Введение. Немного теории
Исследовательская работа учащихся в наши дни занимает все более и более прочные позиции в современном образовании. Неформальное образование как одно из направлений реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", подразумевает расширение системы конкурсов и конференций, а следовательно и развитие исследовательской и проектной деятельности школьников во внеурочное время.
Учебно-исследовательская деятельность - это средство личностного развития и формирования мировоззрения через сотрудничество учителя и ученика. Результат исследования - не самоцель, а средство, он подчинен приоритету образования и воспитания участников исследовательской деятельности.
Развитие ученического исследования в сфере образования, применение его в качестве основы при построении образовательных технологий (на что ориентирует общество Стратегия развития образования в Санкт-Петербурге до 2020 года) дает возможность учащимся осваивать не сумму готовых знаний, а методы освоения нового, учит их самостоятельно добывать знание.
Исследовательская деятельность позволяет учащимся самоопределиться в культурном пространстве, оказаться в ситуации проектирования в избранной ими предметной области. Учащиеся сталкиваются с необходимостью анализа последствий своей деятельности. Учебная активность приобретает более мотивированный характер. Учебно-исследовательская деятельность призвана активизировать позицию учащихся в образовательном процессе, развивать их творческую активность и повышать эффективность образования в целом.
Обычно выделяют несколько принципов процесса исследования:
- Принцип естественности (проблема должна быть не надуманной, а реальной, интерес должен быть не искусственным, а настоящим).
- Принцип осознанности как проблемы, цели, задач, так и хода исследования в целом.
- Принцип самостоятельности (ученик может осуществить исследование только через собственный опыт).
- Принцип наглядности (существует в педагогике еще со времен Я.А. Коменского, позже был развит Г. Песталоцци и Ж.Ж. Руссо: в процессе исследования ребенок изучает мир таким, какой он есть на самом деле).
И еще немного теории. Как известно, существует несколько основных видов исследовательских письменных работ учащихся: реферативная работа, исследовательская работа и учебно-исследовательская работа. Реферат попадает в категорию исследовательских работ только в том случае, если в нем есть анализ и обработка представленного материала. Учебно-исследовательская работа подразумевает ознакомление учащихся с различными методиками сбора материалов, направлена на выработку умения обобщать данные и формулировать результаты. Как правило, результат такой работы прогнозируется заранее - учащийся должен его подтвердить. Исследовательская же работа подразумевает большую самостоятельность учеников, некоторый опыт исследовательской деятельности. Результаты, которые могут получиться в итоге такого исследования, часто неизвестны или неожиданны даже для преподавателей (В моей практике такое было всего несколько раз).
От теории - к практике. Мои семь правил
Возможна ли эффективная и результативная учебно-исследовательская работа учащихся самой обычной школы в "спальном" микрорайоне? Как найти здесь одаренных детей? Над этим вопросом я задумалась более десяти лет назад, когда впервые была приглашена в конкурсное жюри II Научно-практической конференции учащихся Кировского района Санкт-Петербурга (НПК). Тогда для меня все было ново. Я - начинающий учитель истории и культуры Санкт-Петербурга, и мне очень интересно было не только присутствовать на таком мероприятии, но и оценивать работы учащихся.
Уяснив, какие именно требования предъявляются к работам, представленным на НПК, и я решила попробовать себя в качестве руководителя учебно-исследовательской работы. Мои старания увенчались успехом, и в 2002 году учащаяся десятого класса Маша Казакова ,будущая золотая медалистка, стала первым в истории нашей школы победителем НПК по секции "История и культура Санкт-Петербурга" c работой "Петергофская дорога - дачное аристократическое предместье столицы". Медалистов в нашей школе не очень много, по большей части у нас самые обычные дети, не слишком сильные в учебе.
