Цель урока: познакомить с музеем “Государственная Третьяковская галерея”.
Задачи.
1. Продолжать формировать представление о музеях как общенародных хранилищах предметов культуры.
2. Познакомить с некоторыми иконами и картинами Государственной Третьяковской галереи.
3. Формировать интерес к культуре, мотивацию к её изучению.
4. Продолжать воспитывать у учащихся эстетическое восприятие предметов и явлений культуры, уважение к прошлому народа, любовь к Родине, бережное отношение к произведениям искусства.
5. Пополнять историко-культурологический словарь школьников.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Используемые учебники и учебные пособия.
1. Бородина А. В. “Основы православной культуры. Мы и наша культура” 1 класс. Пособие для учителей. Издательство “Экзамен” Москва. 2010 г.
2. Бородина А. В. “Основы православной культуры. Мы и наша культура” 1 класс. Учебное пособие для 1 класса. Издательство “Экзамен” Москва. 2011 г.
3. Бородина А. В. “Основы православной культуры. Мы и наша культура” 1 класс. Рабочая тетрадь для 1 класса. Издательство “Экзамен” Москва. 2011 г.
Новые слова и понятия: галерея, Государственная Третьяковская галерея, Спас Нерукотворный.
Иллюстративный ряд: вид Государственной Третьяковской галереи. Икона Спас Нерукотворный. Картины: А.А. Иванов “Явление Христа народу”. В.Д. Поленов “Московский дворик”. И.И. Шишкин “Рожь”. “Сосновый бор”. В. М. Васнецов “Богатыри”. А.К. Саврасов “Грачи прилетели”.
Техническое обеспечение: мобильный класс. Использование средств ИКТ:
• программа Microsoft Power Point для создания презентации “Государственная Третьяковская галерея”
• программа Microsoft Word для создания сопроводительного текста к презентации. Презентация
Ход урока
1. Организационный момент.
Динь – динь – динь,
Звенит звонок,
Начинается урок.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать!
2. Проверка домашнего задания (беседа).
- Скажите, где находится Оружейная палата? Что в ней можно увидеть?
- Что такое “оружие”? “экипаж”? “корона”? “скипетр”? “держава”?
- Вспомните, что значат новые слова прошлого урока. (Евангелие, кадило, икона, панагия, венцы) Посмотрим, как вы соединили эти слова с рисунками в тетради.
3. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы с вами побываем в крупнейшем государственном музее - Государственной Третьяковской галерее.
- Кто знает, что значит “государственная”? “галерея”?
4. Объяснение нового материала (рассказ).
- Создал этот музей Павел Михайлович Третьяков в 1856 году. (Cлайды 3-4)
Государственная Третьяковская галерея - крупнейший в мире музей русского искусства. В этом его особенность, ценность.
В 1892 году известный московский коллекционер, купец Павел Михайлович Третьяков обратился в Московскую городскую думу с предложением принять от него в дар художественную картинную галерею вместе с завещанной столице коллекцией своего брата Сергея Михайловича Третьякова (1834-1892 гг.). Здесь находятся богатейшие коллекции древнерусской иконописи XI-XVII веков, светской живописи, скульптуры русских художников, а также произведения западноевропейских мастеров. С этого времени закончилась история частной галереи и началась история общественного музея – Государственной Третьяковской галереи, объединившей под своей крышей работы таких великих мастеров как Рублев, Брюллов, Иванов, Репин, Суриков, Васнецов, Левитан, Врубель, Шагал и многих, многих других.
Современная Третьяковская галерея – это один из ведущих научно-художественных и культурно-просветительских центров России, единый музей на двух территориях, в котором представлена широкая картина развития отечественного искусства от истоков до наших дней.
5. Работа с иллюстративным рядом
(Продолжение изложения темы урока). Заочное путешествие.
