В отчетах ООН за 2009 год в рейтинге качества жизни Россия занимает 71 место в мировом сообществе. Ухудшение социально-экономических и экологических условий жизни, несбалансированное питание, а также уменьшение двигательной активности привели к тому, что в последние годы произошло снижение показателей здоровья, физического развития и двигательной подготовленности детей,
В настоящее время тенденция ухудшения состояния здоровья детей приняла устойчивый характер, что подтверждается ростом хронической патологии, увеличением врожденной заболеваемости и инвалидности.
Всероссийская диспансаризация детей в 2002 году выявила, что 51,7% имеют функциональные отклонения и 16,2% - хронические заболевания различных органов и систем. Так, например патология костно-мышечной системы у детей за последние 5 лет увеличилась на 53,6%.Проблема детской ортопедической заболеваемости актуальна не только в нашей стране, но и во всем мире, поэтому направление реабилитации в детской травматологии и ортопедии признано ВОЗ одним из основных направлений в научных исследованиях на период до 2010 года. Исполнительный комитет ВОЗ принял решение считать этот период десятилетием, посвященным изучению, лечению и предупреждению заболеваний и травм костно - мышечной системы у детей.
Обеспокоенность общественности состоянием здоровья подрастающего поколения, перегрузками в учебном процессе, недостаточной физической активностью детей школьного возраста выражалось уже в начале прошлого века. С тех пор многое изменилось и в жизни и в образовании, но тревога осталась, что подтвердил в мае 2004 года Московский Международный конгресс "Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в 21 веке", приуроченный к столетию 1-го Международного конгресса по школьной гигиене, который состоялся в апреле 1904 г. в Нюрнберге.
По данным Минздрава России (200-2003г.) за время школьного обучения число детей, имеющих хроническую патологию, увеличивается на 20%. Наиболее значимыми факторами внутришкольной среды, отрицательно влияющими на формирование здоровья детей являются все возрастающая экстенсификация и интенсификация образовательного процесса, а как следствие, стрессовые ситуации; ухудшение питания; снижение физической активности.
Особого внимания требуют младшие школьники; они быстрее всего теряют здоровье.
Практически здоровые дети составляют сегодня 6-8%.Число детей с нарушением осанки увеличилось за последние 10 лет в 3 раза. Распространенность плоскостопия составляет сегодня 40%, что в 3 раза выше, чем в начале 60-х годов (15%)
Функция охраны и укрепления здоровья традиционно возлагается на здравоохранение. Однако в современных условиях эта задача может быть решена лишь на основе интегрированного подхода, который предполагает взаимосвязь и взаимодействие различных сфер и отраслей медицины, психологии, экономики, имеющих своей целью охрану и укрепление здоровья детей. И не последнюю роль в этом процессе должна играть педагогика.
На современном этапе развития образования в России внедрение здоровьесберегающих технологий обучения вызвано объективной необходимостью и обусловлено постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. №916 "Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи", программами развития детской одаренности и модернизации образования, подпрограммой "Научные основы охраны здоровья обучающихся".
Выдвижение проблемы здоровья детей в число приоритетных задач обуславливает актуальность практической ее разработки. И в этом смысле программа хореографического коллектива "Сюрприз", работающего на базе школы №117 г. Санкт-Петербурга, имеет важную практическую значимость. (Приложение №1)
Данная программа предназначена для занятий в хореографических объединениях на базе гимназий и общеобразовательных школ. Программа имеет художественно-эстетическую направленность, срок обучения 3 года с детьми 7-10 лет.
Новизна данной образовательной программы заключается в использовании инновационных технологий доцента кафедры валеологии и медицинской психологии Калужского педагогического университета, заслуженного деятеля Культуры РФ, педагога-хореографа Ивашковского К.С.
Актуальность программы состоит в том, чтобы восполнить возникшие в современной школе пробелы в воспитании и образовании подрастающего поколения.
Постоянно слышны упреки в адрес школы: она не готовит детей для практической жизни, не воспитывает гармонично развитую личность. Что значит быть готовым к жизни? Это значит - владеть знаниями и навыками, которые условно можно разделит на 4 полностью равноправных цикла:
- Грамотность;
- Этика;
- Эстетика;
- Здоровье.
