Цель: формирование фундаментальной образовательной базы учащихся.
Задачи:
- Отрабатывать навыки устных вычислений; систематизировать знания учащихся по решению составных задач, уравнений; актуализация знаний о порядке действий в выражениях.
- Расширить знания детей о жизни диких животных (бобров), об их значимости для природы.
- Развивать логическое мышление, познавательную активность, внимание.
- Воспитывать нравственные черты личности: доброту, желание помогать, самосовершенствоваться. Прививать любовь к природе, учить бережному отношению к животному миру.
Тип урока: закрепление и обобщение
Вид урока: интегрированный (математика с элементами развивающей технологии + познание мира)
Методы обучения:
- познавательные игры;
- элементы опережающего обучения;
- проблемно – поисковые;
- исследовательские;
- беседа.
Средства обучения: ТСО (проекционный экран), видеоматериал о бобрах, разноуровневый дидактический материал.
Планируемые знания, умения, навыки:
- умение устно анализировать и решать задачи;
- применять знание таблицы сложения и вычитания в измененных условиях;
- уметь находить неизвестный компонент сложного уравнения;
- уметь определять порядок действий в выражении.
План урока
1. Организационный этап урок
2. Актуализация знаний. Устная работа.
3. Применение и закрепление изученного материала.
4.Подведение итогов и результатов урока.
Содержание урока
1. Организационный этап урока
– Сегодня, 4 декабря состоится заседание научно-исследовательского центра «Бобренок» при Таразской гимназии № 24 по адресу г. Тараз, ул. Байзак-Батыра 166 во главе с председателем ученого совета Житник И.А.
– Заявку на участие в исследовательской работе подали ведущие представители государственного заказника РК, заповедников России и Белоруссии:
Представитель Кирсаковского государственного
заказника РК.
Представитель Воронежского заповедника РФ
Представитель Березинского заповедника
республики Беларусь.
Официальные оппоненты:
Доктор арифметических наук, профессор …
Кандидат околоматематических наук, доцент
кафедры сложения и вычитания
Оглашается тема исследовательской работы: «Закрепление вычислительных навыков в пределах 100». (Слайд 2)
Объектом исследования является сложение и вычитание.
Предметом исследования являются случаи сложения и вычитания в пределах 100.
В ходе научного исследования были поставлены следующие задачи: (Слайд 3)
1. Закреплять знания приемов сложения и
вычитания в пределах 100.
2. Отрабатывать умения решать задачи, уравнения.
3. Развивать логическое мышление, познавательную
активность, внимание.
4. Воспитывать нравственные черты личности:
доброту, желание помогать,
самосовершенствоваться. Прививать любовь к
природе, учить бережному отношению к животному
миру.
Актуальность темы исследования заключается в следующем: (Слайд 4)
У Природы круглый год обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ, учит крепкой дружбе.
Вручаю вам пакет документов, необходимых для исследовательской работы. (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3)
2. Актуализация знаний. Устная работа
В царстве животных есть удивительный зверь,
которого называют королем грызунов.
– Узнаем, о ком идет речь.
Используя шифр, как можно быстрее найди слова, которые скрываются за этими числами.
– Каждая исследовательская группа получает свое задание.
а б в г д
е ё ж з и й
к л м н
о п р с
т я
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
2, 16, 2, 18 ____________________
2, 16, 2, 7, 18 ____________________
1, 14, 6, 18, 10, 12, 1, 15, 19, 12, 10, 11 _______________________________
6, 3, 18, 16, 17, 6, 11, 19, 12, 10, 11 _________________________________
1, 17, 13, 16, 5, 16, 15, 20, 10, 21 ___________________________________
– Что же это за грызун? (Слайд 5)
Слово «бобр» унаследовано из праиндийского языка, означает животное из отряда грызунов с ценным мехом, а «бобер» – мех бобра.
В природе существует 3 вида бобров: (Слайд 6)
1. Американский
2. Европейский
3. Аплодонтия – горный бобр.
Разминка для ума «Бобровые истории»
- Сколько хвостов у семи бобров?
- 120 – это 80 да еще …
- Назови предыдущее, последующее
- Назови 12 месяц года
- Найди разность чисел 32 и 8
- Увеличь 26 на 50
- Что происходит с суммой при перестановке слагаемых?
- Одна семья бобров заготовила 2 десятка бревен, а другая 20 бревен. Какая семья заготовила бревен больше и на сколько?
- Назови компоненты сложения
- Какое число надо вычесть из 100, чтобы получить сумму чисел 45 и 5
- На сколько 6 дес. больше 6 ед.?
- Бобру на постройку плотины надо заготовить 18 бревен. Он заготовил столько же, сколько еще осталось заготовить. Сколько бревен заготовил бобр?
3. Применение и закрепление изученного материала
Бобр довольно большой зверь. Он по праву считается одним из крупных представителей отряда грызунов. Очень интересно устроен хвост этого грызуна. По форме напоминает весло, покрыт крупными чешуйками и щетинками.
– Узнаем длину и массу тела бобра, а также длину хвоста. (Каждая исследовательская группа получает свое задание)
1. Составьте по данной программе выражение и найдите его значение.
(720 – 500) + 30 – (46 + 54) – 80 = 70 – длина тела
720 – (430 + 70) – 100 – (27 + 63) =30 – длина хвоста
(420 + 300) – 500 – (39 + 61) – 90 = 30 – вес бобра
– Что получилось?
