Все жители республики и России были свидетелями выступления Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева по телевидению о летнем отдыхе детей. Было дано указание разработать программу по вопросу возрождения детского летнего отдыха на природе. Идея летнего лагеря известна всем - природа, палатки, свежий воздух, комары и прочие удовольствия. Летний отдых - благоприятное время для формирования, закрепления, развития спортивных, нравственных, духовных навыков детей. Летний период - благоприятное время не только для оздоровления, отдыха детей, но возможность применить имеющийся, пусть небольшой, опыт на практике. Воспитательный процесс не прекращается и летом, особенно экологическое воспитание подрастающего поколения. Необходимой частью экологического образования является непосредственное общение школьников с природой, наблюдения, опыт, эксперименты, которые одновременно являются и способом добывания знаний и видом практики, подтверждающей их истинность. Через наблюдения и опыт учащиеся познают природу, накапливают знания для сравнений, обобщений, выводов. Наблюдения, опыты, эксперименты - это важнейший путь осуществления связи теории с практикой при обучении основам экологии, путь, который помогает превратить знания в убеждения. Необходимостью возникновения проекта является то, что дети Мирнинского района слабо знают родной край. Современное урбанизированное подрастающее поколение мирнинцев нуждается в познании живой природы. В настоящее время общение городских детей с природой ограничено. Искусственная среда обитания, суета, информационно-звуковой шум не дают детям возможности увидеть гармонию природы. Большинство городских школьников абстрагированы от природы, и потому у многих из них преобладает созерцательно - тревожное отношение к ней. Данный проект особенно важен для городских детей, ограниченных в движении, в количестве физической работы, вынужденных жить в отдалении от природы и склонных к пассивному отдыху: кино, телевидение, компьютерные игры. И именно этот летний выездной семейный лагерь сможет помочь детям воспринимать природу сердцем, сознавать свою ответственность перед ней, привить любовь к родной земле, к животному и растительному миру природного парка, его окружающему миру.
Цель проекта - организация летнего отдыха детей и родителей на природе.
Задачи проекта:
- привлечение подрастающего поколения к изучению родной природы с помощью полевых работ;
- познание истории родного края и овладение приёмами поисковой и исследовательской работы на основе изучения флоры и фауны природного парка;
- углубление знаний по истории, краеведению, литературе, географии через активную познавательную деятельность детей;
- воспитание чувства любви и уважения к родному краю;
- оздоровление детей.
Участники проекта: родители, учащиеся, педагоги, сотрудники природного парка.
Руководители проекта: Алексеева Т.В. - педагог Центра дополнительного образования детей, г. Мирный; Начаркина Татьяна Викторовна, учитель начальных классов МОУ СОШ №1 г. Мирный; Маглаева Ольга Алексеевна, учитель начальных классов МОУ СОШ №1, г. Мирный; Кузнецова Т.Л. - председатель родительского комитета.
Сроки реализации проекта:
Место проведения: летний экологический семейный лагерь на территории природного парка "Живые алмазы Якутии".
Время проведения: с 10 июня по 24 июня 2011г.
Форма проведения: Полевые условия. Проживание в палаточном городке.
Транспортное обеспечение: наземное.
План реализации проекта:
1. Подготовительный этап (теоретический):
- изучение методической, психологической, педагогической литературы, опыта работ коллег;
- разработка основных направлений и методов исследовательской деятельности;
- теоретическая и методическая подготовка родителей к исследовательской деятельности;
- разработка, экспертиза и внедрение пакета документов;
- рассада для оформления территории природного парка;
- укомплектованность детей, родителей и сотрудников парка;
2. Основной этап (реализация):
- определение форм и методов работы;
- апробация основной программы проекта;
- исследовательская деятельность;
- экологическая тропа;
- прохождение маршрута.
3. Заключительный этап (аналитический):
- обработка и обобщение результатов;
- анализ работы, подведение итогов, распространение опыта;
- подготовка материала к публикации в печатных изданиях.
Механизм реализации проекта и схема управления проектом в рамках территории:
Мы рассматриваем познавательную самостоятельность как качество личности, проявляющееся в потребности и умении приобретать новые знания из различных источников, а также творчески применять их на практике. Важную роль в развитии познавательной самостоятельности играет внеурочная деятельность школьников, в том числе полевая практика как одна из ее форм. Во время полевых практик учащиеся получают первые навыки исследовательской работы. Это - серьезная подготовка к большим экспедициям. Полевые практики в летнем семейном лагере будут проводиться с углубленным изучением растений и животных природного парка. Тематика практик непосредственно связана с изученным в течение учебного года материалом. Участники проекта проводят исследования, результаты которых они будут защищать на региональной конференции.
