Вулканы и землетрясения

Разделы: География


Цели урока:

Образовательная:

  • закрепить знания о внутреннем строении Земли;
  • сформировать представления об особенностях движений земной коры, сейсмических поясах;
  • о вулканах, их строении, причинах возникновения.

Развивающая:

  • продолжить формирование умения работать с картой, учебником, используя их как источники информации;
  • расширять кругозор.

Воспитательная: воспитывать коллективизм, взаимопонимание.

Ведущие понятия: вулкан, кратер, жерло, магма, очаг магмы, лава, действующие и потухшие вулканы, землетрясение, очаг и эпицентр землетрясения, сейсмический пояс, шкала Рихтера, сейсмология.

Оборудование: атлас, учебник О.А. Бахчиевой, Н.М. Ключниковой, С.К. Пятуниной, И.Б. Шилиной “Природоведение” 5 класс, карта полушарий, схема строения вулкана, схема землетрясения, карточки с названием частей вулкана, землетрясения, карточки (для работы в группах), мультимедиоматериалы.

Тип урока: изучение нового и первичное закрепление полученных знаний.

Логика учебного процесса: мотивация – актуализация опорных знаний – восприятие, осмысление и первичное запоминание – проверка усвоения – закрепление – анализ.

Ход урока

І. Мотивация учебной деятельности

Учитель: Ребята, как вы считаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке природоведения? Послушайте стихотворение Степана Щипачева.

Слайд “Стихи на фоне вулкана”

Хребтами горбились породы,
Взрывались, плавились, кипя,
И миллионы лет природа
Лепила самое себя…

Кто догадался?

Дети: Внутренние процессы Земли. Вулканы и землетрясения. Гейзеры.

Учитель: Правильно. Тема сегодняшнего урока “Внутренние процессы, формирующие поверхность Земли.

ІІ. Актуализация знаний

Учитель: Какие знания нам нужны для изучения темы?

Что необходимо повторить, чтобы понять новую тему?

Дети: Внутреннее строение Земли. Свойства внутренних оболочек.

Слайд “Внутренне строение Земли”.

Ребята называют внутренние оболочки Земли, на экране появляются их названия.

Учитель: Вспомните свойства этих оболочек.

Дети: внутренне ядро - мощность 1600 км, состоит из твердых металлов, в основном из железа и никеля t + 5000°; внешнее ядро – 1820 км, в жидком состоянии; мантия обволакивает ядро, нижняя мантия 2000 км, состояние густой пасты; верхняя – 630 км, твердая; земная кора мощность до 80 км, твердая.

Учитель: Магма подвижная и проникает в верхнюю часть мантии и верхние слои земной коры.

Слайд “Вулканы и землетрясения”

Учитель: Об этих явлениях мы сегодня и будем говорить.

ІІІ. Постановка проблемы.

Практическая работа.

Учитель: Ребята, с внутренними процессами Земли - с вулканизмом и землетрясениями, вы знакомились в начальной школе, и мы касались этих тем на уроках природоведения. При подготовки своего задания обратите внимание, что нового дано в параграфе и в своем рассказе объедините знания.

Групповая работа по 4–5 человек.

Учитель: Сейчас самостоятельно будем работать в группах. Разделитесь на группы. Я предлагаю каждой группе выполнить задания (карточки с заданиями у вас на столах). Но в конце урока будет итоговый тест, поэтому внимательно слушайте товарища при отчете о проделанной работе, можете вести записи в тетради.

Задание

1 группа

1. Время возникновения нашей планеты?

2. Как это происходило?

3. В результате, каких процессов формируется рельеф Земли? Самый мощный из них?

4. Какие горные породы образуются в результате этого процесса? Приведите примеры.

Используйте текст учебника на стр. 122, 40, 27 и дополнительный материал на карточках.

