Программа: «Примерная программа». Математика. Сборник нормативных документов. Математика / сост. Э.Д. Днепров; А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.
Учебник: Геометрия 7-9, учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др., М.: Просвещение, 2007г.
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление
Дидактическая цель:
- Создать условия для формирования у учащихся умений и навыков решать задачи с применением признаков параллельности двух прямых посредством самостоятельной работы.
Образовательная:
- Создание условий для освоения каждым учеником стандарта образования;
- Формирование знаний и умений по теме при доказательстве теорем и решении простейших задач.
Развивающая цель:
- Создание условий для развития аналитико-синтетической деятельности учащихся.
- Создание условий для развития элементов творческой, самостоятельной деятельности учащихся.
- Развитие речи учащихся через словесное сопровождение выполняемых действий, при решении задач.
- Создание условий для развития памяти, внимания, мышления в ходе рассуждений.
- Продолжать формирование вычислительных умений и навыков.
Воспитательная цель:
- Воспитывать умение слушать и слышать учителя, друг друга;
- Воспитывать уважительное отношение к сверстникам, к учебному труду в ходе работы во время урока.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.
Методы: объяснительно-иллюстративный с элементами эвристического.
Формы контроля: фронтальный уровень усвоения и овладения учащимися ЗУН, необходимыми для данной темы; текущий контроль; самоконтроль на этапе рефлексии
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку (Приложение 1), опорные схемы для доказательства теорем, тест достижений, контрольный лист (Приложение 2).
Продолжительность урока: 45 минут.
Данный урок второй в серии уроков по теме «Признаки параллельности двух прямых». Связь с предыдущими уроками заключается в том, что учащиеся на данном уроке используют знания, полученные при изучении математики в 6 классе и в курсе геометрии 7 класса: понятие параллельных прямых, виды углов, образованных при пересечении двух прямых секущей, первый признак параллельности прямых (если накрест лежащие углы равны).
На предыдущем уроке на дом было предложено задание по вариантам:
Вариант 1.
1) Начертить две непараллельные прямые и секущую, измерить односторонние углы и записать, чему они равны
2) Начертить две параллельные прямые и секущую, измерить односторонние углы и записать, чему они равны
Вариант 2.
1) Начертить две непараллельные прямые и секущую, измерить соответственные углы и записать, чему они равны
2) Начертить две непараллельные прямые и секущую, измерить соответственные углы и записать, чему они равны.
План урока
Блоки |
Этапы урока |
Время |
1 |
|
8 мин. |
2 |
Основная часть:
|
25 мин. |
3 |
Подведение итогов урока: – выполнение Теста– усвоения – рефлексия |
10 мин. |
4 |
Домашнее задание и рекомендации по его выполнению |
2 мин. |
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Оргмомент
Слайд 1 |
Проверяет готовность учащихся к работе на уроке, их рабочее место. Приветствуя учеников, создаёт ситуацию успеха: – Сегодня мы продолжим путешествие по увлекательной стране Геометрия. Девизом нашего урока будет: «С любовью к ее величеству – науке геометрии». В геометрии очень много разных тропинок познания, но главная из них начинается за школьной партой и учебной книгой. В геометрию тропинки одолеем без запинки. При выполнении заданий наши суждения должны отличаться строгостью, обоснованностью, краткостью и полнотой, последовательностью и завершенностью, так же не будем пренебрегать интуицией, догадкой, фантазией. Итак, в добрый путь! Формулирует тему урока «Признаки параллельности двух прямых». |
Подготавливают рабочее место для урока.
Записывают число и тему урока в тетрадях. |
2. Целеполагание и актуализация ЗУН.
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
|
Просит учащихся самостоятельно сформулировать цели урока и задачи, после ответов корректирует и дополняет их. Записывает цели на оборотной стороне доски: – УЗНАЕМ – новые признаки параллельности прямых; – ВСПОМНИМ – названия углов, образованных при пересечении двух прямых секущей; – ВЫЯСНИМ – как определить параллельность прямых, если известны некоторые углы при пересечении их секущей. – НАУЧИМСЯ – решать задачи с применением признаков параллельности прямых
– параллельные прямые, – внутренние накрест лежащие углы, – внутренние односторонние углы, – соответственные углы.
