Школа надомного обучения как адаптивная школа акмеологической направленности

Разделы: Администрирование школы


Новые социокультурные и экономические условия ставят перед общеобразовательной школой задачи обучения и воспитания учащихся, подготовки к успешной социализации и осознанному выбору профессии. Какой должна быть школа надомного обучения, чтобы успешно решать эти задачи? Педагогический коллектив средней общеобразовательной школы "Школа надомного обучения" № 388 видит перспективы развития как адаптивной школы акмеологической направленности.

Адаптивная школа - общеобразовательная школа со смешанным контингентом учащихся, выполняющая функции ориентационную, психотерапевтическую, коррекционную, реабилитационную, стимулирования и предупреждения затруднений школьников Цель адаптивной школы - создание условий для самостоятельного, осознанного выбора каждой личностью стратегии и тактики своего поведения и деятельности, направленных на самоактуализацию, самореализацию.

Это обеспечивается взаимосвязью:

  • знаний, умений и навыков, являющихся основой развития и саморазвития школьника;
  • опыта его творческой деятельности, отвечающего потребностям и возможностям личности;
  • опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру.

Адаптивная школа - разноуровневая и многопрофильная с огромным комплексом педагогических задач. Такая школа позволяет учить всех детей без исключения, независимо от их способностей, склонностей, индивидуальных различий. Она адаптируется к каждому школьнику, учитывая:

  • характер протекания мыслительных процессов,
  • уровень знаний и умений,
  • работоспособность,
  • уровень познавательной и практической самостоятельности и активности,
  • темп продвижения от незнания к знанию,
  • отношение к учению,
  • состояние здоровья,
  • особенностей семейного воспитания ребенка и условий его социализации.

Она помогает ученику адаптироваться к школе и социуму. Технологии обучения в адаптивной школе предполагают гармоничное сочетание целей обучения, самообразования, саморазвития, самосовершенствования, самовыражения учащихся. Принципы адаптивной школы дают возможность создания школы акмеологической направленности.

Акмеологическая школа - это такое учебное заведение, в котором созданы все необходимые условия для становления и развития у всех субъектов образования представления об успехе, высоких достижениях, необходимых для развития личности и социума. В акмеологической школе ребенок развивается как индивид, личность, учитываются его индивидуальные особенности, формируются духовные и нравственные ценности, развиваются творческие способности, умение социализироваться, строить отношения в коллективе и социуме.

Акмеологический подход в настоящее время является одним из прогрессивных и перспективных для современной школы. "Сущность акмеологического подхода заключается в осуществлении комплексного исследования и восстановления целостности субъекта, проходящего ступень зрелости, когда его индивидные, личностные и субъектно-деятельностные характеристики изучаются в единстве, во всех взаимосвязях и опосредованиях, для того чтобы содействовать его достижению высших уровней, на которые может подняться каждый" (А.А. Деркач).

Как самостоятельная научная дисциплина акмеология начала формироваться в 90-е годы XX столетия. Акме - (от греческого Akme - вершина, цветущая гора) - высшая точка, период расцвета личности, наивысших ее достижений, максимальное развитие способностей и дарований. При акмеологическом подходе в школе главным становится реализация индивидуальных качеств каждого ребенка через развитие его личностных качеств и творческих способностей.

Необходимость акмеологического подхода в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы очевидна, так как общество ожидает, что выпускники школы будут личностями: коммуникабельными; креативными; самостоятельно мыслящими; стремящимися к успеху; умеющими самостоятельно строить индивидуальную траекторию развития. Фактически это социальный заказ школе.

В основе модели адаптивной школы надомного обучения акмеологической направленности лежат следующие принципы:

  • не знания, а личностные смыслы учения и жизни ребенка;
  • не отдельные умения и навыки, а индивидуальные способности, самостоятельная учебная деятельность и жизненный опыт личности;
  • не педагогические требования, а педагогическая поддержка и забота, сотрудничество и диалог учителя и ученика;
  • не объем знаний, не количество усвоенной информации, а целостное развитие, саморазвитие, личностный рост ученика, овладение им компетентностями.

Основные идеи школы надомного обучения акмеологической направленности:

  • учащийся в процессе образования должен развиваться целостно, как личность, индивидуальность, субъект жизнедеятельности;
  • технологии воспитания и обучения должны быть направлены на:
  • саморазвитие и самосовершенствование учащихся,
  • на развитие творческих способностей,
  • на формирование умений строить отношения в коллективе и социуме;
  • на сохранение здоровья.

Акме-технологии направлены на формирование мотива самоутверждения. Основная задача - сформировать и закрепить в сознании человека востребованную необходимость в самопознании, саморазвитии и самореализации.