Полевые практики проводятся на территории природного парка в течение четырнадцати дней.
В проведении полевых практик выделяются три этапа:
1. Подготовка практики
Получение учащимися тематических заданий, подготовка оборудования (каждый учащийся должен иметь тетрадь в клетку, блокнот с пружинным корешком, увеличительную лупу 4-7-кратную, цветные карандаши и фломастеры, линейку, липкую ленту, кальку для переснятая карт, чертежей и рисунков, микроскопы.
2. Выход учащихся к изучаемым объектам и их изучение согласно полученным тематическим заданиям.
Полевая практика для каждого учащегося состоит из двух видов работ: 1 - каждодневные маршруты с изучением различных растений и животных природного парка; 2 - самостоятельные исследовательские работы по темам, выбранным учащимся вместе с педагогом. К записи маршрутов предъявляются следующие требования. Наблюдения необходимо записывать в блокнот или тетрадь. Записи следует вести на одной стороне листа, начиная с указания номера маршрута, даты, направления, времени начала маршрута, описания погодных условий. Все неживые объекты, которые могут служить ориентирами, должны обозначаться топографическими знаками. Маршрут учащиеся чертят прямо по ходу. Встречи с животными, а также с редкими растениями фиксируются. На маршруте закладываются 4-5 точек, поэтому учащиеся приобретают хороший навык описания растительных ассоциаций, быстро запоминают видовые названия растений.Каждый учащийся постоянно ведет сбор материала по своей теме.
3. Обработка материалов практики и подведение итогов.
На основе еженедельной проверки дневников наблюдений выставляются оценки за практику. Самое интересное - это отчет учащегося о самостоятельной работе. Весь собранный материал обрабатывается, привлекается дополнительная литература, а порой и ученые-консультанты. Все материалы выходят в виде докладов и рефератов, лучшие из которых будут рекомендованы к представлению на школьную научно-практическую конференцию. Тематика научно-исследовательских работ наших подопечных следующая: "Лекарственные растения природного парка, занесённые в Красную книгу РС (Я)", "Редкие животные природного парка". Опыт показал, что в процессе становления познавательной самостоятельности полевые практики являются мощным средством развития этого качества.
Критерии оценки эффективности проекта:
- качество знаний, умений и навыков при ориентировки на местности; - способность анализировать, рассуждать; - развитие индивидуальных способностей; - сохранность здоровья и степень комфортности; - повышение удовлетворённости заинтересованных сторон; - экономический и социальный эффект нововведений.
Критерии успеха проекта:
- создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем; результат проекта может быть использован другими коллективами; информация о проекте широко распространена; проект затрагивает все аспекты окружающей среды: природный, социальный, экономический;
Критерий оценки:
- отзывы родителей и участников проекта; отзывы общественности и властей по результатам деятельности и освещение итогов проекта через средства массовой информации.
Предполагаемые результаты:
- знание детьми методов исследовательской работы; увеличение количества детей, которые могут в дальнейшем работать в сфере охраны окружающей среды; пропаганда здорового образа жизни и труда; сплочение коллектива родителей и детей; представление работ детей на районных, республиканских, региональных конкурсах, конференциях; выпуск атласа "Лекарственные растения природного парка "Живые алмазы Якутии"; выпуск сборника "Редкие животные природного парка "Живые алмазы Якутии".
Участники проекта: дети, родители, педагоги, сотрудники природного парка
Кузнецова Виктория - лауреат VII
Региональной НПК "Шаг в будущее. Юниор".
Тема "Лекарственные растения природного парка
"Живые алмазы Якутии" 2011г. г. Мирный. Была
направлена в г. Якутск для участия на
республиканском НПК "Шаг в будущее. Юниор".
Команда "Лесные экологи" в составе Баталовой Веры, Блиновой Светы, Денисенко Саши, Захаровой Лизы представляют тему "Редкие животные природного парка "Живые алмазы Якутии" на VII Региональной НПК "Шаг в будущее. Юниор" 2011г. г. Мирный.
Руководители проекта: Начаркина Татьяна Викторовна, Алексеева Татьяна Викторовна, Маглаева Ольга Алексеевна