Если для 1 цикла школа в принципе готова, имеет большой опыт преподавания, 2 цикл разработан слабее, то эстетика - это совершенно не решенная и практически не начатая работа в школе. Понятно, что гармонично развитый человек должен быть здоровым, владеть своим телом. Этот цикл абсолютно равноправен с тремя другими, а для всей последующей жизни - чуть ли не самый важный.
В связи с этим реализация программы требует одновременного развития двух ключевых направлений: эстетическое воспитание и укрепление здоровья детей.
Остановимся на втором направлении и рассмотрим здоровьесберегающий компонент программы.
Педагогическая целесообразность образовательной программы заключается в том, что она, учитывая возрастные особенности детей, включая в себя систему игрового стрейчинга и комплекс корригирующих упражнений в партере, не только развивает необходимые для хореографии качества, но и укрепляет здоровье детей.
Клавдий Гален, врач школы гладиаторов в Древнем Риме подчеркивал важность гимнастических упражнений при заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Он ввел термины, которые широко используются в наше время - кифоз, лордоз, сколиоз и предложил корригирующую гимнастику при этих деформациях позвоночника.
Упражнения партерного экзерсиса, используемого на занятиях коллектива, способствуют укреплению мышц спины (Рисунок 1), брюшного пресса, внутренней группы мышц бедер (Рисунок 2, 3), а также релаксации связок голеностопа, коленных и тазобедренных суставов, что в конечном итоге способствует развитию физических данных для занятий хореографией, а именно шага (Рисунок 4), выворотности, подъема и гибкости. (Рисунок 5)
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
Экзерсис на полу состоит из нескольких разделов: упражнений сидя на полу, упражнений лежа на спине, упражнений лежа на боку, упражнений лежа на животе и упражнений парами.
Каждый из разделов имеет свои задачи, но практически через все упражнения проходит нацеленность на укрепление мышц спины, в стремлении добиться прямой осанки, вытянутости ног в коленях и стопе.
Среди различных средств реабилитации детей с нарушениями осанки основным средством коррекции является гимнастика, так как только с помощью гимнастики можно создать мышечный корсет.
Активные упражнения партерного экзерсиса, укрепляющие спину и брюшной пресс, постепенно создадут мышечный корсет, доведут до автоматизма привычку к правильному, рациональному положению тела в пространстве.
Упражнения исполняются в сопровождении музыкального инструмента и здесь важно следить за музыкальностью исполнения движений. Следование четкой ритмической основе каждого упражнения способствует развитию музыкальности и внутренней организованности.
Одной из серьезнейших проблем современных школьников является плоскостопие.
По данным разных авторов плоскостопием страдает от 20 до 40 % детей. Как известно, легче предупредить болезнь, чем ее лечить.
В вопросах профилактики должен быть комплексный подход: гигиена стоп, правильная обувь, профилактика хронических, длительно протекающих заболеваний ит.д. Но главное в профилактике плоскостопия - хорошо организованный двигательный режим.
По А.А. Ухтомскому обязательным средством реабилитации и профилактики наряду с другими являются специальные упражнения для стоп, способные создать в коре больших полушарий сильные очаги возбуждения, которые могут подавить патологические и разорвать неправильные условнорефллекторные связи, образуя взамен новые, более совершенные.Эти упражнения широко используются и в хореографии.
Упражнения в ходьбе:
- Ходьба на носках;
- С поворотом стоп пятками наружу, носками внутрь;
- На наружном и внутреннем своде;
- "Гусиный шаг";
- На носках в полуприседе;
- На носках с высоким подниманием бедер;
- Танцевальные шаги на полупальцах.
Упражнения в исходном положении стоя:
- Поднимание на носках вместе и попеременно (releve );
- Перекат с пятки на носоки обратно;
- Полуприсед и присед на носках (demi и grand plie).
Упражнения в положении сидя:
- Оттягивание носков;
- Круговое движение стоп(rond).
