Совместная работа педагога-словесника и семьи в освоении духовно-нравственного содержания художественной литературы

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Все начинается с детства. Привить человеку любовь к книге, к чтению, навсегда сохранить потребность в чтении можно только в детстве. Первым проводником в мире литературы является семья. Именно родители помогают детям открывать для себя писателей, учиться понимать и чувствовать слово и развивать свой вкус. Но, какие именно книги можно читать всей семьей? - Этот вопрос встает перед родителями очень часто.

Для России отношение к книге в течение долгого времени было знаковым понятием. В русских семьях было принято читать друг другу книги вслух - стихи, прозу, порой и нехудожественные произведения, обмениваться мнением о прочитанном. Старшие члены семьи обращали внимание младших на книги, которые запомнились и полюбились им в детские и юношеские годы, и часто эти любимые книги хранили в домашних библиотеках. Домашние библиотеки собирали всей семьей, обсуждая необходимость каждого нового приобретения. О семейных чтениях, о привычке собираться вместе и читать новые произведения, публикуемые в литературных журналах, пишут мемуаристы и писатели Н.С. Лесков, А.П. Чехов, И.А. Бунин, А.И. Куприн и многие другие. Художественную литературу использовали и в тех случаях, когда деликатность мешала членам семьи открыто обсудить волнующие их проблемы.

В современном мире, когда типичным вопросом, для учителя литературы становится: "Сколько страниц текста ты прочитал?", а для родителей: "Какую отметку тебе поставили? необходимо искать пути интеграции. Ведь вопрос идет о формировании духовно- нравственных ценностей у совсем еще юного человека. Без прочной семьи, прививающей в своих детях, чувства доброты, милосердия, понимания прекрасного, невозможно полноценное развитие личности. Уроки литературы, нравственным материалом которых является гуманистическая русская классическая литература, реализуют те же самые задачи. Какой же путь выбрать?

Первое и необходимое условие - это объединение усилий всех, кто понимает важность этого вопроса. Его диктует время, все меньше мы читаем хороших книг, все больше мы говорим дурных слов и совершаем необдуманных поступков.

В одном из своих писем Оптинский старец Амвросий пишет: "Как мать чадолюбивая, сами передавайте сведения об этих предметах вашим детям, как умеете. Наставления других действуют на ум, а наставления матери на сердце". Но как найти матери правильные слова, кто поможет ей в этом, особенно если она ведет светский образ жизни. И здесь на помощь приходят традиции русской православной семьи, очень богато представленные в художественной литературе. Ведь как было бы замечательно, чтобы приходя с урока литературы, дети спрашивали себя, а как моя семья поступила бы в такой ситуации. И с этими вопросами, они обращались бы к родителям, переводя плоскость разговора от мирского к духовному.

Второе условие - это развитый читательский вкус. Если педагог рассказывает на уроке о творчестве писателя или поэта, и ребенок, окрыленный этими знаниями, приходит домой, а слышит родительское: "И зачем вы это читаете? ", то эффект будет предсказуемым. Диалога между автором - учителем - учеником - родителем не получится. Но ведь восприятие читателем-школьником литературного произведения - это сложный творческий процесс, опосредованный всем жизненным, эстетическим, читательским и эмоциональным опытом ученика. И он невозможен без разумной корректировки взрослых людей: педагога - словесника и родителей. Понимают ли взрослые люди - насколько формирование характера и склонностей ребенка зависят от них самих?

Каждый учитель пытается найти тропинку к сердцу ученика, но она может окончиться перед воротами его дома. Пусть заветным ключиком станет книга, которая откроет двери в любой дом. Но для того, чтобы это случилось надо понимать ценность художественной литературы.

Третье условие - это богатый фонд школьной библиотеки и наличие семейной библиотеки. Необходимо помнить, что ребенок как читатель имеет ярко выраженную специфику: в отличие от взрослого он не может "отложить" чтение, так как в детстве интересы быстро переключаются с одного на другое. Поэтому, если дети вовремя не получают необходимые книги, то либо читают другие, либо вообще перестают читать.

Большое влияние на качество восприятия книги оказывают мотивы чтения. Принудительное чтение, как правило, неплодотворное. Плодотворным оно становится тогда, когда ребенок читает в силу интереса. Интерес - это единственный из всех мотивов, который поддерживает чтение во включенном режиме, т.е. обеспечивает влияние книги на читателя. Чтение, мотивированное любознательностью, интересом, особенно значимо, потому что становится для детей занятием приятным и желанным.

Как же привить детям интерес к чтению и любовь к книгам? (памятка родителям)

  1. Никогда не наказывайте за проступки чтением. Это грубая ошибка воспитания и лучший способ вызвать отвращение к книге.
  2. Читайте сами. Если ребенок никогда не видел маму и папу с книгой в руках, то откуда же у него родится любовь к чтению?
  3. Читайте вместе с ребенком. Обсуждайте прочитанное. Выясняйте значение трудных или незнакомых слов. Читайте попеременно, часть читает взрослый, часть - ребенок. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы, и это согреет его сердце.
  4. Берите для первых чтений только подходящие книги - яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.
  5. Используйте такой прием. На самом интересном месте остановитесь. Заинтригованный ребенок вынужден дочитать до конца, чтобы выяснить, что же произошло с героем. Или такой. Вы моете посуду, готовите ужин, а ребенок читает вслух.
  6. Поощряйте ребенка в посещении библиотеки, ходите вместе с ним.
  7. Следите за тем, чтобы чтение было систематическим - каждый день по 15-20 минут, причем чтение должно быть обязательно вслух. Это сформирует у ребенка привычку ежедневного общения с книгой.
  8. Покупая книгу в подарок, сделайте дарственную надпись добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

