Являясь, с одной стороны, орудием для выражения наших представлений, мыслей, познаний, а с другой - средством к их обогащению и расширению, к формированию нашего сознания, слово служит целям всей жизни, как обыденным и повседневным, так и наиболее высоким.
Владеть по возможности в совершенстве всеми видами и проявлениями речи - значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть и культуры человечества.
Особого внимания к себе требует взаимоотношение языка и мышления. Язык есть непосредственная действительность мысли.
Ребенок черпает свои первые основные, исключительно конкретные представления из окружающей его материальной среды при посредстве своих анализаторов. Слово закрепляет представления, добытые сенсорным путем. Лингвистическое развитие ребенка неразрывно связано с сенсорным.
Для ребенка в первую пору его жизни слова являются только вторыми оригиналами действительности. Первыми являются восприятия, поступающие в его сознание через органы внешних чувств - из окружающего его вещественного мира.
Всякое знание, олицетворяющееся в слове, вытекает из опыта, т.е. восприятий, получаемых субъектом из внешнего мира, мира конкретных явлений и вещей.
В раннюю пору детства язык - нечто нераздельное с человеком и постигаемым им конкретным миром. Ребенок не может еще отличать слово от вещи; слово совпадает для него с обозначенным им предметом.
Язык развивается наглядным, действенным путем. Чтобы давать названия, должны быть налицо все предметы, с которыми эти названия должны быть связаны. Слово и вещь должны предлагаться человеческому уму одновременно, однако на первое место - вещь как предмет познания и речи. Об этом говорил еще Коменский.
Вне конкретного мира язык развиваться не может, а мы знаем, что ничто не отражается так отрицательно на общем развитии ребенка, как отсталость в развитии языка.
Расширение круга представлений детей неразрывно связано с организацией окружающей их обстановки. Педагог должен организовать обстановку так, чтобы дети могли из нее непринужденно и свободно черпать представления, понятия, образы; создавать условия, в которых у них явилось бы желание и потребность говорить, превращать воспринимаемое, наблюдаемое в речь. Организованная обстановка - тот фундамент, на котором должно строиться все дело воспитания и который обусловливает развитие языка
Прежде всего и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами, при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочнению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение.
Сущность слова слагается из его содержания и формы. Гармоничное единение того и другого обуславливает ценность слова. От пустых слов мы должны оберегать детей всеми мерами.
Слово, связанное с наглядным представлением, должно быть воспринято слухом, произнесено и сохранено в памяти. Для того чтобы слово сохранилось в памяти, ребенок должен воспроизводить его слухом и сознанием много раз, а чтобы овладеть правильным произношением слова, он должен часто его повторять.
Многие сведения о различных представителях животного мира дети получают во время рассказов педагога или проводимых им бесед, чтения книг о природе и т.д. Правильно поставленный вопрос, эмоциональное, точное обобщение знаний, вовремя использованное художественное слово - все это имеет большое значение для расширения, уточнения и систематизации представлений дошкольников. Учитывая широкое влияние слова на умственное развитие ребенка, педагог должен хорошо продумывать содержание и последовательность вопросов к детям; давать точные указания, как выполнять то или иное задание; четко представлять последовательность беседы, наблюдения или экскурсии; определять место обобщений, выводов, указаний.
Среди опосредованных приемов ознакомления детей с окружающим большое значение имеют рассказы педагога. Особая ценность рассказов педагога в том, что они дополняют и конкретизируют имеющиеся у дошкольников представления. Их можно использовать в любой момент наблюдения, прогулки или экскурсии.
К рассказу предъявляют следующие требования:
- содержание должно быть достоверно;
- научно и соответствовать реалистическому представлению о том или ином животном;
- материал необходимо излагать доступно для детей разного возраста;
- в рассказ целесообразно включать наиболее интересные сведения о жизни животного, его повадках, приспособлении к условиям жизни.
