-мя, мя-ма, ма-мя, мя-ма.
- Слоговой аукцион :придумать слова со слогом Ма, МЯ.
Мама, мак, машина, мяч, мясо.
- Выборочный диктант слогов (из ряда слогов записать только слог МА).
ка, ра, са, ма, та, ма, да.
В тетради эта запись будет выглядеть так:
- , - , - ,ма, -, ма, -.
Аналогичная работа проводится со слогом МЯ.
5. Прочитать пары слов. Уточнить звучание первого согласного звука (твердый, мягкий) Объяснить разницу в написании слов. Сопоставить слова по значению.
Мал-мял, сад-сядь ,рад-ряд.
6. Устно составить предложения со словами предыдущего задания.
К концу занятия подводим детей к двум выводам:
Перед гласной А нужно говорить твердую согласную, а перед гласной Я – мягкую. Если гласная А встанет после согласной М или другой согласной по таблице, то согласный звук будет звучать твердо, а если гласная Я встанет после согласных звуков, то они будут звучать мягко.
7. Итог занятия.
Тема: “Согласные только твердые, закрепление правописания ЖИ-ШИ” (занятие в 4-м классе)
Цель:
- Дать понятие о твердости согласных Ж и Ш.
- Тренировать в различении твердых согласных.
- Закреплять навык правописания ЖИ-ШИ.
1.Краткое повторение по таблице “Твердые и мягкие согласные”
Включение в таблицу букв Ж и Ш.
Логопед, задает ребятам вопрос "Все ли согласные буквы включены в таблицу? Оказывается, не все. Нет Ш, Ж, Ц, Щ, Ч. Почему? Останавливаясь пока на буквах Ж и Ш , логопед предлагаёт ученикам послушать, как они звучат в слогах и словах:
а) Прочитать слоги: жа, жо, жу, ша, шо, шу.
б) Дидактическая игра “ Доскажи словечко”
Жа …(жаба, жаворонок). Жу…(жук, журнал), ша…(шапка,шар).
Выясняется, что звуки Ж и Ш звучат только твердо.
Вот почему они не могут быть вместе с буквами, читаемыми и твердо и мягко. для Ш и Ж нужна отдельная графа. Ш и Ж только твердые,, Значит, по общему правилу после них следует писать буквы А, О, У, Ы. (Случаи написания Е после Ш и Ж не оговариваются), но Ы не пишут, а только И. Почему? Когда-то Ж и Ш были только мягкими и после них писали буквы, показывающие мягкость согласных. Потом Ж и Ш отвердели, но как с тех.давних пор люди привыкли писать после Ж и Ш И так и пишут сейчас ЖИ, ШИ, хотя читаем мы Ж и Ш в этих слогах твердо.
2. После объяснения таблица “Твердые и мягкие согласные” выглядит так:
Согласные твердые и мягкие | Твердые согласные | Мягкие согласные | Гласные показывают | |
Твердость согласного | Мягкость согласного | |||
Б К Р | Ш | А | Я | |
В Л С | Ж | О | Е | |
Г М Т | Но!! | У | Ю | |
Д Н Ф | ШИ | Э | Е | |
З П Х | ЖИ | Ы | И | |
Ь |
3. Тренировка в написании ЖИ,ШИ:
Вставить пропущенное сочетание ЖИ или ШИ:
Пру..на, вер..на, о..бка, мА..на, пу..нка, сне..нка, сме..нка, на..вка, кру..на.
Напиши слова, подчеркни ЖИ, ШИ.
Подбери подходящее по смыслу слово и напиши по образцу. Образец: летучие мыши.
Душистые …….., колючие ……….., проворные ………, цветные ………, густые ………., длинные ………
Слова для справок: Еж, уж, карандаш, ландыш, камыш, стриж.
Прочитай или прослушай вопросы. Ответь, одним словом и напиши это слово. Подчеркни сочетание жи-ши.
- Как называется африканское животное с длинной шеей?
- Какой инструмент используют, чтобы проколоть отверстие?
- Как называется дикая роза?
- Как называют форменное платье у военных?
(жираф, шило, шиповник, шинель).
Графический диктант.
Запиши предложение графической схемой, выделяя в словах сочетания ЖИ, ШИ.
Тишина в лесу. ____ ШИ___ _ ______.
Легко скользят лыжи. ______ _______ __ ЖИ.
В воздухе пушистые снежинки. _ _________ _____ШИ___ ____ЖИ___.
Зрительный диктант.
Прочитал, спиши и выдели сочетание ЖИ, ШИ.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
(В.Суриков)
Тема: “Согласные только мягкие, закрепление правописания ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ (занятие в 5-м классе)
Цель:
- Дать понятие о мягких согласных Ч, Щ.;
- Тренировать детей в различении этих согласных.
- Закрепление правил написания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
1. Краткое повторение твердых и мягких согласных.
2. Знакомство с ЧА,ЩА,ЧУ,ЩУ.
Ход объяснения подобен предыдущему, выясняем, что Ч, Щ только мягкие, что написание ЧА,ЩА,ЧУ,ЩУ является исключением из общего правила и не соответствует произношению. Правописание этих слогов следует запомнить.
После объяснения таблица “Твердые и мягкие согласные” выглядит так:
Согласные твердые и мягкие | Твердые согласные | Мягкие согласные | Гласные показывают | |
Твердость согласного | Мягкость согласного | |||
Б К Р | Ш | Ч | ||
В Л С | Ж | Щ | ||
Г М Т | Но!! | Но!! | ||
Д Н Ф | ШИ | ЧА, ЩА | ||
З П Х | ЖИ | ЧУ, ЩУ |
3. Тренировка в написании ЧА,ЩА,ЧУ,ЩУ.
Спиши слова в два столбика: в левый слова с сочетаниями ЧА, ЩА, в правый- с сочетаниями, ЧУ,ЩУ.
(счастье, чучело, щука, чайка, чулан, щавель, чулок, часть, частушка, чудовище, чуткость).
б) Измени словосочетания по образцу:
Образец: поймать кого? (лещ) - поймать леща.
- Решать что? (задача)
- Позвонить кому? (врач)
- Зайти к кому? (к товарищ)
- Сложить как? (в куча)
- Надеяться на что? (на встреча)
в) К данным словам допиши слова, которые обозначают детенышей. Подчеркни сочетание ЧА.
Волк - ………. Индюшка -………….. Заяц - ……….. Утка -……………….. Медведь -…….. Кролик -……………. Галка -,,,,,,,,,,,,, Белка -……………
г) Спиши, вставляя пропущенные буквы:
Полезные советы.
- Ешь молч.. .
- Ч..ще проветривай комнату.
- Дыш.. глубоко и ровно.
- Всегда помогай товарищ..м .
- Активно уч..ствуй в ж..зни класса.