Однако, заинтересовавшись учебно-исследовательской деятельностью, я уже не могла остановиться. И своим интересом "заразила" своих учеников. В последующие годы под моим руководством выполнялись работы уже не только по истории и культуре Санкт-Петербурга, но и по истории России, всеобщей истории, культурологии, литературе, обществознанию и даже (в 2009 году) - по биологии. И, в основном, это были успешные, результативные работы.
За эти годы я выработала свои собственные практические правила учебно-исследовательской работы, которые помогают мне увидеть и открыть в каждом ученике, который хочет заниматься исследовательской деятельностью - даже совсем не сильном в учебе - способности к подобной деятельности.
Итак, правило первое - преодолеть неуверенность и страх ученика перед будущей работой. Большинство детей являются одаренными в какой-либо области. И даже "середнячки" и "троечники" могут добиться успеха в исследовании заинтересовавшей их темы. Ученики хотели бы работать, но боятся неудачи, так как у них заниженная самооценка. Порой очень трудно бывает преодолеть неуверенность, страх, когда сам ребенок сомневается в ответе на вопрос: "А смогу ли я?". Убедить, вселить веру в собственные силы - вот задача учителя на первом этапе.
Правило второе - в выборе темы идти от интересов самого ученика. Те, кто занимается учебными исследованиями с детьми, знают, как безумно трудно иногда бывает выбрать и сформулировать тему будущей работы, чтобы она была интересной, малоисследованной, проблемной. Я всегда стараюсь узнать, что интересует самого ученика, прошу его самого если не сформулировать, то хотя бы обозначить тему или область будущего исследования. Если это не удается - предлагаю свои темы, варианты которых всегда есть у меня в "копилке". Очень часто учащиеся с удовольствием выбирают себе одну из предложенных мной тем и выполняют успешную работу. Так было, например, с темами "А.С. Пушкин и математика", "Мемориальные доски Санкт - Петербурга", "Коммунальная квартира вчера, сегодня, завтра" и другими.
Правило третье - верно выбрать и сформулировать тему будущей работы. Я всегда советую своим ученикам выбирать "узкую", малоизученную тему.
Над такой темой интереснее работать (но при этом и труднее!). Желательно, чтобы уже в формулировке так или иначе звучал проблемный вопрос. Например: "Император Петр III: мифы и реальность", "Дети и реклама", "Царевич Алексей: а был ли заговор?" и другие.
Правило четвертое - ученик должен чувствовать интерес руководителя к своей работе. Много раз убеждалась в том, что коллеги, взявшиеся чисто формально за руководство работой ученика, пассивно ожидающие того, что "сами принесут дети", не добиваются результата, чаще всего такая работа не только не доводится до конца, но и "умирает" на начальном этапе.
Мой интерес к темам, ходу исследования, промежуточным итогам своих работ учащиеся чувствуют постоянно, и в ответ рождается и у них еще большая заинтересованность и желание не просто написать работу, но и стать победителем тех конкурсов, куда работа будет представлена.
Правило пятое - организованность и четкость, строгое соблюдение намеченных сроков. Очень важно составить график выполнения работы: это поможет избежать спешки, неразберихи, которые ухудшают качество работы. В самом начале работы с исследованиями мне приходилось учить ребят ее основам, так сказать, в процессе. Последние несколько лет мне очень помогают элективные курсы, которые я веду в 9-10 классе "Учимся писать реферат" и "Исследовательская деятельность учащихся". Четкое планирование этапов работы и соблюдение сроков ее выполнения - обязательные условия, если хотите достичь успеха. Как показывает опыт, это мое правило понимают и вполне поддерживают ученики.
Правило шестое - помочь учащемуся представить свою работу. Часто бывает так, что ученик может добросовестно и вдумчиво работать, выполняет прекрасное исследование, но испытывает страх перед публичным выступлением. Таких ребят было довольно много в моей практике. Как член жюри НПК в течение многих лет я видела детей, которых просто не подготовили к защите их хорошей работы. И все впечатление испорчено. Результата нет.