Речь педагога должна быть эмоциональной. Заинтересованность взрослого содержанием рассказа вызовет интерес у детей.
Чтобы вовремя дополнить наблюдения сведениями о том или ином животном, педагогу следует постоянно пополнять свои знания, читать научно-популярную литературу о природе.
Наличие у дошкольников правильных реалистических представлений о природе - залог доброго отношения к живым существам. Среди различных сведений есть такие, которые в наибольшей степени способствуют формированию гуманных чувств. Это, как уже отмечалось, представление о том, что животное - живое существо: оно дышит, передвигается, питается, защищается, имеет потомство, приносит пользу. Такой материал должен присутствовать в любом рассказе педагога.
Например, дети часто видят жабу или лягушку. От незнания они причиняют земноводным обитателям вред, сгоняя их с места палками или камнями. Воспитатель должен в доступной форме рассказать ребятам, что , например, жаба выделяет белую жидкость из бугорков, которые расположены у нее на голове. Но эта жидкость для человека не опасна. Так жаба защищается от врагов: ведь у нее нет ни острых зубов, ни когтей, ни длинных ног, чтобы убежать. Жабы приносят пользу : они уничтожают вредных насекомых.
В подготовительной к школе группе можно рассказать и о полезной бабочке - тутовом шелкопряде: "Гусеница этой бабочки плетет себе домик из шелковых нитей. Эта нить прочная, блестящая. Человек разматывает нити, красит в разные цвета и делает красивые шелковые ткани". Дети рассматривают кусочки шелка, иллюстрации с изображением бабочки и кокона.
Рассказ воспитателя о пользе, приносимой домашними животными, обычно является частью занятия по ознакомлению с ними. Так, дети младшей и средней групп получают очень простые представления о полезности некоторых млекопитающих: корова дает молоко, овца - шерсть, собака стережет дом. Постепенно, от группы к группе, знания углубляются и расширяются. В старшей и подготовительной группах целесообразно провести занятие, целиком посвятив его формированию представлений о пользе, которую приносят различные животные.
Знания о полезности того или иного животного и забота человека о нем тесно взаимосвязаны. Необходимо, чтобы у детей постепенно формировалось представление о человеке как о хозяине природы, который должен бережно относиться не только к тем животным, польза которых очевидна, но и к любому представителю фауны. В этом воспитателю может помочь художественное слово, которое, во-первых, пробуждает, интерес не только к крупным, внешне привлекательным представителям животного мира, но и к малозаметным, но и важным для экологического равновесия в природе; во-вторых, знакомит ребят с правилами гуманного обращения с живыми существами, побуждает к систематическому их выполнению.
Дошкольников обычно интересует жизнь диких животных. Наблюдать их в естественных условиях почти не удается; поэтому знакомство с ними идет в основном опосредованным путем: дети с увлечением смотрят телепередачи о животных, рассматривают картинки, слушают рассказы, задают взрослым много вопросов.
Для расширения кругозора ребят необязательно проводить специальные занятия. Рассказ воспитателя, сопровождающийся показом картинки, уместен в любое свободное от занятий время.
Можно рассказать старшим дошкольникам о том, как добывает себе пищу лиса, как разгребает снег, ищет под ним мышь или полевку. Этому помогают сильные передние лапы лисы, которыми она зимой разгребает снег, а летом роет глубокие норы. Рассказ целесообразно сопровождать рассматриванием картины.
Рассказы воспитателя помогут расширить и систематизировать представления детей о некоторых связях в мире живой природы, в частности об умении животных приспосабливаться к среде обитания. Дети 6-7 лет хорошо понимают такие способы защиты, как бегство, прятание, маскировка, отпугивание, наличие твердых и колющих покровов тела. Рассказ является основным методом, способствующим сосредоточению внимания на перечисленных способах защиты животных.