Кроме того, включение в занятия прыжков на полупальцах, прыжков на скакалке является также профилактикой и реабилитацией плоскостопия.
Существует более 300 определений здоровья. Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, например, так трактует это понятие: "Здоровье - правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие". Предпочтем придерживаться определения, приведенного в Уставе Всемирной организации здравоохранения: "Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов".
Говоря о здоровье, люди часто имеют в виду его физическую составляющую, нередко забывая о социально-психологической и духовно-нравственной составляющих этого понятия, а еще Сократ говорил, что "тело не более отделено и независимо от души".
Можно ли попытаться выделить среди известных критериев психического здоровья наиболее важный?
Доктор психологических наук, профессор Г.С. Никифоров отдает предпочтение психическому равновесию.
На факультете психологии Санкт-Петербургского университета было выполнено 4 дипломных исследования по теме "Представления о критериях психического здоровья".
В дипломной работе Э.А. Федичкиной изучалось представление школьников о том, с помощью каких признаков можно охарактеризовать психическое здоровье человека.
Исследование проводилось на базе 3-х средних школ Санкт-Петербурга.
Анализ полученных от школьников ответов позволил выделить 8 основных критериев психического здоровья, которым отданы предпочтения.
Причем значимость этих критериев неодинакова и меняется с возрастом.
Особая роль в обеспечении психического здоровья школьниками младших классов (и мальчиками и девочками) отводится благополучию в эмоциональной сфере.
Таким образом, можно смело утверждать, что создание эмоционально благоприятной атмосферы в коллективе - одна из важнейших задач, стоящая перед педагогом.
Успешное решение этой задачи является залогом обеспечения психического здоровья каждого члена этого коллектива.
Решение этой задачи происходит на 3-х уровнях:
- Педагог-воспитанник;
- Воспитанник-воспитанник;
- Педагог-родитель.
С поступлением ребенка в общеобразовательное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение длительного времени, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение и т.д. все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям.
Самой главной задачей на этом этапе установление хорошего контакта между педагогом и ребенком. Доверительная атмосфера, доброжелательные отношения, внимание, подлинная заинтересованность обеспечат взаимопонимание. В большей степени от педагога зависит настроение ребенка на занятии.
Созданию эмоционально-благоприятной атмосферы в коллективе способствует ряд игр ("раздувайся, пузырь", "давайте познакомимся!", "снежный ком", "расскажи стихи руками" и др.) и психологических этюдов, направленных на сближение воспитанников с педагогом, со сверстниками. ("новая кукла", "баба яга", "лисичка подслушивает", "фокус", "золушка" и др.)
Игровая деятельность занимает особое место в процессе социализации детей .На протяжении всей истории педагогики игра продуктивно используется воспитании детей, что позволяет им относительно легко и непринужденно познать самого себя и окружающий мир, органично войти в него. В практике коллектива "Сюрприз" используется огромный арсенал игр, который оказывает на играющих особое эмоциональное воздействие. Игра-инсценировка побуждает детскую инициативу. Так, при работе над постановкой танца, детям предлагается "оживить" какую-нибудь картинку в хореографической миниатюре. В игре-импровизации "Изобрази животное" с завидной точностью воспитанники изображают лисиц, зайцев, медведей и других животных. Игра-импровизация должна присутствовать на каждом занятии. Она выводит детей из состояния закрепощенности, развивает воображение, приводит к оригинальным и остроумным находкам. Изобразить мячик, растаявшее мороженое, закипающий чайник - такие задания педагога воспринимаются детьми с огромным восторгом.
Музыкально-ритмические игры("Щи-талочка", "Грибочки" и др.) развивают чувство ритма, музыкальную память, пластику.
Игра полифункциональна. Но несомненно, что важнейшими являются две ее задачи - создание психологически комфортной среды и стимулирование творческих способностей ребенка.
Проведение игр требует от педагога знания и четкого выполнения определенных правил:
Правило №1.
Добровольность участия в игре. Заставляя, мы можем вызвать чувство протеста в ребенке, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит.
Правило №2.