Что же делать, чтобы избежать этого? Опять же - задача руководителя - не пускать ситуацию "на самотек", репетировать с ребенком будущую защиту по минутам, чтобы уложиться в регламент выступления. Также очень полезной бывает защита работы перед классом, для чего я выделяю десять минут на уроке. Польза обоюдная: выступающий репетирует свое устное выступление, отвечает на вопросы, а его одноклассники получают новую информацию. После этого уже можно выходить на школьный тур НПК и далее - конференции и конкурсы более высокого уровня.
И последнее, седьмое, правило - не стоит бояться потери учительского авторитета. Это, к сожалению, не так уж и редко встречающаяся проблема, когда учитель боится, что, занявшись углубленным исследованием в какой - либо области, ученик превзойдет его самого. Я всегда подчеркиваю, что - ученик, занимающийся исследованием - "профессор" в своей области, и мне самой будет чему у него поучиться и что узнать. Ни разу за десять лет руководства исследовательской деятельностью учащихся я не почувствовала, что мой авторитет упал в их глазах, хотя порой во многих вопросах они ориентировались лучше меня. И это я считаю абсолютно нормальной ситуацией. Они учатся у меня - я учусь у них, мы взаимно обогащаем друг друга, а моя поддержка только усиливает их мотивацию к дальнейшей работе.
Мне отлично известно, что немногие учителя охотно берутся за этот трудоемкий, часто утомительный, труд - руководство учебно-исследовательской работой. На то есть много причин, и прежде всего - перегруженность современного учителя. Но очень хочется надеяться, что мои правила помогут учителям, особенно начинающим, которые пока не знают, как "подступиться" к этому виду внеурочной работы с учащимися. Хочется надеяться, что работа с ученическими исследованиями постепенно займет прочные позиции в современной школе. Уже становится традиционной малая НПК (для учащихся начальной школы). И, возможно, недалек тот момент, когда в Санкт-Петербурге появятся целые проектно-исследовательские школы.
Заключение
Результаты моей работы в качестве руководителя говорят сами за себя: за 10 лет мои ученики представили на конкурсы и конференции различного уровня (от районного до международного) 30 работ, из которых 25 работ были отмечены наградами различного уровня.
За эти годы мои ученики участвовали и побеждали в районных НПК, конференции "Война. Блокада. Ленинград", районных краеведческих чтениях, городском конкурсе авторских экскурсий, региональной конференции "Балтийский регион вчера, сегодня, завтра". Также у меня есть опыт подготовки устных выступлений отдельных участников районного конкурса "Юный экскурсовод-школьник", международных конференций "Санкт-Петербург - Царское Село - А.С. Пушкин и культура", "Интеллектуальное возрождение". В городской конференции "Ученые будущего - 2009" моя ученица представляла свой стендовый доклад.
Я абсолютно убеждена и доказала на практике: одаренные дети есть даже в самой обычной школе, просто надо их "увидеть" и помочь раскрыть себя. Именно научно-исследовательская деятельность учащихся может помочь раскрыть их потенциал, повысить самооценку, стать успешными, даст толчок к дальнейшему саморазвитию.
Литература
1. Безрукова В.С. Как написать реферат, курсовую, диплом. - СПб: Питер, 2004. - 176 с.
2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. - М., 2001. - 123 с.
3. Исследовательская работа школьников (Сост. Криволап Н.С.). - Минск: "Красико-Принт", 2002. - 178 с.
4. Кондратюк И.П., Степанова Н.Е. Как сделать хорошую исследовательскую работу. - НМЦ Петроградского района Санкт-Петербурга, 2006. - 69 с.
5. Масленникова А.В. Материалы для проведения спецкурса "Основы исследовательской работы в школе" // "Практика административной работы в школе". № 5. 2004
6. Школьный реферат. - Минск: ИООО "Красико-Принт", 2005. - 176 с.