Карточка № 1

Сегодня ученые предполагают, что Солнце и планеты возникли одновременно из межзвездного вещества – частиц пыли и газа. Это холодное вещество постепенно уплотнялось, сжималось, а затем распалось на несколько неравных сгустков. Один из них, самый большой, дал начало Солнцу. Его вещество, продолжая сжиматься, разогревалось.

Вокруг него образовалось вращающееся газово - пылевое облако, которое имело форму диска. Из плотных сгустков этого облака возникли планеты, в том числе и наша Земля.

2 группа

1. Строение вулкана.

2. Какие виды вулканов бывают?

3. Почему литосферные плиты подвижны?

Используйте текст учебника на стр. 123, 116 и дополнительный материал на карточках.

Карточка № 2

Если лава густая, вязкая, то она остывает достаточно быстро, образуя высокую гору с крутыми склонами, имеющую форму конуса. Это конический вулкан. Более жидкая лава растекается быстрее, остывает медленнее, поэтому она успевает стечь на более значительные расстояния. Склоны таких вулканов пологие. Это щитовые вулканы.

3 группа

1. Уметь показать на карте самый высокий вулкан России.

2. Рассказать об отрицательном воздействии вулканов.

3. Рассказать о положительном воздействии вулканов.

Используйте текст учебника на стр. 124, карту полушарий в атласе и дополнительный материал на карточках.

Карточка № 3

Ключевская Сопка – самый высокий действующий вулкан России. Высота ее – 4750 м. Вулкан представляет собой почти правильный, слегка усеченный конус с кратером на вершине. За последние 270 лет отмечено более 30 сильных его извержений.

4 группа

1. Рассказать о вулканах.

2. Выписать с карты полушарий все вулканы, расположенные на материках.

3. Определить районы распространения вулканизма.

Используйте текст учебника на стр. 125, рис. 86, карту полушарий в атласе.

Карточка № 4

Материк Вулканы
Евразия  
Африка  
Северная Америка  
Южная Америка  
Антарктида  
Австралия  

5 группа

1. Что такое землетрясение?

2. Как происходит землетрясение?

3. Шкала Рихтера.

4. Определить районы распространения землетрясений.

Используйте текст учебника на стр. 125, рис. 86, карту полушарий в атласе.

Карточка № 5

Шкала Рихтера

1–2 балла – слабые толчки, не ощущаются человеком. Их отмечают только приборы.

3–4 балла – толчки ощущаются человеком, разрушений не происходит.

5–6 баллов – происходят легкие повреждения зданий, появляются трещины в грунте.

7–8 баллов – частичное повреждение зданий.

9–10 баллов – образование трещин до нескольких десятков сантиметров, обвалы в горах.

11–12 баллов – разрушается все на земной поверхности.

6 группа

1. Что изучает наука сейсмология?

2. Рассказать о последствиях землетрясений.

3. Определить районы распространения моретрясений.

Используйте текст учебника на стр. 126, рис. 86, карту полушарий в атласе и дополнительный материал на карточках.

Карточка № 6

Прогноз землетрясений – актуальная задача сейсмологов. Прогноз может быть разный: долгосрочный, краткосрочный и оперативный. Первый дается на ближайшие десятки – сотни лет, второй – на годы, месяцы, дни и даже часы. Предвестники землетрясений очень много и они совершенно разные. В настоящее время известно около 70 видов животных, зарекомендовавших себя в качестве прогнозистов. Собаки начинают выть, всплывают глубоководные рыбы, улетают птицы, кошки покидают дома. Замечено: симптомы аномального поведения усиливаются за 1-2 часа до землетрясения.

ІV. Физкультминутка

Изображение вулкана; землетрясение (“расхождение” литосферных плит).

V. Первичное усвоение знаний

После обсуждения заданий, 1–2 человека от каждой группы выходят к доске, и доказывают общее мнение всей группы.

1 группа

Дети: Наша планета возникла, по предположениям ученых, 4,5–5 млрд лет назад, когда образовалось Солнце.

