“У ребёнка есть страсть к игре, и надо
её удовлетворять”.
А.С. Макаренко
Игре принадлежит огромная роль в физическом, умственном, нравственном и эстетическом воспитании детей. Ещё известный педагог В.А. Сухомлинский говорил, что “игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности”.
Из вышесказанного становится понятным, что игра осуществляет познавательное развитие детей, способствует расширению и углублению представлений об окружающем, совершенствует внимание, память и мышление.
В сюжетно – ролевых играх, как и в играх с правилами ребёнок учится организовывать поведение в соответствии с этими правилами. В результате у ребёнка формируется личностные качества, такие как выдержка, целеустремлённость, дисциплинированность и умение совладать со своими желаниями в определённой ситуации. Не стоит забывать и о нравственном развитии во время игры. В ребёнке закладываются такие качества, как смелость, честность, решительность, дружелюбие и др. Большинство игр носит коллективную форму, а значит, способствуют формированию у детей навыков общения, в частности и развития речи.
Как видно из названия статьи, речь пойдёт о достаточно распространённом нарушении - общем недоразвитии речи I уровня (по классификации их четыре: от отсутствия общеупотребительной речи до развёрнутой фразовой речи с элементами лексико – грамматического и фонетического недоразвития). Первый уровень общего недоразвития речи (ОНР) характеризуется как отсутствие общеупотребительной речи. Яркой особенностью дизонтогенеза (нарушение развития) речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания, инертность в овладении ребёнком новыми для него словами. Такие дети в самостоятельном общении не могут пользоваться фразовой речью, не владеют навыками связного высказывания. В то же время нельзя говорить о полном отсутствии у них вербальных средств коммуникации. Этими средствами для них являются отдельные звуки и их сочетания – звукокомплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов (“кока” - петушок, “кой” - открой, “доба” - добрый, “дада” - дай, “пи” - пить), отдельные слова, совпадающие с нормами языка. Звукокомплексы, как правило, используются при обозначении лишь конкретных предметов и действий. При воспроизведении слов ребёнок преимущественно сохраняет корневую часть, грубо нарушая их звуко – слоговую структуру.
Игра является одним из инструментов коррекции такого нарушения. Особое влияние на развитие речи, оказывают игры с инсценировкой какого – либо сюжета, - игры – драматизации. Их немаловажным качеством является произвольное запоминание текстов и движений.
У детей с общим недоразвитием речи I уровня игры оказывают специфическое воздействие не только на психическое развитие, но и на становление речи. Побуждая детей к игре, педагог подталкивает их к общению друг с другом и комментированию своих действий, что в свою очередь способствует развитию навыков пользования инициативной речью, обогащению словаря, развитию разговорной речи, формированию грамматического строя языка.
Сюжетно-ролевая игра – одна из первых форм детской игровой деятельности. Дети с общим недоразвитием речи I уровня в силу своих особенностей требуют значительно большего участия взрослых, чем нормально развивающиеся сверстники. Они не уступчивы, поэтому не могут играть коллективно. Интерес к игре у них не устойчив. Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребёнок вслух разговаривает со сверстниками, либо с игрушками, а также подражает звукам (рёв мотора, гудок парохода) и голосам зверей (ржание лошади, мяуканье кошки). Педагог во время игры много разговаривает с детьми, в результате даже у неговорящего ребёнка возникает потребность в речевом общении (спросить о чём-то, сообщить что-то). Логопед всячески побуждает детей к вопросам по поводу той или иной игрушки, картинки, таким образом, развивая их речевую активность.
В сюжетно-ролевых играх дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой форме воспроизводят их деятельность и отношения между ними. При этом они комментируют свои действия: “Доктор слушает больного”, “Папа забивает гвоздь”. Действующие лица в игре появляются путём ролевого перевоплощения в тот или иной образ самого ребёнка, игрушек и окружающих его детей и взрослых. Я буду мама, а ты моя дочка”, - говорит девочка, тем самым определяя свою роль и роль подруги. Мальчик усаживает куклу в автомобиль и говорит: “Это у нас шофёр”. Первоначально игровая деятельность детей с общим недоразвитием речи I уровня носит индивидуальный характер, так как они не умеют согласовывать свои действия с действиями других играющих.
