В настоящее время проблема формирования толерантности стоит особенно остро. Обращенность к ее исследованию объясняется рядом причин, среди которых – резкое расслоение мировой цивилизации по экономическим, социальным и другим признакам и связанный с этим рост нетерпимости, терроризма; развитие религиозного экстремизма; обострение межнациональных отношений, вызванных локальными войнами, проблемами беженцев и т.д. Для устранения этих причин необходимо уяснение и понимание сущности и особенностей толерантности, изучение которой находится на стыке ряда гуманитарных дисциплин – социологии, политологии, педагогики и психологии.
Толерантность в качестве нового типа социальных отношений представляет проблему не только в сфере взаимодействия различных культур и цивилизаций, но и внутри последних, особенно в России, где эта проблема сейчас наиболее актуальна. Нерешённость многочисленных социальных конфликтов в российском обществе, в том числе и вследствие отрицания их наличия, привела к высвобождению огромной социальной энергии разрушения и нетерпимости. Причем попытки российского общества жить по западноевропейским стандартам оказали влияние на обострение конфликта поколений. Люди стали нетерпимы друг к другу, агрессивны, в связи с этим, участились межнациональные конфликты, акты терроризма, межгосударственные войны. Юноши подросткового возраста славянской принадлежности, открыто демонстрируют свою неприязнь к лицам кавказской национальности, формируют определенные сообщества. Лидерами таких сообществ, являются скинхеды, нацисты и в последнее время футбольные фанаты. Что касается мигрантов и приезжих, то они, в свою очередь формируют свои группы и на возникший конфликт реагируют более агрессивно и радикально. Для молодежи подросткового возраста стали присущи такие черты, как притупление, а иногда и полное отсутствие страха, что влечет за собой трагические последствия.
Больше всего внимания этой проблеме уделяется в школах, так как именно там создается большой поток мигрантов. В нередких случаях образовательные учреждения становятся интернациональными. Стараясь решить проблему адаптации школьника в чужой стране, создаются “Школы русского языка”, где дети занимаются по особой системе и учебникам. Экспериментальная площадка “Русский язык как иностранный”, которая может считаться дополнительными уроками по русскому языку, подростковый клуб “Этносфера”, где обсуждается жизнь молодежи, в том числе и проблема толерантности, а также летние лагеря, которые создаются для укрепления межнациональных отношений. Но нас интересуют общеобразовательные школы. Для них и предлагается комплекс практических методов.
На базе средней общеобразовательной школы № 250 города Москвы проводилась опытно-экспериментальная работа. Испытуемые – учащиеся 9 – 10-х классов, в количестве 48 человек, возраст 16 – 18 лет. Для диагностики использовались: “Опросник по толерантности”, “Опросник Айзенка по определению темперамента”, “Шкала проявления тревоги”, “Тестирование на агрессивность” и анкетирование. С помощью данного комплекса выявляются уровни тревожности, агрессии, определения темперамента, статуса семьи и их влияние на формирование толерантности, кроме этого выявлены характерные особенности развития подросткового возраста, кризисы и особенности, и также будут предложены рекомендации школьному психологу по развитию толерантности у детей подросткового возраста с помощью игр, тренингов, конкурсов и многих других мероприятий.
Результаты данного исследования обогащают психолого-педагогические представления об особенностях и специфике подростков в соотношении терпимости к людям другой национальности, вере. Способствуют дальнейшей разработке вопросов развития толерантности в школах и других учебных учреждениях.
Практическая значимость исследования состоит в том, что изучение и оценка тревожности, агрессии, социального статуса семьи и определения темперамента детей подросткового возраста, особенностей их функционирования помогут оптимально подобрать и адекватно спланировать объем и характер мероприятий, методик воздействия на развитие толерантности. Предложенные рекомендации по развитию толерантности у детей подросткового возраста с помощью игр, тренингов и др., поможет наметить основные мероприятия по эффективному усвоению данной проблемы, получить благоприятный результат и повышения уровня толерантности в школьных учреждениях.