- Побываем в залах музея, рассмотрим иконы, известные картины великих мастеров – художников. Спас Нерукотворный - история святыни. (Слайд 5). 29 августа православные христиане отмечают день Спаса Нерукотворного. Традиция почитания нерукотворных изображений была почерпнута христианской культурой из античности. Еще древние греки почитали изображения, не созданные, как они считали, человеческими руками, а ниспосланные богами с небес. (слайд 6)
6. Физминутка. (Слайд 7)
- Продолжаем наше путешествие. Перед нами картина великого русского художника. Иванов Александр Андреевич. “Явление Христа народу” (1806-1858), 1837-1857. г, холст, масло, 540 х 750 см Государственная Третьяковская галерея, Москва. (Слайд 8). Большую часть своей жизни русский художник Александр Иванов провел в Италии. В свою мастерскую в Риме он никого не пускал, жил, как затворник, и только в окончании труда видел для себя награду. Двадцать лет трудился А. Иванов над своим полотном. И вдруг разнеслась по Риму молва об открытии мастерской. Тут-то мастерская художника разом наполнилась народом: начиная от первого князя до самого последнего работника, весь Рим устремился в нее. Сюжет картины основывается на первой главе Евангелия от Иоанна. На первом плане картины изображена группа апостолов во главе с Иоанном Крестителем. Иоанн (в его руках крест) указывает на Христа. Справа изображена группа людей, спускающихся с холма во главе с фарисеями. Приложение 2.
Поленов Василий Дмитриевич “Московский дворик”.
1878. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия. (Слайд 9)
Это любимая картина многих поколений зрителей. Поленов изобразил типичный уголок старой Москвы – церковь Спаса на Песках, расположенную в одном из переулков близ старинной улицы Арбат. Эта церковь стоит и поныне, окруженная теперь совсем иной городской средой.
Шишкин Иван Иванович. “Рожь” 1878г. Холст, масло, 107x187 см. Россия, Москва, Государственная Третьяковская галерея. (Слайд 10). Картина Шишкина “Рожь” была написана в 1878 году. “Рожь” - одна из самых удачных работ. Художник мастерски передал колосящуюся золотистую рожь. Её охраняют богатыри сосны- великаны, уходящие в воздушной перспективе вдаль. Извилистая колея дороги поросла сочной яркой травой. В этом произведении художник выбрал мотив как бы и не лесной, но все-таки опять с его любимыми могучими соснами, которые украшают многие картины Шишкина. Ласточки “стригут” прямо над самой землей — столь стремительно, что кажется, их тени не поспевают за ними. “Рожь” — звучащая картина; её автор совершает настоящее чудо, заставляя зрителя слышать гудение шмелей в раскаленном воздухе и шелест ласточкиных крыльев.
Н.А. Некрасов выразил своё впечатление от картины в стихах:
Всё рожь кругом, как степь живая,
Ни заммков, ни морей, ни гор…
Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор!
Известная картина “Сосновый бор” (слайд 11) была написана И. И. Шишкиным в 1872 году, в период наступления творческой зрелости. За нее художник получил свою первую премию от Общества художников. Полотно все как будто пронизано ярким солнечным светом. Стройные сосны-великаны нежатся в его теплых лучах. Кажется, будто чувствуешь запах земли и смолы. Лесной ручей неторопливо струится по чистому дну, усеянному камнями. Пейзаж безмятежен и светел по настроению.
7. Физминутка.
- А теперь перед нами очень интересная картина.
Её написал Саврасов Алексей Кондратьевич “Грачи прилетели”. 1871 г. Холст, масло, 62x48,5 см. Россия, Москва, Государственная Третьяковская Галерея. (Слайд 12)
Уже в названии этой замечательной картины слышится радостное провозглашение наступления утра года; все в ней исполнено глубокого, близкого сердцу смысла. Человеку, создавшему ее, был внятен язык природы. "Грачи прилетели" - чудесная картина, такая же поэтичная, и в то же самое время печальная и радостная, истинно весенняя, как вступление к “Снегурочке” Римского!
Васнецов Вимктор Михамйлович “Богатыри” 1898 г. Холст, масло, 295,3?446 см. Россия, Москва, Государственная Третьяковская Галерея. (Слайд 13) Картину “Богатыри” В. М. Васнецов написал в 1898 году. Над этим поистине исконно русским живописным шедевром он трудился около двадцати лет. Три богатыря гордо стоят на холмистой равнине под хмурым пасмурным небом Отчизны. В любой момент наши богатыри готовы отразить врага и защищать свою любимую родину- матушку Русь. У Васнецова название картины было довольно- таки длинным, как и задумывал сам мастер: Богатыри Алеша Попович, Илья Муромец и Добрыня Никитич.
8. Рефлексия.
- Какие новые слова прозвучали на уроке?
- Что нового узнали?
9. Объяснение домашнего задания.
Выучить новые имена и названия. Запомнить, в чем заключается отличительная особенность Третьяковской галереи. Рассказать родным об этом музее, пользуясь иллюстрациями учебника (где он находится, почему так называется, что в нем хранится).
Если дети попросят дать им творческое задание, то оно должно быть связано с темой урока. Это может быть “Школьная галерея”, “Моя галерея” и т.д.