Урок литературного чтения по теме "В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • пополнять словарный запас, воспитывать чувство сострадания к другим;
  • отрабатывать навыки правильного выразительного чтения, учить анализировать поступки и характер героев;
  • отрабатывать умение работать с заглавием;
  • обучение прогнозированию по заглавию;
  • обучение ответам на вопросы учителя, обучению самостоятельному формулированию вопросов к тексту.

Ход урока

1 Организационный момент

Проверьте глазами все ли готово у вас к уроку.

Пожелайте удачи друг другу.

2 Вводная беседа

Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с произведением В.М. Гаршина "Сказка о жабе и розе".

- Как вы думаете, дети, о чём может быть это произведение с таким названием?

- С чем связано ваше предположение? Каков жанр этого произведения?

- Как вы это узнали?

3 Работа по теме урока

Информация об авторе

- Дети уточняют свои прогнозы, опираясь на данные только что сообщенные учителем.

Что изменилось в ваших предположениях, с чем это связано?

Чтение текста. Читаем про себя.

А сейчас мы начнем читать сказку. Читать будем не всю целиком, а с остановками, чтобы можно было обсудить прочитанное, поделиться своими мыслями.

а) Первая остановка - стр. 172

Итак, мы не так много прочли, но уже кое-что узнали. Каждый из нас взял из текста что-то своё, давайте поделимся.

- Что в тексте показалось вам не совсем понятным?

- Что вы узнали о цветнике? Каким вы его представляете?

- Какие уточнения мы можем внести в свои прогнозы относительно содержания? Давайте продолжим читать "Цепочкой".

б) Вторая остановка - стр. 173.

- Все ли слова, выражения в тексте понятны?

- Найдите описание розы. Как вы поняли выражение "Запах был ее словами, слезами и молитвой"?

- Как автор раскрывает нам образ жабы?

- Как изменилось ваше настроение, когда вы прочитали об этом? Почему?

- Зачем автор представляет нам именно эти сведения и образы?

- Можем ли мы сказать, что они противопоставляются друг другу? Объясните. Мы видим контраст, они совершенно не похожи друг на друга. Подумайте, какими чертами характера автор наделяет розу и жабу?

Физкультминутка для глаз.

Читаем дальше (один подготовленный ученик)

в) Третья остановка - до стр. 174.

- Охарактеризуйте мальчика. Подтвердите свои слова цитатами из текста.

- Как автор относится к своему герою, выберите подходящие слова (с любовью, состраданием, нежностью, безразличием, равнодушием, презрением, юмором).

"ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ"

  • Вариант 1
  • Вариант 2
  • Вариант 3

1. Что будет дальше?

2. Чем закончится произведение?

3. Как будут развиваться события после финала?

(На "стрелочках" дети записывают свои версии, т.о. учатся аргументировать свою точку зрения ). Работаем с вариантом 1. Читаем дальше (читаю сама) до стр. 175.

г) Четвертая остановка.

- Что мы узнали о мальчике? Почему он перестал заходить в сад?

- Что вы можете сказать о его сестре? Вернемся к "Дереву предсказаний" (работаем с вариантами 2 и 3) Читаем дальше цепочкой до стр. 177 - проверим наши прогнозы .

д) Пятая остановка.

- Как нам автор говорит о жизни розы? Что было с жабой, когда она первый раз увидела цветок? Что она решила сделать? Как выражала свои чувства?

- Что спасло розу?

- Как вы думаете, знала ли роза о том, что после того как расцветет, она умрет?

- А теперь может вы хотите о чем то спросить класс или меня? Задайте вопросы, которые вас волнуют?

- Подумайте, почему автор объединил в своей сказке истории розы и мальчика, что их сближает?

Физкультминутка общая

Читаем до конца ("Жужжащие чтение")

Итак, чтение завершено. Что вы думаете об этом произведении? О чем оно?

- Как мальчик и роза встретились? Какие чувства испытывала роза при этом?

- А какие чувства испытывали вы? Каким настроением проникнуто произведение? (радостью, отчаянием, безысходностью, веселием, печалью).

- Возврат к прогнозу. Оправдался ли наш прогноз?

3) На доске афоризмы и пословицы. Как вы считаете, какая из них больше всего подходит к этому произведению?

- Пожалуйста, письменно (на полстраницы) обоснуйте своё мнение.

- Желательно, чтобы в ваших размышлениях вы ссылались на текст. Запишите их в тетрадь.

  • "Не уколовшись шипами, розы не сорвешь". (А. Фирдоуси - классик ирано-таджикской литературы).
  • "Красота - царица, которая правит очень недолго". (Сократ, афинский философ).
  • Любовь братская крепче каменных стен. (посл.)
  • Завистливый по чужому счастью сохнет. (посл.)

4 Итог урока

1.Самооценка своей работы на уроке

2. Выставление оценок.

Всем спасибо за работу. Желаю вам удачи на следующем уроке.