Выборка детей и описание используемых методик
В исследовании принимали участие 48 учащихся разной национальности 9-10 классов. Отбор детей проводился в соответствии с поставленной целью. Результаты отражены в таблице 1.
Таблица 1. Национальный состав
Национальность | Количество человек |
Русские | 24 |
Таджики | 7 |
Узбеки | 3 |
Армяне | 3 |
Киргизы | 2 |
Вьетнамцы | 2 |
Азербайджанцы | 2 |
Украинцы | 1 |
Грузины | 1 |
Корейцы | 1 |
Чеченцы | 1 |
Греки | 1 |
При подготовке к изучению вопроса о толерантности, учитывалась не только национальность, но и вероисповедание, материальное положение и социальный статус семьи.
В ходе исследования выяснилось наличие у детей трех религиозных течений, которые отражены в таблице 2.
Таблица 2. “Религия”
Вероисповедание | Количество человек |
Православие | 30 |
Ислам | 15 |
Буддизм | 3 |
По социальному положению семьи разделились на три категории. Результаты в таблице 3.
Таблица 3. “Семейный статус”
Статус семьи | Количество семей |
Полные | 31 |
Многодетные | 9 |
Неполные (отсутствие одного из родителей) | 8 |
В начале исследования детям предлагалось ответить на вопросы следующего содержания: ФИО, возраст, национальность, вероисповедание, статус семьи. Данные вопросы были нужны для установления входящих сведений о ребенке. В дальнейшем использовались следующие методики:
– опросник по толерантности,
– опросник Айзенка по определению темперамента,
– шкала проявления тревоги по Т.А. Немчину,
– тест методики измерения агрессивных и враждебных реакций Басса-Дарки.
Проведение исследований и выявление закономерностей
В начале исследования проводился опросник на толерантность, который позволял выявить уровень развития данной области. Обработка результатов выражена в таблице 4.
Таблица 4. “Уровни толерантности”
Уровень толерантности | Количество человек |
Высокий уровень | 1 человек |
Средний уровень | 42 человека |
Низкий уровень | 5 человек |
Опросник Айзенка по определению темперамента показал следующие результаты, которые показаны в таблице 5.
Таблица 5. “Типы темперамента”
Тип темперамента | Количество человек |
Холерик | 31 |
Сангвиник | 4 |
Меланхолик | 14 |
Флегматик | 0 |
Следующее тестирование было на выявление уровня тревожности. Результаты отражены в таблице 6.
Таблица 6. “Уровни тревожности”
Уровень | Количество человек |
Очень высокий уровень тревоги | 0 |
Высокий уровень тревоги | 11 |
Средний уровень (с тенденцией к высокому) | 25 |
Средний уровень (с тенденцией к низкому) | 10 |
Низкий уровень | 2 |
Как показывают результаты, в большинстве, подростки испытывают тревожность на высоком уровне. Это связано как с проблемами в семье, окружении, так и непосредственно в учебе.
Тестирование Басса-Дарки объемное и интерпретировать результаты необходимо по нескольким шкалам: Физическая агрессия, косвенная агрессия, вербальная агрессия, негативизм, раздражение, обида, подозрительность и чувство вины.
