Цели:
- пополнять словарный запас, воспитывать чувство сострадания к другим;
- отрабатывать навыки правильного выразительного чтения, учить анализировать поступки и характер героев;
- отрабатывать умение работать с заглавием;
- обучение прогнозированию по заглавию;
- обучение ответам на вопросы учителя, обучению самостоятельному формулированию вопросов к тексту.
Ход урока
1 Организационный момент
Проверьте глазами все ли готово у вас к уроку.
Пожелайте удачи друг другу.
2 Вводная беседа
Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с произведением В.М. Гаршина "Сказка о жабе и розе".
- Как вы думаете, дети, о чём может быть это произведение с таким названием?
- С чем связано ваше предположение? Каков жанр этого произведения?
- Как вы это узнали?
3 Работа по теме урока
Информация об авторе
- Дети уточняют свои прогнозы, опираясь на данные только что сообщенные учителем.
Что изменилось в ваших предположениях, с чем это связано?
Чтение текста. Читаем про себя.
А сейчас мы начнем читать сказку. Читать будем не всю целиком, а с остановками, чтобы можно было обсудить прочитанное, поделиться своими мыслями.
а) Первая остановка - стр. 172
Итак, мы не так много прочли, но уже кое-что узнали. Каждый из нас взял из текста что-то своё, давайте поделимся.
- Что в тексте показалось вам не совсем понятным?
- Что вы узнали о цветнике? Каким вы его представляете?
- Какие уточнения мы можем внести в свои прогнозы относительно содержания? Давайте продолжим читать "Цепочкой".
б) Вторая остановка - стр. 173.
- Все ли слова, выражения в тексте понятны?
- Найдите описание розы. Как вы поняли выражение "Запах был ее словами, слезами и молитвой"?
- Как автор раскрывает нам образ жабы?
- Как изменилось ваше настроение, когда вы прочитали об этом? Почему?
- Зачем автор представляет нам именно эти сведения и образы?
- Можем ли мы сказать, что они противопоставляются друг другу? Объясните. Мы видим контраст, они совершенно не похожи друг на друга. Подумайте, какими чертами характера автор наделяет розу и жабу?
Физкультминутка для глаз.
Читаем дальше (один подготовленный ученик)
в) Третья остановка - до стр. 174.
- Охарактеризуйте мальчика. Подтвердите свои слова цитатами из текста.
- Как автор относится к своему герою, выберите подходящие слова (с любовью, состраданием, нежностью, безразличием, равнодушием, презрением, юмором).
"ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ"
- Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
1. Что будет дальше?
2. Чем закончится произведение?
3. Как будут развиваться события после финала?
(На "стрелочках" дети записывают свои версии, т.о. учатся аргументировать свою точку зрения ). Работаем с вариантом 1. Читаем дальше (читаю сама) до стр. 175.
г) Четвертая остановка.
- Что мы узнали о мальчике? Почему он перестал заходить в сад?
- Что вы можете сказать о его сестре? Вернемся к "Дереву предсказаний" (работаем с вариантами 2 и 3) Читаем дальше цепочкой до стр. 177 - проверим наши прогнозы .
д) Пятая остановка.
- Как нам автор говорит о жизни розы? Что было с жабой, когда она первый раз увидела цветок? Что она решила сделать? Как выражала свои чувства?
- Что спасло розу?
- Как вы думаете, знала ли роза о том, что после того как расцветет, она умрет?
- А теперь может вы хотите о чем то спросить класс или меня? Задайте вопросы, которые вас волнуют?
- Подумайте, почему автор объединил в своей сказке истории розы и мальчика, что их сближает?
Физкультминутка общая
Читаем до конца ("Жужжащие чтение")
Итак, чтение завершено. Что вы думаете об этом произведении? О чем оно?
- Как мальчик и роза встретились? Какие чувства испытывала роза при этом?
- А какие чувства испытывали вы? Каким настроением проникнуто произведение? (радостью, отчаянием, безысходностью, веселием, печалью).
- Возврат к прогнозу. Оправдался ли наш прогноз?
3) На доске афоризмы и пословицы. Как вы считаете, какая из них больше всего подходит к этому произведению?
- Пожалуйста, письменно (на полстраницы) обоснуйте своё мнение.
- Желательно, чтобы в ваших размышлениях вы ссылались на текст. Запишите их в тетрадь.
- "Не уколовшись шипами, розы не сорвешь". (А. Фирдоуси - классик ирано-таджикской литературы).
- "Красота - царица, которая правит очень недолго". (Сократ, афинский философ).
- Любовь братская крепче каменных стен. (посл.)
- Завистливый по чужому счастью сохнет. (посл.)
4 Итог урока
1.Самооценка своей работы на уроке
2. Выставление оценок.
Всем спасибо за работу. Желаю вам удачи на следующем уроке.