Интегрированный урок математики и информатики по теме "Решение задач на смеси, растворы и сплавы с помощью уравнений, применяя электронные таблицы при решении уравнений"

Разделы: Математика


Если вы хотите научиться плавать, то
смело входите в воду, а если хотите
научиться решать задачи - решайте их.

Д.Пойа. Математическое открытие

Цель урока:

  • Образовательные: Отработать и проверить умения, навыки в решении задач составлением уравнений на смеси, растворы, сплавы.
  • Развивающие: содействовать развитию логического мышления, правильной математической речи;
  • Воспитательные: воспитывать у обучающихся наблюдательность, умение находить и исправлять свои ошибки, уважение в одноклассникам;

Структура урока:

I этап. Организационный момент, сообщение темы, девиза и цели урока (2 мин.)

I I этап. Актуализация опорных знаний (10 мин.)

I I I этап. Работа в разноуровневых группах самостоятельно(15мин)

I V этап. Проверка решённых задач(10мин)

V этап. Составить алгоритм решения задачи и решить уравнение графически с помощью электронных таблиц (30мин)

VI . Итог урока (2мин)

VII этап. Домашнее задание (1мин)

Оборудование: доска, мел, компьютер, проектор. Карточки (разноуровневые)

Ход урока

Организационный момент, сообщение темы, девиза и цели урока

Сегодня на уроке мы продолжим отрабатывать умения и навыки в решении задач на смеси, растворы, сплавы составлением уравнений и проверим как вы усвоили данную тему.

Для этого вспомним основные понятии и этапы необходимые для решения таких задач.

Актуализация опорных знаний

1) Перевести проценты в десятичную дробь: 12%, 60%, 5%, 0,3%

2) Основные понятия, встречающиеся в этих задачах.

Смесь, концентрация. доли, чистое вещество, примеси

3) Примеры решения задач.(задачи показываются через проектор)

Задача 1.

В мастерской имелось 400гр сплава металла с примесями. Причём, примеси составляли 5%. Сколько чистого металла (гр) необходимо добавить к сплаву, чтобы процент примесей стал равным 4%?

Металл Масса Концентрация
С примесью 400г 5%
Чистый х 4%

1 способ:

Пусть х гр масса чистого металла, которую нужно добавить к сплаву.

(400+ х) гр - стала масса сплава.

Была концентрация примеси 5% = 0,05, а стала равной 4% = 0,04

Составим уравнение:

400 * 0,05 = (400 + х) * 0,04

20 = 16 + 0,04х

0,04х = 4

х = 100

Ответ: 100 г чистого металла

2 способ:

Металл Масса Концентрация
С примесью 400г 5% =, m=20
Чистый х 4% =

Пусть х гр масса чистого металла, которую нужно добавить к сплаву.

(400+ х) гр - стала масса сплава.

Была концентрация примеси 5% = 0,05, найдем массу примесей в исходном сплаве 400*0,05 = 20(г).

Примеси в новом сплаве 4% = 0, 04, 0,04 =

20 = (400 + х) * 0,04

20 = 16 + 0,04х

0,04х = 4

х = 100

Ответ: 100г чистого металла

Задача 2.

Сколько воды нужно выпарить из 40 кг 20% -го раствора соли, чтобы получить 25%-й раствор этой соли?

Решение:

40 кг - 20%

(40-х) кг- 25%

Это обратно пропорциональная зависимость, составим пропорцию .

Учащиеся самостоятельно завершают решение задачи.

Ответ: 8 кг

Задача 3.

Морская вода содержит 5% соли по массе. Сколько пресной воды нужно добавить к 30 кг морской воды, чтобы концентрация соли оставляла 1,5%?

Ответ: 70 кг

3. Работа разноуровневых групп.

Класс разбивается на группы трёх уровней. Каждая группа получает памятку по решению задач.

Памятка

Смесь состоит из чистого вещества и примеси. Чистое вещество в каждой задаче определяется отдельно, а все остальные вещества относят к примеси . Доля чистого вещества в смеси - это отношение количества чистого вещества в смеси к общему количеству смеси: у=m/M, где доля чистого вещества равна отношению процентного содержания чистого вещества в смеси к ста процентам .При решении задач следует помнить, что при соединении( разъединении) смесей с одним и тем же чистым веществом количества чистого вещества и общие количества смесей складываются (вычитаются).

1 уровень. Задача №1

В химической лаборатории имеется 4 кг 10%-го раствора серной кислоты.

Сколько необходимо добавить к этому раствору воды (кг), чтобы раствор стал 4 %-м

1 уровень. Задача №2

В открытом сосуде содержалось 10 кг морской воды, содержащей 6% соли.

Через две недели концентрация соли в сосуде составила 24%. Сколько воды (кг) испарилось из сосуда?

1 уровень. Задача №3

Слиток сплава меди и цинка массой 1 кг содержит 42% меди. Сколько граммов цинка надо добавить к этому куску, чтобы полученный сплав содержал 20% меди?

2 уровень. Задача №1

Сколько кг соли необходимо добавить к 15 кг 20-го солевого раствора, чтобы получить раствор, в котором концентрация соли составит 25% ?

2 уровень. Задача №2

В сосуде имелось некоторое количество граммов 10 %-го уксуса. Известно, что к нему добавили 300 грамм воды, в результате чего получили 4 %-й уксус.

Сколько граммов уксуса было в сосуде первоначально?

2 уровень. Задача №3

В 1 кг сплава меди и олова содержится 45% олова. Сколько граммов меди надо добавить к этому сплаву, чтобы процентное содержание олова в новом сплаве стало равным 15% ?

4. Проверка задач третьего уровня проводится через проектор,

Учащийся второго уровня решает задачу на доске, а остальные задачи проверяют учащиеся третьего уровня и учащийся первого уровня решает задачу на доске, а остальные задачи проверяют учащиеся второго уровня.

5. Итог урока

Оценивание учащихся за работу на уроке с комментированием.

Сегодняшний урок хотелось бы закончить словами А.Энштейна

"Мне приходится делить время между политикой и уравнениями.
Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее.
Политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно."

6.Домашнее задание.

Задание предлагается на карточках и дается разъяснение его оценивания

(оценка "3" - одно задание, оценка "4" - два задания, оценка "5" - три задания.)

Задача №1

В лаборатории изготовили 1 кг 16 %-го солевого раствора. Через неделю из этого раствора испарилось 200 г воды. Определите процентное содержание соли в новом растворе.

Задача №2

Сколько граммов воды нужно добавить к 700 граммам 12 %-го уксусного раствора, чтобы получить 7 %-й ?

Задача №3

Морская соль содержит 6% (по массе) соли. Сколько килограммов чистой воды надо испарить из 80 кг морской воды, чтобы содержание соли в последней составляло 8% ?

Литература.

1. Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике.- Чел.: "Взгляд", 2005.

2. Приложение к газете 1 сентября

3. Манвелов С.Г.Современный урок математики

4. Манвелов С.Г. Основы творческой разработки урока математики