– На рисунках 1, 2, 3 (слайд 6) укажите пары параллельных прямых. – Докажите параллельность этих прямых (письменно, в тетрадях) (с 1 задачей работают ученики первого ряда, со 2 – второго ряда и т. д.) – задачу по рисунку 4 выполняем устно |
Самостоятельно определяют цели урока и задачи, например: цель 1: Узнать, как можно определить параллельность прямых, если известны некоторые углы при пересечении их секущей.
Отвечают на вопросы учителя, работают по слайдам
Формулируют теорему.
Работая в парах, проводят доказательство параллельности прямых
По рисунку 4 (слайд 6) желающие проводят доказательство параллельности прямых
|
3. Изучение нового материала.
Слайды 7 и 8.
Физкультпауза |
1. Организует проверку домашнего задания: – Вызывает по желанию учащихся к доске, которые по готовым чертежам демонстрируют результаты выполнения домашнего задания. Фронтально с классом выдвигают гипотезы: 1) если соответственные углы при пересечении двух прямых секущей равны, то прямые параллельны; 2) если при пересечении двух прямых секущей сумма односторонних углов равна 180 , то прямые параллельны. Предлагает более сильным учащимся самостоятельно доказать теоремы, менее подготовленным предлагает опорные схемы, с более слабыми организует индивидуальную работу по опорным схемам
– Проверим записанные вами доказательства (предлагает желающим провести устно доказательства теорем с поддержкой опорных схем).
Профилактические упражнения для глаз – “Раскрашивание”. Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом. |
Ученики на доске выполняют рисунки и делают выводы о параллельности прямых, используя пары соответственных (односторонних) углов.
Доказывают второй и третий признаки параллельности двух прямых по вариантам, затем рассказывают соседу доказательство своего признака. Корректируют самостоятельное доказательство теорем при обсуждении по опорным схемам Формулируют выводы.
|
4. Осознание и осмысление Слайды 9, 10, 11, 12
5. Первичное закрепление Слайд № 13 |
– Докажите, что прямые a и b, изображенные на рисунках (слайдов 9, 10, 11, 12) параллельны, используя доказанные признаки параллельности двух прямых. – Запишем доказательство задачи № 3 в тетрадь – 2 способа (через соответственные углы и через сумму односторонних углов) – Выполните задания (доказать параллельность прямых) №1- выполняют мальчики №2 – девочки. (затем желающие мальчик и девочка вслух выполняют доказательство) – Устно решим задачу № 189 по рисунку, предложенному в учебнике |
Устно доказывают параллельность прямых a и b (слайды 9, 10, 11, 12) Записывают доказательство задачи № 3 в тетрадь двумя способами Выполняют задания самостоятельно с записью в тетради: №1 – мальчики, №2 – девочки (Слайд № 13)
Устно решают задачу по предложенному рисунку к № 189 |
6. Тест-достижения Слайд 14 7. Рефлексия
Слайд 15 |
– Предлагаю проверить, как вы усвоили материал на уроке с помощью «Теста– достижения»
Подведем итог урока. – Во время урока я … – Для меня на уроке важным было … – Я хорошо работал на уроке и понял, что … – Мне было хорошо (плохо) на уроке, потому что … – Что было самое интересное? – Всех ли целей урока достигли? (смотрим на записанные на доске к началу урока цели) -Перспективы работы на следующий урок? |
Выполняют тест-достижения. Проводят самопроверку.
Оценивают урок и свою работу на нём. Формулируют цели на следующий урок. Подводят вместе с учителем итог урока, отвечая на вопросы: |
8. Информация по домашнему заданию. Слайд 16
Слайд 17 |
– Откройте дневники и запишите домашнее задание: 1) обязательно: – Пункты: 24, 25 (читать) – Теоремы, выражающие признаки параллельности двух прямых с доказательством – знать – № 186 (б, в) 2) по желанию: – попытаться доказать 3 признак параллельности двух прямых другим способом – № 190. – Благодарю за работу на уроке (объявляет оценки, прощается с классом). |
Записывают в дневники домашнее задание.
Прощаются с учителем. |