Звук [й], буква "Й, й". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


СЦЕНАРИЙ УРОКА

Орг. момент - Ребята, посмотрите, всё ли готово у вас к уроку? Учащиеся проверяют готовность к уроку.
Актуализация знаний - Начнём наш урок с повторения.

Откройте кассы букв и приготовьте наборное полотно.

Напечатайте слово мир.

- Индивидуальная работа.

Учащиеся печатают слово, один ученик составляет слово за доской.

- Я предлагаю проверить, правильно ли вы напечатали. Учащиеся сравнивают слово на доске со словом на наборном полотне, выражают своё согласие или несогласие знаками.
- Напечатайте слово рыл. Индивидуальная работа.

Учащиеся печатают слово, один ученик составляет слово за доской.

- Проверьте, правильно ли вы напечатали. Учащиеся сравнивают слово на доске со словом на наборном полотне, выражают своё согласие или несогласие знаками.
Напечатайте слово май. Учащиеся пытаются составить слово, у всех получаются разные варианты ответов.
- Ребята, почему возникли трудности? Учащиеся делают вывод о том, что не знают, какой буквой обозначается звук [й].
Постановка темы и цели урока. - Ребята, что нового узнаете на уроке?

- Чему хотите научиться на уроке?

Узнаем новую букву, которой обозначается звук [й].

Учащиеся говорят о том, что хотят научиться печатать новую букву; научиться читать слова с этой буквой.

Решение проблемы. - Ребята, я предлагаю вам вспомнить наш алгоритм знакомства с новой буквой и звуком. (алгоритм на доске). 1. Мы должны сначала услышать этот звук.

2. Определить, какой звук гласный или согласный (твёрдый, мягкий)

3. Дальше познакомиться с буквой, которая обозначает звук, и научиться печатать букву.

4. Найти букву в словах.

5. Научиться читать слова с этой буквой.

1.Послушайте последний звук в слове май. Учащиеся произносят звук [й] вслух.
2.Определите, какой это звук гласный или согласный. Объясните почему? Учащиеся делают вывод, что звук согласный, так как при произнесении воздух во рту встречает препятствие. Воздуху мешает язык.
- А теперь поиграем в игру "Слова". Я называю слова, если вы услышите в слове звук [й], хлопайте в ладоши. Если нет, т о не хлопаете. ( йогурт, машина, айсберг, лето, лайка, май, йог, кукла.) Учащиеся внимательно слушают слова, определяют, есть ли в низ звук [й] или нет
- Произнесите слова со звуком [й], которые вы запомнили. Определите, какой это согласный звук. Учащиеся произносят слова, выделяя звук [й] и делают вывод, что звук [Й] всегда мягкий.
3. Знакомство с буквой Йй.

- Ребята, звук [й] обозначается буквой Йй( и краткое). На какую букву похожа буква Йй? Чем отличается?

Откройте ваши тетради для печатания. Напечатайте несколько букв Й.

Учащиеся, увидев букву Йй, говорят, что буква Йй похожа на букву Ии. А отличается дугой.

Учащиеся работают в тетрадях.

4. Посмотрите на алгоритм, что будем делать дальше? Учащиеся смотрят на следующий знак и говорят, что будем искать букву Й в словах.
-Сейчас будем работать в парах. Перед вами лежит карточка с разными словами. По моей команде вы должны будите найти букву й в словах. Чья пара закончит, покажете условным знаком. Учащиеся работают в парах. Затем считают, сколько букв нашла каждая пара. Пара победитель зачитывает слова, в которых нашла букву Й.
5. Чтение слов с букой Йй.

- Откройте Азбуку на странице 34. Найдите столбики слов.

Посмотрите на слова 1 столбика, чем они похожи, чем отличаются. Давайте прочитаем.

Аналогичная работа проводится по чтению слов других столбиков.

Учащиеся читают вместе со мной, читают по рядам, читают девочки, читают мальчики, читают по одному, по цепочке
- Прочитайте слова последнего столбика. Возьмите карандаш, девочки должны подчеркнуть слова, которые относятся к девочке, а мальчики подчёркивают слова, которые можно отнести к мальчику. Индивидуальная работа. Девочки зачитывают слова, которые подчеркнули. Мальчики тоже зачитывают слова, которые подчеркнули.
- А теперь подчеркните в словах 2 и 3 столбика буквы, обозначающие согласный звук.

- А теперь сравните свою работу с работой у доски. Кто согласен? Кто нет? Почему?

Учащиеся читают слова, подчёркивают в них буквы, обозначающие согласный звук.

Учащиеся работают в Азбуке, несколько человек выходят к доске и подчёркивают буквы.

- Учащиеся сравнивают свою работу, с работой у доски, анализируют ошибки. Доказывают свою точку зрения.

Применение полученных знаний. Работа по учебнику.

- Ребята, посмотрите на картинки и схемы слов. Как называются предметы?

Вставьте ту букву в схему, на которую указывает стрелка.

Учащиеся называют предметы, вставляют нужную букву.
- Проверьте себя. (для проверки использую работу с проектором) Учащиеся сравнивают свои буквы в схемах с буквами на экране. Анализируют свои ошибки.
Какое слово будет лишним? Почему? Учащиеся отвечают, что лишним является слово "таз", так как в нём нет буквы й.
Какой предмет будет лишним и почему?

Закрасьте лишний предмет.

Учащиеся закрашивают воробья, так как все остальные предметы относятся к посуде.
Итог урока С какой буквой познакомились на уроке?

Какой звук она обозначает?

- С буквой Йй.

- Буква Йй обозначает звук [й].

- Почему на ленте букв буква Й закрашена полностью зелёным цветом.

- Я предлагаю вам вернуться к слову май, которое мы не смогли напечатать в начале урока. Откройте свои кассы и допечатайте это слово.

- Потому, что буква Й обозначает звук [й], а он всегда мягкий.

Учащиеся печатают слово май и без ошибок вставляют букву Й.

Рефлексия. - Удалось ли нам достичь своей цели: научиться читать слова с буквой й? Учащиеся отвечают, что удалось, так как мы познакомились с буквой Й.
- Какие возникли трудности? Некоторым ещё сложно читать, другим печатать букву и т.д.

Приложение.