– Чему равна вся длина тела с хвостом?
– Замените большей единицей измерения длины.
– А самой маленькой?
А для чего бобру такой хвост, расскажут наши эксперты. (Слайд 7)
- Когда бобр грызет дерево, то упирается хвостом в землю.
- Хвост является веслом при плавании (как руль)
- Хвост необходим при нырянии, особенно в момент опасности бобр хлопает им по воде
2. Приступаем к анализу «инженерно-строительной» деятельности бобров.
– Как называется жилище бобра: нора, дупло,
хатка, гнездо, берлога?
– Из чего строят хатки?
– Где строят? (Слайды 8,9,10)
Слово экспертам:
- «Инженерно-строительная» деятельность бобров хорошо известна. Снаружи хатка выглядит как куча хвороста, а на самом деле очень прочная
- Разрушить это сооружение высотою в 2 – 3 метра нелегко. Недаром немецкие ученые-зоологи называют хатку замком.
- Внутри хатки чисто и сухо. Вход под водой. Это защищает бобров от сухопутных хищников
Задача № 1. (Слайд 11)-
На постройку хатки и плотины бобр заготовил 25 бревен. На постройку хатки ушло 7 бревен. На сколько больше бревен ушло на постройку плотины?
Учитель. В штате Монтана (Канада) обнаружена хатка рекордной высоты. Об этом мне поведал Великий Индийский маг – заклинатель чисел. Но он так быстро исчез, что не успел рассказать секрет примеров, в которых и зашифрована эта рекордная высота.
– Думаю, что наши исследователи с успехом разгадают этот секрет.
Проверка:
– Прочитайте пример, в ответе которого
одинаковое количество дес. и единиц.
– Увеличьте 25 на столько же. Прочитайте пример с
таким ответом.
– Уменьшите 5 дес. на 1 ед. Прочитайте пример с
таким ответом.
– Какой пример не проверили?
Слово экспертам.
- Бобры прекрасные строители. Эти удивительные животные умеют сооружать плотины. Разборчивые строители используют для своих запруд ольху, осину, иву.
- Бобры способны возвести плотины длиной в несколько десятков метров. С амые длинные из известных бобровых сооружений достигали 700 метров и были настолько прочны, что по ним спокойно мог проехать всадник.
- Самая большая из всех известных бобровых плотин была найдена в Американском штате Нью-Хэмпшир. Длина плотины достигала 1200 м
Физминутка
На заседании ученого совета объявляется перерыв. (Игра «Да – нет»)
– Число 46 увеличили на 3 десятка и получили 49
(нет)
– У квадрата все стороны равны да)
– Любой прямоугольник является квадратом
(нет)
– Сумму чисел 400 и 200 уменьшили на 40 и получили 660
(нет)
– В 1 метре 100см (да)
– Разность двух чисел, каждое из которых равно 19,
равна 0 (да)
Слово экспертам. (Слайд 13)
1. Бобры живут семьями. Каждый год рождается от двух до 5 бобрят. Они рождаются зрячими и покрытыми шерстью.
2. Едва родившись бобрята спокойно забираются в воду, они способны плавать, не прожив еще и сутки.
– Сколько это часов?
– А сколько лет живет бобр? (Слайд 14)
Информация представлена в закодированном виде. Решить уравнение.
100 – х = 69 + 6 х + 9 = 50 – 16 х – 7 = 70 – 52 (х = 25)
Учитель. А теперь поговорим о главной достопримечательности бобра – о шубе. Мех не пропускает воду. Бобры прекрасно плавают, ныряют. Сколько зверь может пробыть под водой?
(Слайд 15)
На доске:
75, 60, 45, 30 …
– Определите закономерность уменьшения чисел в ряду, назовите число. (15)
15 мин. бобр пробудет под водой и его шубка не промокнет.
– В чем же секрет?
Слово экспертам.
1. Это густота меха и необычная форма волосков,
которые очень плотно соприкасаются друг с
другом.
2. Шуба красива, бывает разных коричневых
оттенков, иногда черная.
3. Бобры за ней тщательно ухаживают: наносят
жировую смазку, расчесывают передними лапками, а
также чесальными когтями на задних лапах.
Учитель. К великому сожалению за
красоту, густоту меха бобрам пришлось
поплатиться жизнью.
«Коричневое золото» – так называли бобров и
нещадно истребляли.
Стало ясно – надо спасать бобров. И тогда на
помощь пришла международная организация по
защите животного и растительного мира «Гринпис».
(Эмблема) (Слайд 16)
Задача № 2 (Слайд 17)
На организацию Кирсаковского заказника,
Воронежского и Березинского
заповедников Международная организация
«Гринпис» выделила 870 у.е.
Воронежскому заповеднику было выделено 220 у.е.,
Березинскому заповеднику – 300 у.е.. Сколько у.е.
было выделено Кирсаковскому заказнику?
– Чем заповедник отличается от заказника? (Слайд 18)
Кирсаковский заказник является единственным на территории Казахстана естественным местом обитания небольших колоний речных бобров, что подчеркивает его большое народохозяйственное значение.
– А для чего лесу нужны бобры?
К бобровым прудам приходят на водопой другие
животные.
Если пожар – бобровые запруды преграждают
дорогу огню
Ивы и сосны, которые бобры срубают, дают богатую
поросль
На местах вырубок пасутся лоси, зайцы.
4. Подведение итогов и результатов урока (Слайд 19)