СЦЕНАРИЙ УРОКА
Орг. момент | - Ребята, посмотрите, всё ли готово у вас к уроку? | Учащиеся проверяют готовность к уроку. |
Актуализация знаний | - Начнём наш урок с повторения. Откройте кассы букв и приготовьте наборное полотно. Напечатайте слово мир. |
- Индивидуальная работа. Учащиеся печатают слово, один ученик составляет слово за доской. |
- Я предлагаю проверить, правильно ли вы напечатали. | Учащиеся сравнивают слово на доске со словом на наборном полотне, выражают своё согласие или несогласие знаками. | |
- Напечатайте слово рыл. | Индивидуальная работа. Учащиеся печатают слово, один ученик составляет слово за доской. |
|
- Проверьте, правильно ли вы напечатали. | Учащиеся сравнивают слово на доске со словом на наборном полотне, выражают своё согласие или несогласие знаками. | |
Напечатайте слово май. | Учащиеся пытаются составить слово, у всех получаются разные варианты ответов. | |
- Ребята, почему возникли трудности? | Учащиеся делают вывод о том, что не знают, какой буквой обозначается звук [й]. | |
Постановка темы и цели урока. | - Ребята, что нового узнаете на уроке? - Чему хотите научиться на уроке? |
Узнаем новую букву, которой
обозначается звук [й]. Учащиеся говорят о том, что хотят научиться печатать новую букву; научиться читать слова с этой буквой. |
Решение проблемы. | - Ребята, я предлагаю вам вспомнить наш алгоритм знакомства с новой буквой и звуком. (алгоритм на доске). | 1. Мы должны сначала услышать этот звук. 2. Определить, какой звук гласный или согласный (твёрдый, мягкий) 3. Дальше познакомиться с буквой, которая обозначает звук, и научиться печатать букву. 4. Найти букву в словах. 5. Научиться читать слова с этой буквой. |
1.Послушайте последний звук в слове май. | Учащиеся произносят звук [й] вслух. | |
2.Определите, какой это звук гласный или согласный. Объясните почему? | Учащиеся делают вывод, что звук согласный, так как при произнесении воздух во рту встречает препятствие. Воздуху мешает язык. | |
- А теперь поиграем в игру "Слова". Я называю слова, если вы услышите в слове звук [й], хлопайте в ладоши. Если нет, т о не хлопаете. ( йогурт, машина, айсберг, лето, лайка, май, йог, кукла.) | Учащиеся внимательно слушают слова, определяют, есть ли в низ звук [й] или нет | |
- Произнесите слова со звуком [й], которые вы запомнили. Определите, какой это согласный звук. | Учащиеся произносят слова, выделяя звук [й] и делают вывод, что звук [Й] всегда мягкий. | |
3. Знакомство с буквой Йй. - Ребята, звук [й] обозначается буквой Йй( и краткое). На какую букву похожа буква Йй? Чем отличается? Откройте ваши тетради для печатания. Напечатайте несколько букв Й. |
Учащиеся, увидев букву Йй, говорят, что
буква Йй похожа на букву Ии. А отличается дугой. Учащиеся работают в тетрадях. |
|
4. Посмотрите на алгоритм, что будем делать дальше? | Учащиеся смотрят на следующий знак и говорят, что будем искать букву Й в словах. | |
-Сейчас будем работать в парах. Перед вами лежит карточка с разными словами. По моей команде вы должны будите найти букву й в словах. Чья пара закончит, покажете условным знаком. | Учащиеся работают в парах. Затем считают, сколько букв нашла каждая пара. Пара победитель зачитывает слова, в которых нашла букву Й. | |
5. Чтение слов с букой Йй. - Откройте Азбуку на странице 34. Найдите столбики слов. Посмотрите на слова 1 столбика, чем они похожи, чем отличаются. Давайте прочитаем. Аналогичная работа проводится по чтению слов других столбиков. |
Учащиеся читают вместе со мной, читают по рядам, читают девочки, читают мальчики, читают по одному, по цепочке | |
- Прочитайте слова последнего столбика. Возьмите карандаш, девочки должны подчеркнуть слова, которые относятся к девочке, а мальчики подчёркивают слова, которые можно отнести к мальчику. | Индивидуальная работа. Девочки зачитывают слова, которые подчеркнули. Мальчики тоже зачитывают слова, которые подчеркнули. | |
- А теперь подчеркните в словах 2 и 3
столбика буквы, обозначающие согласный звук. - А теперь сравните свою работу с работой у доски. Кто согласен? Кто нет? Почему? |
Учащиеся читают слова, подчёркивают в
них буквы, обозначающие согласный звук. Учащиеся работают в Азбуке, несколько человек выходят к доске и подчёркивают буквы. - Учащиеся сравнивают свою работу, с работой у доски, анализируют ошибки. Доказывают свою точку зрения. |
|
Применение полученных знаний. | Работа по учебнику. - Ребята, посмотрите на картинки и схемы слов. Как называются предметы? Вставьте ту букву в схему, на которую указывает стрелка. |
Учащиеся называют предметы, вставляют нужную букву. |
- Проверьте себя. (для проверки использую работу с проектором) | Учащиеся сравнивают свои буквы в схемах с буквами на экране. Анализируют свои ошибки. | |
Какое слово будет лишним? Почему? | Учащиеся отвечают, что лишним является слово "таз", так как в нём нет буквы й. | |
Какой предмет будет лишним и почему? Закрасьте лишний предмет. |
Учащиеся закрашивают воробья, так как все остальные предметы относятся к посуде. | |
Итог урока | С какой буквой познакомились на уроке? Какой звук она обозначает? |
- С буквой Йй. - Буква Йй обозначает звук [й]. |
- Почему на ленте букв буква Й закрашена
полностью зелёным цветом. - Я предлагаю вам вернуться к слову май, которое мы не смогли напечатать в начале урока. Откройте свои кассы и допечатайте это слово. |
- Потому, что буква Й обозначает звук [й],
а он всегда мягкий. Учащиеся печатают слово май и без ошибок вставляют букву Й. |
|
Рефлексия. | - Удалось ли нам достичь своей цели: научиться читать слова с буквой й? | Учащиеся отвечают, что удалось, так как мы познакомились с буквой Й. |
- Какие возникли трудности? | Некоторым ещё сложно читать, другим печатать букву и т.д. |