Интересной формой работы с детьми разных возрастных групп может быть составление рассказов по картинкам, где изображены животные в естественных условиях обитания. Малыши с помощью взрослого называют животное, рассказывают, где оно живет ( "Это зайка, он живет в лесу"; "Лисичка хитрая : она тихонько подбежит к мышке и схватит её").
Можно использовать и рассказ-объяснение, сопровождающий показ картин или иллюстраций. Он применяется в двух случаях: если нет сопроводительного текста к картинам или если он труден для детей. Ребята слушают рассказы воспитателя в непринужденной обстановке, часто небольшими группами. Это положительно влияет на повышение их активности: они спрашивают, спорят, высказывают свои суждения.
В настоящее время рядом исследователей (М.И. Кольцова, Е.И. Исенина и др.) доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. А сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. В специальной литературе (Н.С. Жукова, Е.С.Мастюкова, Т.Б.Филичева, М.В. Ипполитова) имеется описание приемов для развития и совершенствования моторики пальцев рук у детей с нарушениями речи, приведены разнообразные игры и упражнения, помогающие этому.
Оптимальным в указанных целях является использование физкультминуток. Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Опыт показывает сочетание движений с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта.
В ходе физкультминуток детям можно предложить как бы "конструировать" из пальцев различные предметы и объекты. Детям можно предложить изобразить зайцев, собак, кошек, деревья, цветы и т. п. Такая необычная игровая деятельность вызывает у ребят ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой. Это позволяет предельно мобилизовать их внимание.
Используя разные формы общения с детьми, педагог дает им примеры положительного отношения человека к природе; воспитывает у ребят ответственность, доброту; учит проявлять заботу о растениях и животных; рассказывает о необходимости защиты и охраны природы, о труде людей в заповедниках.
Процесс познания природы во всем ее многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих названия, действия, качества и помогающих анализировать предмет и явление со всех сторон.
Природа предоставляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования у них гуманных чувств к представителям животного и растительного мира, что способствует активному усвоению и использованию приобретенных знаний.
Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что в педагогическом процессе детского сада ознакомлению с природой с целью интеллектуального развития, нравственного и эстетического воспитания детей должно уделяться особое внимание.
ЛИТЕРАТУРА
- Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. "Просвещение" М. 1982.
- Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. "Акцидент" С-П. 1998.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей. "Просвещение" М., 1981.
- Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. "Просвещение" М., 1982.
Игра "Бараны"
Несколько пар детей стоят друг против друга, образуя "ворота". Остальные дети - "бараны" подходят к воротам и топают ногами.
Бараны:
Тра-тра-тра, тра-тра-тра,
Открывайте ворота!
Ворота:
Рано, рано, вы бараны,
Застучали в ворота!
Бараны:
Тра-тра-тра, тра-тра-тра,
Пропустите в ворота!
Ворота:
Вам куда? Вам куда?
Не откроем ворота!
Бараны:
На луга, где трава,
А на травушке роса!
Ворота:
Ещё рано вам туда,
Не окроем ворота!
Бараны:
Тра-тра-тра, тра-тра-тра,
До свиданья, ворота.
Мы придём сюда тогда.
Когда высохнет трава!
Пальчиковые игры
"Цветок"
Вырос высокий цветок на поляне ("цветок с закрытыми лепестками"),
Утром весенним раскрыл лепестки (развести пальцы рук)
Всем лепесткам красоту и питание (ритмичные движения пальцами вместе и врозь)
Дружно дают под землей корешки ("корни").
"Зайцы"
Скачет зайка косой ("зайчик" правой рукой)
Под высокой сосной ("дерево" правой рукой),
Под другою сосной ("дерево" левой рукой)
Скачет зайка второй ("зайчик" левой рукой).
"Козы"
Идет коза рогатая ("коза" правой рукой),
Идет коза бодатая.
К ней другая спешит ("коза" левой рукой),
Колокольчиком звенит ("колокольчик").
"Щука"
В пруд купаться не пойду -
Щука плавает в пруду ("щука").