Обучение сюжетно-ролевым играм нужно сопровождать рассказом о содержании действий: “Это кукла Маша. Маша спит на кроватке”. Но в тоже время необходимо следить за тем насколько ребёнок понимает взрослого. Для этого логопед просит показывать и называть игрушки или предметы, о которых идёт речь. Большое значение для запоминания названий предметов и действий с ними имеет манипулирование предметами самими детьми. Играя и слушая логопеда, подражая ему, дети быстро и хорошо запоминают название. То есть очень важно сразу передать предмет ребёнку, чтобы он, подражая взрослому, действовал с ним и сопровождал свои действия словом. При этом, руководя игрой, логопед даёт качественную оценку действию и обращает внимание детей на порядок его выполнения.
Изначально логопеду следует давать детям образец диалога или сюжета: “Я глажу Машу. Вот так: по головке глажу Машу. Не плачь, Маша. Жалею Машу. Обнимаю Машу. Маша не плачет. Смеётся Маша!”. Если игра проводится впервые, то необходимо “проиграть” весь речевой сюжет перед детьми. Играя, не следует отвлекаться от сюжета: например, делать замечания или привлекать детей к участию, так как они могут потерять целостность восприятия сюжета. Когда сюжет или его фрагмент закончен, его можно повторить с участием детей, побуждая их к игровым действиям. Таким образом, логопед демонстрирует образцы и речевого, и игрового поведения.
Одним из условий успешного развития речи в сюжетно-ролевой игре является подбор разнообразных игрушек с различным назначением. Однако вместе с сюжетными игрушками, которые изображают уменьшенные реальные предметы, в игре могут использоваться предметы, замещающие реальные (палочки, кубики, шарики, и т.п.). При общем недоразвитии речи ребёнок с трудом овладевает навыками применения предметов – заменителей. В ходе игры педагогу следует показать, что можно использовать палочку или карандаш вместо градусника, а кубик вместо мыла. Данный факт ставит детей перед необходимостью переименовать предмет и сообщить об этом остальным. То есть в игре, кроме речи определенной ролью, появляется речь с функцией согласования совместных действий. Конечно, целесообразно организовать игры, в которых участвуют все дети группы. Например: “День рождения куклы Кати”, где все дети танцуют и поют; “Поезд”, где все дети – пассажиры и на остановках они что-то рассматривают, собирают; “Магазин игрушек”, где дети “купив” игрушку, затем играют с ней; причём получает её тот, кто правильно попросит у продавца.
На примере группы детей, с которыми я занимаюсь, рассмотрим игру: “Добрый доктор Айболит”. Предложим малышу поиграть в доктора. Наденем белый халат или что-нибудь ему подобное. Пусть ребенок приведет на прием свою дочку (куклу или мягкую игрушку). Доброжелательно побеседуем с “родителем” и его “чадом”. Спрашиваем: “Что у вас болит? Где болит, как болит?”. Побуждаем ребенка отвечать на наши вопросы, называть части тела, рассказывать про свою куклу. Если есть игрушечный набор “Доктор”, назовём все инструменты, которые в него входят, если набора нет, их можно заменить подручными средствами: карандаш - термометр, ложка - лопатка для осмотра горла, шнурок, заправленный за уши - фонендоскоп и т.п. <Рисунки 1, 2> Объясним малышу, почему кукла заболела (переела мороженого, гуляла по лужам, попила холодной воды). Предложим крохе поменяться ролями.
Разыгрывать ситуацию “доктор — больной” можно между куклами. Такие игры помогают перебороть детские страхи, возникающие при контактах с врачом.
В создании сюжетно-ролевых игр очень важно взаимодействие логопеда с воспитателем. Обучение детей действиям на практике проводится логопедом в форме занятия, а дальнейшее развитие заданной игры и её обогащение осуществляется воспитателем. В ходе игры воспитатель и логопед должны искренне перевоплощаться в персонажей, чтобы затронуть эмоции ребёнка, заставить его переживать и показать ему необходимость использования речи в игре.
Как итог мы видим, очень важное, полезное влияние сюжетно-ролевых игр на развитие речи, что позволяет логопеду использовать их как универсальное средство диагностики и коррекции становления речи. Они позволяют подтолкнуть ребёнка к использованию речевых средств, показать их актуальность и разнообразие.