Вид урока: комбинированный.
Используемая технология: развитие критического мышления через чтение.
Цели урока:
1. Образовательные:
- вызывать интерес к чтению, закладывать основы формирования грамотного читателя, используя элементы прогнозирования сюжета;
- формировать систему читательских умений, активизировать «вдумчивое чтение»;
- развивать умение аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
- вырабатывать у учащихся умение находить в тексте ответы на вопросы.
2. Развивающие:
- развивать наблюдательность, грамотную, связную речь учащихся, умение работать с текстом, умение ориентироваться во времени и пространстве;
- развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся.
3. Воспитательные:
- через использование групповой формы организации учебной деятельности формировать чувство ответственности за результат команды, содействовать сплочению детского коллектива;
- воспитывать у учащихся культуру мышления;
- воспитывать любовь и уважение к близким.
Оборудование: учебник, толковый словарь
Ход урока
I. Стадия «Вызов».
- Есть ли у вас заветная мечта? О чём она?
- А что такое «мечта»?
Толковый словарь С.И.Ожегова:
Мечта – нечто, созданное воображением, мысленно представляемое.
Мечта – предмет желаний, стремлений.
Толковый словарь В.И.Даля:
Мечта – заветное желание, исполнение которого сулит счастье.
- Как вы думаете, дети, жившие 100, 200 лет назад, мечтали о том же, о чём мечтают современные ребята?
Сообщение цели урока.
Сегодня мы познакомимся с рассказом выдающегося польского писателя, лауреата Нобелевской премии Генрика Сенкевича. В ранних повестях и рассказах он изобразил угасание патриархального быта, судьбы крестьянства.
Посмотрите на мир глазами героев рассказа Г.Сенкевича и попытайтесь проникнуть в их мир.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться.
Прочитайте название и начало рассказа (несколько строк). Догадайтесь, о ком (о чём) будет это произведение.
У этого мальчика по имени Янко тоже была мечта. О чём он может мечтать?
Словарная работа.
В тексте встретятся старые слова, которые вышли из употребления:
Поденщица – работница, которая занята временным трудом.
Подпасок – помощник пастуха.
Приказчик – человек, который контролирует работу в хозяйстве помещика.
II. Стадия осмысления.
Чтение с остановками.
Чтение 1, 2, 3 частей (стр. 115-117 учебника). Текст читают хорошо подготовленные уч-ся.
- О чём мечтал Янко? Сбылись ли наши предположения?
- Как вы думаете, сможет ли Янко осуществить свою мечту?
- Чтение 4 части (стр.118-119). Чтение учителя.
- Что произойдёт дальше?
- Чтение 5 части (стр.120-121). Чтение учителя.
- Ожидали ли вы такой концовки?
- Что особенно взволновало вас в этом рассказе?
Работа в группах.
Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает отдельное задание на карточках.
1 группа. Подготовиться подробно рассказать о Янко по плану, используя слова текста:
- В какое время жил Янко?
- Как он выглядел?
- Чем мальчик занимался в детстве?
- Какая у него была мечта?
- Сбылась ли она?
- Как погиб Янко?
2 группа. Определите, что главное в каждой части, озаглавьте их, составьте план.
3 группа. Как к Янко относилась мать, приказчик, староста и судьи, сторож Стах? Подтвердите словами текста?
4 группа. Примите участие в судьбе Янко. Попробуйте придумать счастливый конец к этому рассказу.
Представление от групп. Выступает 1 учащийся от группы.
Подведение итогов.
- Как вы думаете, возможен ли счастливый конец рассказа в то время, когда жил Янко?
- Почему одарённый мальчик не мог учиться игре на скрипке?
- Какие чувства вызвала у вас эта история? На предыдущем уроке мы познакомились с другим мальчиком, жившем в то же время, только в России. О ком идёт речь? Кто автор этого произведения?
- Сравните мечту Ваньки и Янко. (У Ваньки приземлённая мечта, а у Янко – возвышенная?)
- Какова главная мысль этих произведений?
- Чем дополнило ваше представление о том времени каждое из произведений?
III. Рефлексия.
- Нравится ли вам Янко? Чем?
- Попробуйте составить синквейн со словом «Янко» (задание выполняется по группам).
Янко.
Слабый, хилый.
Мечтает, слушает, играет.
Талант делает человека счастливым.
Музыкант.
Представление от групп синквейнов. Их оценивание по критериям:
- Выразительность лексики.
- Донесение своих мыслей и чувств.
Итогом нашего урока могут стать слова Геннадия Малкина: «Мечтать можно даже о том, о чём нельзя думать».
IV. Домашнее задание.
Мы продолжаем работать над составлением книжки-малышки о жизни детей. Оформите, пожалуйста, страничку, посвящённую Янко-музыканту, не забудьте об иллюстрации.
Литература:
- О.В.Кубасова. Любимые страницы. Учебник для 4 класса по литературному чтению. Часть 2. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2008. -166с.
- Толковый словарь С.И.Ожегова, В.И.Даля.