К числу акмеологических технологий можно отнести следующие технологии:

  • игровые,
  • тренинговые технологии,
  • технологии развивающего обучения;
  • технология личностно-ориентированного обучения;
  • метод проектов;
  • интерактивное обучение;
  • технологии развития критического мышления.

Методы акмеологии - это адаптированные к акмеологическим задачам методы психологии, педагогики и социологии и, прежде всего, это методы самовоспитания: рефлексия, самооценка, самообязательство.

В акмеологической школе должен работать педагог нового типа:

  • специалист по развитию ребенка в предметном обучении;
  • обладает аналитическими и рефлексивными умениями;
  • прогнозирует и корректирует свою деятельность на основе данных педагогического мониторинга;
  • владеет коррекционно-развивающими технологиями;
  • владеет акмеологическими технологиями обучения.

Основная задача педагогического коллектива адаптивной школы акмеологической направленности заключается в организации учебно-воспитательного процесса, в котором каждый ученик с ограниченными возможностями здоровья будет чувствовать себя успешным.

Успешность деятельности ребенка одно из условий его здоровья. Поэтому эта проблема является ключевой в учебно-воспитательном процессе школы надомного обучения.

Успешность ученика с ограниченными возможностями здоровья характеризуется следующими критериями:

  • способность усваивать образовательные программы;
  • положительная динамика развития;
  • положительная мотивация к обучению;
  • способность продемонстрировать свои знания и умения;
  • позитивные отношения с учителем и одноклассниками;
  • адекватно-позитивная самооценка;
  • чувство благополучия, защищенности в семье и школе.

Для реализации успешной деятельности обучающихся учебно-воспитательный процесс должен во-первых, строиться на принципах личностно-ориентированного и индивидуального обучения. Во-вторых, обеспечить создание наиболее благоприятных условий по удовлетворению потребностей личности в образовательной подготовке, получении знаний, необходимых для индивидуального и культурного самовыражения личности в обществе. В-третьих, формировать у учащихся ключевые компетенции и способности к самостоятельному освоению знаний.

Становление школы надомного обучения как адаптивной школы акмеологической направленности процесс постепенный и длительный. Большую роль в этом процессе играет методическая работа в школе, которая призвана через систему переподготовки, аттестацию, работу методических объединений, самообразования обеспечить развитие у педагогов следующих умений:

  • исследовательских, аналитических и рефлексивных;
  • компетентностного подхода в образовании;
  • поиска необходимых педагогических технологий в работе с определённой типологией учащихся;
  • поиска и разработки наиболее рациональных приёмов для активизации и реализации самостоятельной деятельности ученика;
  • раскрытия в каждом ученике творческого потенциала и развития его потребностей и способностей.

Школа уже наработала свой практический опыт в формировании у учащихся таких компонентов учебной деятельности как целеполагание, рефлексия, контрольно-оценочная самостоятельность. Учителя осваивают технологии организации самостоятельной работы учащихся на уроках. Сначала технологии современного урока осваиваются отдельными учителями, далее наработанный опыт представляется на открытых уроках, заседаниях предметных методических объединениях и педсоветах.

Администрация школы постоянно отслеживает процесс распространения передового учительского опыта. С этой целью разрабатываются различные экспертные карты урока, в которых отражаются как постоянные требования к уроку, так и осваиваемые учителями школы новые технологии обучения.

В плане теоретической поддержки для учителей регулярно выпускаются информационно-тематические стенды, где в концентрированной форме представляются различные вопросы дидактики. Вот названия некоторых стендов: "Готовимся к уроку", "Здоровьесберегающий урок", "Рефлексия", "Учебная деятельность", "Формируем логические умения", "Мотивация" и др.

Проделанная работа это только начало пути становления нашей школы как адаптивной школы акмеологической направленности. В целом методическая работа в школе направлена создание акмеологической образовательной среды, способствующей:

  • сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности;
  • каждому ученику вне зависимости от его психофизических особенностей, учебных возможностей, склонностей реализовать себя как субъекта собственной жизни, деятельности и общения;
  • завершению профильного самоопределения старшеклассников и формированию способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования.

Акмеологический подход к содержанию образования, технологиям обучения и воспитания учащихся, управлению школой позволяет перевести школу из режима функционирования в режим развития, при этом значительно повышается и качество образования, так как у всех субъектов образования усиливаются познавательные мотивы, которые стимулируют творческое переосмысление своей деятельности.

Литература.

  1. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология. С-Пб. 2003

Публикация в Интернете

  1. Логвинова И.М., Копотева Г.Л., ИСИО РАО. Акмеологический аспект апробации федерального государственного стандарта общего образования второго поколения (начальная школа).
  2. Петрухин В.В. Акмеология как условие повышения качества образования. 2008-10.