Дети: Образовавшись как шарообразное космическое тело, Земля не застыла в неизменном виде. Она постоянно подвергалась и продолжает подвергаться воздействию внутренних и внешних сил.

Слайд “Возникновение планеты”

Дети: В результате внутренних процессов Земли формируются материки и океанические впадины, горы и равнины. Самый мощный процесс – магматический. Он представляет собой зарождение и проникновение магмы в верхнюю часть мантии, затем в верхние слои земной коры.

Дети: В результате магматического процесса образуются: гранит, пемза, базальт.

Слайд Гранит, пемза, базальт”

Учитель: Какие будут вопросы 1 группе?

Дети: Какие движения Земли относятся к внутренним силам?

Ответ: К внутренним силам относятся вертикальные и горизонтальные движения, вулканизм, землетрясения. Выделяют два основных вида движений – горизонтальные и вертикальные.

2 группа

На магнитной доске изображение вулкана обучающиеся показывают с помощью табличек части вулкана.

Дети: кратер, жерло, очаг магмы, лава.

Дети: Вулканы бывают несколько видов. Те из них, которые извергались на памяти человечества, называются действующими, а те, которые не извергались, - потухшими. Действующих вулканов насчитывается в мире 1343, многие из них подводные. Большинство расположены в местах, где активно взаимодействуют литосферные плиты.

Слайд “Действующие и потухшие вулканы”

Дети: Плиты постоянно движутся. Так как находятся на пастообразной мантии.

Учитель: Какие будут вопросы 2 группе?

Дети: Чем лава отличается от магмы?

Ответ: Лава- это излившиеся магма на поверхность Земли.

Дети: Что такое кратер?

Ответ: Кратер - это чашеобразное углубление на вершине вулкана.

Дети: Есть ли на территории России потухший вулкан?

Ответ: Да, самая высокая вершина Кавказских гор Эльбрус.

3 группа

На карте России показывает вулкан Ключевская Сопка.

Слайд “Ключевская Сопка”

Дети: Извержение вулканов приводит к колоссальным разрушениям и бесчисленным жертвам. На картине К.Брюллова “Последний день Помпеи” изображено извержение вулкана Везувий в 79 г. н.э. Это страшное извержение привело к исчезновению двух городов: Помпеи и Геркуланума.

Слайд “К. Брюллов “Последний день Помпеи”

Дети: Положительное воздействие вулканов велико: пепел является прекрасным удобрением для почвы. Поэтому, несмотря на опасности, люди всегда селились у подножия вулкана, чтобы использовать плодородную почву.

Учитель: Какие будут вопросы 3 группе?

Дети: А где еще в России есть действующие вулканы?

Ответ: На Курильских островах в Тихом океане.

4 группа

Дети: Самый высокий действующий вулкан Льюльяйльяко расположен на границе Чили и Аргентины. Его высота 6723 м. Самым большим кратером является кратер вулкана Тоба на севере центральной части острова Суматра (Индонезия).

Слайд “Вулканы Льюльяйльяко и Тоба”

У доски на физической карте полушарий прикрепить таблички с названием вулканов.

У доски на физической карте полушарий показать районы распространения вулканизма.

Учитель: Какие будут вопросы 4 группе?

Дети: На каком материке нет вулканов?

Ответ: На материке Австралия.

5 группа

Дети: Колебание земной поверхности, вызванное процессами, происходящими в земных недрах, называется землетрясением.

Слайд “Землетрясение”

Дети: В границах землетрясения выделяют его очаг – область возникновения подземного удара. Это место разрыва земной коры. На поверхности Земли территорию, где происходят наибольшие изменения, называют эпицентром.

На магнитной доске на схеме землетрясения показать с помощью табличек части землетрясения.

Дети: очаг, эпицентр.

Дети: Силу землетрясения измеряют по особой шкале – шкале Рихтера. Сильными считаются землетрясения силой 9 баллов по этой шкале.