Таблица 7. “Агрессия и враждебные реакции”
Шкалы | Количество человек |
Физическая агрессия | Высокий уровень – 7 Средний уровень – 27 Низкий уровень – 14 |
Косвенная агрессия | Высокий уровень – 2 Средний уровень – 29 Низкий уровень – 17 |
Вербальная агрессия | Высокий уровень – 16 Средний уровень – 22 Низкий уровень –10 |
Негативизм | Высокий уровень – 0 Средний уровень – 3 Низкий уровень – 45 |
Раздражительность | Высокий уровень – 3 Средний уровень – 33 Низкий уровень –12 |
Обида | Высокий уровень – 0 Средний уровень – 10 Низкий уровень –38 |
Подозрительность | Высокий уровень – 0 Средний уровень – 28 Низкий уровень – 20 |
Чувство вины | Высокий уровень – 3 Средний уровень – 31 Низкий уровень – 14 |
Выводы после проведенного исследования можно сделать следующие. Агрессивность, тревожность, темперамент и положение в семье играют огромную роль для определения уровня толерантности среди учащихся. В первую очередь, проблема терпимости идет из семьи – воспитание является ключевым параметром. По результатам исследования большинство учащихся показали средний уровень толерантности. К сожалению, из 48 участников только один человек показал высокий уровень толерантности, но и ярко выраженной интолерантности так же не было больших показателей. Среди учащихся выявлен высокий уровень тревожности, это связано с напряженной учебой и ее итогами, и с личными проблемами, и этот показатель так же может влиять на уровень толерантности, так как длительное пребывание в стрессе, несет более агрессивные проявления в поведении человека. Именно агрессия и порождает межнациональные конфликты, драки, митинги, изоляцию от общества. Так же проявление терпимости зависит от типа темперамента. По итогам тестирования, у большинства учащихся преобладает тип “холерик”, который характеризуется нестабильностью, энергичностью и излишней эмоциональной впечатлительностью. Таким детям сложно удерживать себя “в рамках дозволенного”, они и в большинстве случаев оказываются интолерантными. С такими детьми, и с учащимися в целом, необходимо проводить беседы, так как мигранты, чаще всего, покидают родину не по своей воле – это и поиски работы, и природные катаклизмы и войны.
Проблема толерантности останется открытой до тех пор, пока мы не научимся принимать другого человека со всеми его привычками и традициями в наше современное, иногда и слишком жестокое общество. По этой проблеме существуют множество выходов и проведенных работ. В школах этой проблемой занимается каждый педагог, но особое внимание, должен уделить школьный психолог. Это не только беседы и дополнительные часы, но и тренинги, творческие конкурсы, игры.
Работа по развитию толерантности может проводиться по нескольким направлениям:
- урочная работа – система знаний, способов деятельности и ценностей, которые обеспечивают развитие этнической толерантности;
- внеурочная работа – выполняет ту же задачу, что и урочная работа, но она более объемная, так как располагает большим временем;
- тренинг общения – это вид групповой психологической работы, которая направлена на приобретение знаний, умений и навыков для успешного общения в различных сферах жизнедеятельности, в том числе в межэтническом взаимодействии. Участвуя в практическом тренинге в ситуациях общения, которые воспроизводятся в группе, ученик лучше видит свои ошибки. Он помогает учащимся:
а) овладеть социально-психологическими знаниями по культуре межнациональных отношений;
б) обучает индивидуализированным приемам взаимодействия с людьми различных национальностей;
в) способствует правильной оценке себя и окружающих, в том числе и представителей других национальностей;
г) через диагностику и коррекцию личностных качеств и умений школьников способствует снятию барьеров, которые мешают реальному межэтническому общению.
Говоря о концепциях модернизации российского образования, следует сказать, что толерантность укореняется в школе, формирует отношения к ней как к важнейшей ценности общества, т.к. развивает у учащихся черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.
Внедрение в школьную жизнь дополнительного внимания по проблеме толерантности, активного развития, должно привести к укоренению духа толерантности, развитию у учащихся черт толерантной личности, способной понимать и применять важнейшие принципы толерантности в повседневной жизни, уметь предупредить конфликты и разрешить их. Можно предположить примерный результат педагогической деятельности – самоактуализирующаяся личность, которой присущи:
– принятие себя и других людей таких, какие они есть, со своими привычками и принципами;
– установление доброжелательных отношений с окружающими;
– способность к глубокому пониманию жизни;
–активное восприятие действительности и способность хорошо в ней ориентироваться;
– развитие творческих способностей;
– умение полагаться на свой опыт, разум и чувства;
– способность брать на себя ответственность;
– приложение усилий для достижения поставленных целей.
Такую работу необходимо проводить в школах, так как большинство своего времени учащийся проводит именно в ней. Проведение тренингов, конкурсов и всевозможных мероприятий, направленные на сплочение коллектива учащихся и формированию толерантности. Большое значение играет школьный психолог, он и может направить детей в нужное направление, в игровой и легкой форме, не требующей принудительности.
Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии – способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.