Каждый возраст любит читать книги определенной тематики. Средним школьным возрастом считаются дети 5-7-х классов, а старшим - 8-11-х. Эти школьники имеют уже довольно широкий круг знаний. Для подростков события жизни утрачивают свою однозначность, поэтому темы детских книг становятся более разнообразными. Самый большой интерес у подростков вызывают книги о приключениях, путешествиях, фантастика (как "взрослый" заменитель сказки), исторические книги, рассказы о любви, детективы. Дети этого возраста уже почти сформировали свой вкус, поэтому будут выбирать книги самостоятельно. Какие книги порекомендовать семье учителю, какую книгу выбрать ребенку, все чаще слышится этот вопрос? такие книги для детей должны иметь особый характер, учитывающий специфику маленького читателя, и особую форму, доступную детскому восприятию. Чтобы ребенок обращался к книге, ее содержание должно быть увлекательным и соответствующим возрастному периоду ребенка.

Большой интерес у родителей класса, в котором я преподаю, вызвала книга протоиерея Николая Агафонова "Непридуманные истории". Для работы в классе была предложена сказка "Равнодушие" (кухонная сказка). На уроке внеклассного чтения мы читали эту сказку с ребятами 7 класса, используя метод " чтения с остановками". Сказка поднимает актуальную проблему - равнодушия к ближним. Сначала мы определили термин равнодушие.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНА.

Равнодушие - это состояние человека, в котором он не проявляет ни малейшего интереса к чему-либо. Синонимы: апатия, безразличие, чёрствость, бесчувственность, бессердечность, безучастность, бесстрастие, индифферентность, пассивность, бездушие.

Мир глазами равнодушного: (подбор пословиц) 

Моя хата с краю, ничего не знаю. Своя рубашка ближе к телу. После нас - хоть потоп. Наше дело - сторона. Хоть трава не расти. Ни во что я не вникаю, тяжела мне роль такая!  Я вполуха слушаю.

БИБЛЕЙСКИЙ ПРИМЕР РАВНОДУШИЯ (сообщение учителя)

Притча о Добром Самарянине: Лука 10:30-35 "Иисус сказал: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь, ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же".   Эта история иллюстрирует равнодушие, проявленное священником и левитом по отношению к ограбленному и израненному человеку.

Разновидности равнодушия (аналитическая работа)

  1. Равнодушие к происходящему (к событиям);
  2. Равнодушие к ближнему (к окружающим людям): Притча о добром самарянине является иллюстрацией равнодушия к ближнему (Лука 10:30-35).
  3. Равнодушие к Богу (и к Божьему Слову)
  4. Равнодушие к своему духовному состоянию (к себе):  к этому подразделу относится равнодушие к своим грехам и равнодушие к вопросу спасения своей души.
  5. Равнодушие к спасению:. Равнодушие к проповеди Ноя до Потопа.   Если вспомнить времена Ноя, то на протяжении 120 лет пока строился ковчег, Ной свидетельствовал окружающим о суде Божьем, грядущем на землю в виде дождя. Реакция людей, живших до потопа, нам известна: равнодушие. Разумеется, мы можем предположить, что многие насмехались над Ноем и его словами. Однако в сердцах насмешников царило равнодушие к Божьему Слову, которое проповедовал Ной. Это равнодушие привело к тому, что во время Всемирного Потопа выжили только члены семьи Ноя - 8 человек, которые прислушались к словам Бога и сделали всё так, как Он им велел.
  6. Равнодушие к проповеди Евангелия сегодня.    Сегодня происходит то же самое. Наш сегодняшний мир очень напоминает мир до Потопа: духовное состояние наших современников сродни духовному состоянию современников Ноя. Сегодня, как и тогда, многие равнодушны к предупреждениям Господа о грядущем конце света и наказании.
  7. Равнодушие к жертве Иисуса Христа    Равнодушие людей к Благой Вести о спасении обуславливается их равнодушием к жертве Иисуса Христа. Насколько бесчувственным должно быть сердце человека, который равнодушен и безразличен к жертве Иисуса Христа, умершего страшной смертью на кресте за грехи всего мира.

 Выводы: Рост равнодушия в людях - признак последнего времени. Однажды Иисусу Христу ученики задали вопрос о признаках конца света: Матфея 24:3 "Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?" Ответ Иисуса приводится в Матфея 24:4-13. Обратите внимание на стих 12 ":по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь". Охлаждение любви и есть равнодушие.

Корни равнодушия? (ответы на вопрос)

Равнодушие - это безразличие. В каком случае человек к чему-либо безразличен? В том случае, когда это не является для него важным или достойным его внимания. Каковы же могут быть корни равнодушия? - Гордость; Эгоизм; Сребролюбие; Карьеризм

Чего не может делать человек, пока не избавится от равнодушия?

  • Равнодушный человек не может быть искателем истины, потому что он равнодушен к истине.
  • Равнодушный человек не может получить спасение, поскольку равнодушен и к своему духовному состоянию, и к благой вести о спасении.
  • Равнодушный человек не может служить людям, потому что равнодушен к ближнему.
  • Равнодушный человек не в состоянии по-настоящему верить, любить, сострадать и жертвовать собой, потому что эти черты противоположны равнодушию.

Равнодушие - паралич души. А. П. Чехов дал замечательное определение равнодушию: "Равнодушие - это паралич души, преждевременная смерть.

Домашнее задание: вместе с родителями выбрать один афоризм о равнодушии из предложенных.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что формирование ценностей системы человека невозможно без семейного воспитания. Классическая художественная литература и современная православная детская литература играют в этом большую роль. Эта работа невозможна без системного подхода учителя - словесника и родителей.