Слайд “Шкала Рихтера”

У доски на физической карте полушарий показать районы распространения землетрясений.

Учитель: Какие будут вопросы 5 группе?

Дети: Что означает слово эпицентр в переводе с греческого?

Ответ: Эпицентр – это место наибольшего разрушения, расположенное над очагом на земной поверхности. Слово “эпи” в переводе с греческого означает “над”.

6 группа

Дети: Землетрясения изучает наука сейсмология. Все явления и процессы, связанные с возникновением и проявлением землетрясений, называют сейсмическими.

Дети: Последствия землетрясений чрезвычайно опасны, так как из – за изменений в природе они вызывают такие явления, как цунами, повреждения и разрушения зданий, пожары, взрывы, выбросы вредных веществ, а главное – гибель людей.

Слайд “Последствия землетрясений”

У доски на физической карте полушарий показать районы распространения моретрясений.

Учитель: Какие будут вопросы 6 группе?

Дети: Как называется прибор, измеряющий колебания земной коры?

Ответ: Прибор, измеряющий колебания земной коры, называется сейсмограф.

Дети: От какого греческого слова произошло это название?

Ответ: Название прибора произошло от греческого слова “сейсмос” - землетрясение.

VI. Первичная проверка

Учитель: В начале урока я просила внимательно слушать товарищей, сейчас проведем тест по новому материалу и проведем проверку домашнего задания.

Тест у каждого ребенка на столе.

Тест

1. Максимальная мощность земной коры?

а) 80 м в) 80 км

б) 800 м г) 8000 км

2. Самый высокий действующий вулкан России:

а) Ключевская Сопка в) Казбек

б) Эльбрус г) Этна

3. Самую высокую температуру имеет:

а) земная кора в) внутренне ядро

б) мантия г) внешнее ядро

4. Место, где происходит разрыв и смещение горных пород, называют:

а) эпицентр в) сейсмический пояс

б) очаг

5. Часть вулкана, по которой поднимается магма, называется:

а) жерлом в) очаг

б) кратером г) конусом

6. Высочайшая гора суши – это:

а) Эльбрус в) Этна

б) Эверест

Ответы на тест: 1в, 2а, 3в, 4б, 5а, 6б.

Учитель: Я предлагаю провести взаимопроверку. Обменяйтесь листочками, я называю правильный ответ, а вы исправляйте ошибки, если они есть. Если ошибок нет – оценка “5”, одна ошибка – “4”, больше – “3”. В журнал я поставлю только “5”, оценку “4” по желанию.

Учитель: Можно я возьму слово, вы хорошо поработали и я хочу рассказать интересное по этой теме.

12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты по местному времени произошло землетрясение на Гаити. Эпицентр находился 22 км к юго-западу от столицы Республики Гаити Порт-о-Пренс. После основного толчка силой в 7 баллов было зарегистрировано множество повторных толчков. Погибло 222 570 человек, пропали без вести 869 человек. Были разрушено тысячи жилых домов и практически все больницы. Столицы страны была опустошена землетрясением. Многие страны послали на Гаити команды спасателей, медиков, которые оказывали помощь людям, извлеченных из завалов.

Слайд “Последствия землетрясений”

VІI. Домашнее задание

Учитель: Как вы считаете, какие знания вам необходимо закрепить дома?

Очертите себе круг домашнего задания.

Дети сами предлагают варианты заданий.

  1. Прочитать текст учебника о вулканах и землетрясений.
  2. Ответить на вопросы после параграфа.
  3. Нарисовать вулкан.
  4. Найти дополнительный материал о вулканах и землетрясениях.

VІІI. Рефлексия

Учитель: Поделитесь своими впечатлениями? Кто может похвалить себя? За что? Расскажите. Кто недоволен собой? Что не получилось? О чем узнали и какими знаниями вы хотели бы поделиться со своими знакомыми и родителями?

Вы все сегодня на уроке были активными и внимательными. Спасибо всем за работу.

Презентация