“Я - русский композитор, и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера, и поэтому это русская музыка…”. С.В. Рахманинов
Цель: через духовные музыкальные и поэтические образы “Всенощной” С.В. Рахманинова, “Молитвы” Б. Окуджавы и К. Романова подвести к мысли духовного совершенствования учащихся.
Задачи.
Воспитательная: бережное отношение к русской духовной музыкальной культуре. Через образы “Тебе поём”, “Хвалите господа с небес”, “Молитва” - воспитание веры в идеал.
Образовательная: обобщение знаний о драматургии “Всенощной” С.В. Рахманинова, о церковной музыке, вывод о роли духовной музыки в жизни человека.
Развивающая: навыков восприятия духовной музыки, нравственного мышления, слушание внутреннего музыкального голоса. Развитие вокальных данных через песенный материал урока.
Материальное обеспечение.
1. Нотный материал: “Молитва” Б. Окуджава.
2. Презентация к уроку “Духовные образы “Всенощной” С.В. Рахманинова.
3. Музыкальный материал: “Тебе поём”, “ Хвалите, Господа”, “Благовест”, “Богородице, Дево, радуйся” из “Всенощной”.
4. Проверочное задание.
Вход. Организационный момент: Списочный состав, наставления.
- Звучит “Тебе поём”, 2.46
- Cлайд №1 “Господь – Вседержатель”,
- Горящая свеча.
- Стих “Молитва” К. Романова.
Научи меня, Боже, любить
Всем умом Тебя, всем помышленьем,
Чтоб и душу Тебе посвятить
И всю жизнь с каждым сердца биеньем.Научи Ты меня соблюдать
Лишь Твою милосердую волю,
Научи никогда не роптать
На свою многотрудную долю.Всех, которых пришел искупить
Ты Своею Пречистою Кровью -
Бескорыстной, глубокой любовью
Научи меня, Боже, любить!
Великий князь Константин Романов.
У.: Прозвучала музыка “Тебе поём” из “Всенощной С. В. Рахманинова, стихи великого князя Константина Романова, на экране – изображение Иисуса Христа.
Три великих искусства помогут нам определиться с темой. Назовите её.
Д.: “Духовные образы “Всенощной” С. В. Рахманинова”.
Слайд №2. Презентация
У.: Что для Вас значит понятие “Духовная музыка”?
Д.: Это спокойная, красивая, благозвучная музыка. (Качества музыки)
У.: А что происходит с душой, слушая такую музыку?
Д.: Ощущение умиротворения, безмятежности, счастья, полёта, покорности.
Слайд №3
“Каждый человек, - писал священник Александр Мень, - даже если он не знает о Боге или отрицает Его – в глубине души тянется к чему – то прекрасному, совершенному, что даёт смысл жизни, перед чем можно преклоняться. Как свойственно людям дышать, мыслить, чувствовать, так свойственно им и верить в идеал. Убеждение в том, что есть нечто высшее, дает нам силы существовать”. *1
У.: К Кому мы обращаем свои молитвы, взоры, веру в самые трудные и счастливые часы жизни?
Д.: К Богу, к Иисусу Христу, к Богоматери, к Святым.
У.: К кому обращается С.В. Рахманинов во “Всенощной”?
У.: Когда было написано это произведение?
У.: Зачем написано произведение? (Протест против войны 1914 г.)
Это позиция Гражданина!
У.: “Всенощная бдение” Это жанр?..
Д.: Богослужение православной церкви, совершается вечером в канун праздника. Состоит из двух частей: Вечерняя – Всенощная и утренняя – Литургия.
У.: По правилам музыкальной (художественной) драматургии, развитие происходит , если есть в произведении контраст, конфликт, сопоставление.
У.: В самом построении Всенощной мы видим контраст – сопоставление, Назовите.
Д.: Вечерняя – Утренняя. Ночь – день. Тьма – свет.
У.: А как в музыке должен быть представлен контраст?
Слайд № 4
Д.: Вечерняя, ночная, молитва, посвященная Богу, (музыкальная речь). Музыкальный, духовный образ: Образ тихого покаяния.
“Вечерняя” проникнута лирическим настроением и тихой молитвенностью.
Слушание фрагмента “Богородице, Дево радуйся” - 0.46
У.: Утренняя литургия, какая здесь будет звучать музыка? Почему?
Слайд № 5
“Хвалите Господа с небес” – слушание. 2.15
Д.: Рассказывают о впечатлении от музыки, раскрывают музыкальный язык произведения.
У.: В Литургии утренние песнопения динамичные, с яркими тембровыми контрастами, подчёркнутой ритмикой и могучими кульминационными подъёмами. Почему?
Д.: Образ Веры, Надежды, Любви!
У.: И, конечно, православное праздничное богослужение обязательно заканчивается звучанием чего? Колоколов.
Слайды № 6-7
“Благовест” – слушание. 0.55
“Всенощная” С.В. Рахманинова создана для храма. А храм этот, по словам известного хорового дирижёра В. Чернушенко,- вся Россия с лазурным куполом неба, с неоглядным раздольем полей и лесов, с иконостасом, где запечатлены лики и деяния святых – лучших сынов её, с умным, добрым, красивым народом”. *2
Слайды № 8–16. На фоне музыки “Тебе поём” фр. (соло) из “Всенощной”.
и здесь хотелось бы обратиться к эпиграфу урока, к словам самого С.В. Рахманинова:
“Я - русский композитор, и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера, и поэтому это русская музыка…”.
Проверочное задание: 5-7 минут. (Приложение 1)
Хорошей традицией православного человека является общение с Господом утром и вечером. Не будем нарушать эту традицию и обратимся к Богу с музыкальной молитвой:
“Молитва” Булата Окуджавы – исполнение. (Приложение 2)
Я хотела бы закончить наш урок притчей о двух волках:
“Это было очень давно, в Америке, которую ещё не покорили испанцы. Однажды старый индеец счёл нужным открыть своему внуку одну жизненную истину. “Послушай меня, - сказал он своему внуку, - и запомни то, что услышишь. В каждом человеке, во мне, в тебе, - во всех кто нас окружает, в молодых и старых, идёт борьба, которая похожа на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, ложь… Другой волк представляет Добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…”.
Маленький индеец на мгновение задумался, а потом спросил деда: “Но, если то о чём ты говоришь, похоже на борьбу двух волков, то неизбежна победа одного из них. Я видел однажды, как дерутся волки и как сильный загрыз более слабого. А какой волк побеждает в каждом из нас?”.
Старый индеец улыбнулся и сказал: “Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь”. *3
Вывод. Мы сегодня говорили о духовной музыке “Всенощного бдения” С.В. Рахманинова, слушали её, исполняли молитву Булата Окуджавы. И хочется думать, что соприкоснувшись с прекрасным, чистым и мудрым искусством, мы стали чуть лучше.
В работе использованы цитаты *1 и *2 из учебника “Музыка”7 класс, авторы: Г.П. Сергеева и Е.Д.Критская.
Притча “О двух волках” *3 из сборника”123 и ещё 3 байки, способные изменить вашу жизнь” автор – составитель Андрей Иванов, Елабуга 2011 г.
Музыка к уроку (приложение)