Педагог должен стать участником игры. Своими действиями , эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее значимой для них. Педагог становится центром притяжения в игре, он совмещает две роли - участника и организатора.
Правило №3.
Многократное повторение игр, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия.
Правило №4.
Наглядный материал надо беречь, нельзя его превращать в обычный, всегда доступными. Тогда этот материал долго останется для детей необычным.
Правило №5.
Педагог не должен оценивать действия ребенка: слова "неверно, не так:", "молодец, правильно", в данном случае не используются. Дайте ребенку проявить, выразить себя, не загоняйте его в определенные рамки. У него свой взгляд на вещи, он по-своему видит мир.
Эти принципы в ходе практической работы показали свою обоснованность и необходимость выполнения.
В.И. Мясищев писал: "Психическое - это прежде всего система отношений". Отношения на уровне воспитанник - воспитанник имеют положительную тенденцию
Решение задачи создания психологического комфорта на уровне педагог - родитель требует особого внимания.
Для того, чтобы понять личность ребенка, очень важно знать ту ближайшую ему социальную среду, в которой он воспитывается. Так, в доме, в семье ребенок находится в иных, по сравнению со школой условиях воспитания. Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы помочь родителям продолжить линию воспитания, начатую в школе. И сам педагог успешнее справляется с задачами, если в лице родителей находит помощников.
На основании результатов анкет, предложенных родителям, определяются основные вопросы для бесед. Индивидуальная, деликатная работа с каждым родителем становится залогом дальнейшего успешного развития отношений в коллективе. А значит, обеспечивает психологический комфорт и сохраняет психическое здоровье ребенка.
Подводя итог всему вышесказанному, отметим, что здоровьесберегающий компонент программы хореографического коллектива "Сюрприз" включает в себя два уровня: физическое здоровье и психическое здоровье.
Контроль достижения цели сохранения и укрепления здоровья детей средствами хореографии осуществляется разработанной системой мониторинга образовательного процесса. (Приложение №2)
Диагностические плоскости и методы их исследования | ||
Плоскость диагностики | Содержание исследования | Методы и методики исследования |
1. Физическое здоровье | 1. Оценка функционального состояния опорно-двигательного аппарата и показателей физического развития. | |
|
Тесты на определение пассивной и
активной гибкости. Тест Бондаревского Тесты на равновесие и устойчивость №1, №2, №3, №4 |
|
2. Контроль координационных способностей | Визуальная экспресс-диагностика
качества исполнения движения (пластические
тесты). Специальные упражнения на развитие координации, координационные тесты. |
|
2. Психическое здоровье | 1. Выявление уровня эмоционально-психологического состояния в коллективе. | |
Уровень педагог-воспитанник | Методика "Гирлянда ассоциаций". Методика "Образовательные потребности." |
|
Уровень воспитанник-воспитанник | Методика "Образовательные потребности" |
|
Уровень Педагог-родитель | Методика "Позиция родителей в образовательном процессе". |
По разработанным тестам прослеживается уровень физической подготовки воспитанников. Тесты позволяют выявить уровень физических качеств у детей 7-10 лет.
Есть возможность определить способности каждого ребенка и индивидуально обсудить с родителями. Тесты позволяют выявить причины отставания или опережения в усвоении программы. Возможно отслеживание динамики развития каждого ребенка в период от 7 до 10 лет. Практическое применение разработанных методик выявило, что образовательная программа обеспечивает высокие адаптационные возможности к физическим нагрузкам, что в последующем позволяет достичь высокого уровня работоспособности. А также оказывает существенное влияние на коррекцию отклонений.
Технология метода хореокоррекции, оздоровительной хореографии высоко эффективна, т.к способствует адаптивному типу взаимоотношений с внешней средой, помогает обрести равновесие между напряжением и релаксацией, что создает условия для профилактики психосоматических заболеваний, а также нормализации развития опорно-двигательного аппарата ребенка. Это в свою очередь является профилактикой травматизма.
Предлагаемая программа как система в педагогической практике может обеспечить оптимизацию процесса обучения, способствуя профилактике хронического стресса при повсеместном увеличении учебных нагрузок.