Педагогические мастерские – это система обучения, предложенная французскими педагогами. Обучение основывается на решении проблемной ситуации, которая стимулирует ребенка к постановке множества вопросов. Затем идет индивидуально-коллективный поиск оптимального количества вариантов решений. Получение знаний в мастерской осуществляется в форме поиска, исследования, путешествия, открытия. Главное в технологии мастерских – не сообщать и осваивать информацию, а передавать способы работы.
Принципы построения педагогической мастерской
1. Работа мастерской основывается на духовной деятельности человека и прежде всего на слове.
2. Равенство всех, включая мастера.
3. Не насильственное привлечение к процессу деятельности.
4. Отсутствие оценки, соревнования, соперничества.
5. Чередование индивидуальной и коллективной работы создают атмосферу сотрудничества и взаимопонимания.
6. Важен не только и не столько сам результат, сколько сам процесс.
Алгоритм построения педагогической мастерской
1. Индуктор (психологический настрой на урок)
2. Тема (запись на доске)
3. Самоконструкция (запись слов по ассоциации)
4. Социоконструкция (пополнение списка слов)
5. Разрыв (кульминация, во время которой ребенок начинает понимать или чувствовать то, чего не знал или не чувствовал раньше)
6. Афиширование (демонстрация выполненной работы)
7. Рефлексия (духовное состояние после мастерской)
Для мастера:
1. Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества.
2. Непрерывно включать эмоциональную сферу ребенка, обращаться к его чувствам; идти от сердца к уму.
3. Мастер работает вместе со всеми, равен ученику в поиске познаний.
4. Нельзя торопиться отвечать на вопрос, сначала искать ответы у детей.
5. Информацию подавать малыми дозами.
6. Исключить официальное оценивание работы ученика, дать возможность самооценки.
Тип урока: развитие связной речи.
Форма урока: мастерская.
Цели и задачи урока:
- обучающая: учить постигать тайны слов при описании природы, помочь понять общее настроение весеннего пейзажа, активизировать употребление лексики, характерной для художественного стиля;
- развивающая: развивать речь и ассоциативное мышление, способность к рефлексированию.
- воспитательная: воспитание творческой личности.
Деятельность учащихся на мастерской была организована посредством следующих форм работы:
- фронтальная;
- групповая;
- индивидуальная;
- парная.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Индуктор (настрой на работу). - Вы любите постигать тайны? Тогда я вас приглашаю в творческую мастерскую. (Слайд 1) - Закройте глаза. Над нами голубое небо, а под ногами земля. Земля, которая вдыхает весенний аромат. Вдруг что-то легкое коснулось вашей щеки. Прикосновение такое нежное и ласковое. Что это? Это луч весеннего солнца. Вы щуритесь от удовольствия, слышите пение птиц, шепот деревьев, удивление первых цветов, открывших свои глазки. - Откройте и вы свои глаза. Посмотрите, какой необычный букет я вам принесла. Это букет не из цветов, а из слов. Слов весенних, теплых и поющих. Хотите узнать, какие это слова? Тогда ловите! 2. Самоконструкция. - Какие слова вы поймали? Поделитесь ими. - Запишите их. 3. Социоконструкция. - Дополните свой список словами других одноклассников. - Итак, мои юные помощники, какая тема нашей мастерской? (Слайд 2) - Прочитайте название темы про себя, шепотом, с удивлением, с восторгом, с нежностью. - Именно такие чувства испытывали поэты, когда говорили о весне. Давайте послушаем строки, которые они посвятили этому прекрасному времени года. (Слайд 3, 4. 5) 4. Самоконструкция. - О чем говорили поэты в своих стихах? 5. Социоконструкция. - Чтобы вы могли почувствовать поэтами, я предлагаю вам выполнить следующее задание: составить буриме. 6. Афиширование. 7. Разрыв. - Говоря о весне, конечно же, нельзя не сказать о цветах. Порой они творят чудеса. П. И. Чайковский написал много красивых мелодий (Слайд 6), а вот стихотворений им было написано только одно. И вдохновил его на создание этих строк цветок. А какой узнаете, прочитав стихотворение. (Слайд7). - Каким вы увидели цветок? Нарисуйте цветок, который бы вдохновил вас на творчество. 8. Афиширование. - Трудно ли быть цветком? - Можем ли мы продлить его жизнь? Физкультминутка. - Чтобы вы почувствовали, как радуется цветы весне, представьте себя цветком. 9. Самоконструкция. Социоконструкция. Социализация. - А как же художники видели весну? - Давайте совершим заочную экскурсию. Посмотрите на весенние пейзажи. (Слайд 8, 9, 10). Найдите в них себе укромное местечко и прислушайтесь к своим ощущениям. - Своими впечатлениями обменяйтесь в парах и закончите предложения… (Слайд 11). 10. Афиширование. 11. Самоконструкция. - А теперь мальчики и девочки я предлагаю вам помолчать, т. к. 5 минут молчания иногда сильнее 5 минут разговора. Слушая музыку, вспомните все, что мы творили сегодня на уроке, чтобы сделать свой решающий выбор. (Слайд 12). - Запишите на лучиках солнца самое главное, весеннее слово и подарите его друг другу. 12. Итог. Рефлексия. - Я надеюсь, что сегодня в вашем сердце родилась весна. Давайте сохраним ее. - Как вы чувствовали себя на протяжении всей мастерской? - Подойдите ко мне и оцените свою работу. - Спасибо за сотрудничество. |
Дети закрывают глаза.
Дети называют весенние слова.
Сообщение темы мастерской. Запись на рабочих листах. Учащиеся читают тему мастерской с разной интонацией. Мальчики и девочки зачитывают стихи.
Работа в звеньях (составление буриме).
Выступление лидеров звеньев, вывешивание работ.
Дети рисую цветок под музыку.
Учащиеся показывают рисунки, защищают их.
Проводит ученик, показывая движения цветка, а дети повторяют за ним.
Дети работаю в парах, обмениваются впечатлениями и записывают предложения.
Выступление пар, вывешивание работ. Просматривание слайдов под музыку. Записывают слова, дарят друг другу.
Учащиеся высказывают свои впечатления о мастерской и оценивают себя, выбирая медали. |