Цели:
- доказать свойства пирамиды с равными рёбрами;
- сформировать умения использовать данную теорему при анализе условия задачи и построения чертежа к задаче;
- сформировать у учащихся умения использовать данную теорему при решении двух шаговых задач.
I. Домашнее задание каждый ученик получает на заранее отпечатанных листочках.
Теория: по учебнику п.14.2, стр.110-111,2)и 3 задачи:
1. В правильной треугольной пирамиде высота основания равна h, боковые рёбра наклонены к плоскости основания под углом ?. Найти высоту пирамиды.
2. В основании пирамиды лежит треугольник со сторонами , ,4. Боковые рёбра наклонены к плоскости основания под углом 450. Найти высоту пирамиды.
3. Площадь основания правильной четырёхугольной пирамиды равна S. Боковые рёбра наклонены к плоскости основания под углом ?. Найти высоту пирамиды.
II. Устная работа по готовым чертежам. (Каждый ребёнок получает лист А-4 с чертежами треугольной пирамиды).
2.1. Докажем 3 (прямые) теоремы. Дано: МАВС треугольная пирамида, МО – высота пирамиды.
(к рис.1):
1. Ученики доказывают “ простую” теорему из одного условия и одного заключения
2. Используют признак равенства прямоугольных треугольников по катету и гипотенузе
3. Делают вывод: из того что АО = ВО =СО, следует О – центр окружности, описанной около основания.
4.Учитель уточняет формулировки данного обстоятельства “основание пирамиды совпадает с центром окружности, описанной около основания” или “ вершина пирамиды проектируется в центр окружности, описанной около основания.
(к рис.2,3). Заменить условие теоремы, сохранить её заключение. Опираясь на признаки равенства прямоугольных треугольников, ученики приходят к выводу о том, что можно потребовать равенство углов между боковыми рёбрами и плоскостью основания или равенство углов между боковыми рёбрами и высотой пирамиды.
Рисунок 1 |
Рисунок 2 |
Рисунок 3 |
1)Боковые рёбра равны АМ=ВМ =СМ Доказать: АО = ВО = СО |
2)…(углы между боковыми рёбрами и
плоскостью основания равны) Доказать: АО = ВО = СО |
3) …(углы между боковыми ребрами и
высотой пирамиды равны) Доказать: АО=ВО=СО |
Итак, из каких условий можно сделать вывод, что основание высоты пирамиды совпадает с центром окружности, описанной около основания ?
2.2. Сформулируем обратные утверждения. Верны ли эти утверждения?
Ученики, используя признаки равенства прямоугольных треугольников, доказывают обратные утверждения. Дано: МАВС треугольная пирамида, МО – высота пирамиды, О – центр окружности, описанной около основания, АО=ВО=СО.
Рисунок 4 |
Рисунок 5 |
Рисунок 6 |
Доказать: боковые рёбра равны АМ=ВМ =СМ | Доказать: углы между боковыми рёбрами и плоскостью основания равны | Доказать: углы между боковыми ребрами и высотой пирамиды равны |
2.3. Формулировка теоремы для n-угольной пирамиды.
Постановка проблемы: справедливо ли данное утверждение для n-угольной пирамиды? Ученикам предлагается доказать три прямых утверждения по аналогии.
Теорема. В n-угольной пирамиде с равными боковыми рёбрами основание высоты совпадает с центром окружности, описанной около основания; высота составляет равные углы с боковыми ребрами; боковые ребра составляют равные углы с плоскостью основания.
Рисунок 7.
2.4. Работа после доказательства теоремы (взгляд назад).
А – Боковые рёбра пирамиды равны В – Боковые рёбра пирамиды составляют с плоскостью основания равные углы С – Боковые рёбра пирамиды составляют с высотой пирамиды равные углы М – Основание пирамиды совпадает с центром окружности, описанной около основания |
Учитывая все 6 простых теорем, ученики
подводятся к выводу А, А, А В, В, В , М, М ,М С, С, С 2. Учитель показывает утверждении А( В, С,М), ученик формулирует 3 простые теоремы. |
III. Формулировка темы урока. (Свойства пирамиды с равными боковыми ребрами).
Какая же тема сегодняшнего урока? (Любое из утверждений А, В, С, М может быть принято за тему урока).
IV. Составление алгоритма
Дано: треугольной пирамиды МАВС, МО –
высота пирамиды. Определить высоту пирамиды. Алгоритм решения двух шаговых задач. 1. Наличие в условии задачи одного из условий (А,В,С,). Из этих условий вытекает М. 2. Решить основание (найти радиус окружности, описанной около основания). 3. Решить прямоугольный треугольник, например, МОА. |
1. Составление алгоритма. 2. Актуализация знаний: а) центр окружности, описанной около основания – точка пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника; б) расположение центра описанной окружности в остроугольном, тупоугольном, прямоугольном треугольниках; в) формула S = . |
V. Применение свойств пирамиды с равными боковыми ребрами к решению задач.
Задача 1. В основании пирамиды
лежит равнобедренный прямоугольный треугольник
с катетом, равным 2. Боковые рёбра наклонены к
плоскости основания под углом 600. Найти высоту пирамиды. Рисунок 8 |
1.Каждый ученик получает лист с
условиями задач для решения 2. Стереометрический чертёж не делаем. Решение. Работаем по алгоритму: Наличие условия “ В” Выполняем чертёж основания. О - середина гипотенузы, АВ = 4, R = 2 Строим треугольник АМО, находим МО = 6 Ответ: 6 |
Задача 2. Основание пирамиды –
треугольник, две стороны которого 2 и и
образуют угол 450. Каждое боковое ребро
равно .
Найти высоту пирамиды.
Рисунок 9 |
Решение. Работаем по алгоритму: 1. Наличие условия “А”. 2. Выполняем чертёж основания. По теореме косинусов находим третью сторону ( ),значит, треугольник равнобедренный и прямоугольный. О - середина гипотенузы. Гипотенуза равна 2, R = 1 3. Строим треугольник АМО, находим МО = 3 Ответ: 3 |
Задача 3 В основании пирамиды лежит
треугольник со сторонами 5, 12, 13. Угол между
высотой и каждым боковым ребром 450. Найти
высоту пирамиды.
Рисунок 10 |
Решение. Работаем по алгоритму: 1. Наличие условия “ С” 2. Выполняем чертёж основания. По теореме, обратной теореме Пифагора выясняем, треугольник – прямоугольный, О - середина гипотенузы, АВ = 13, R = 6,5 3.Строим треугольник АМО -равнобедренный, находим МО =6,5 Ответ: 6,5 |
Задача4 Основание пирамиды –
равнобедренный треугольник, боковые стороны
которого равны и образуют угол 1200 . Каждое
боковое ребро равно . Найти высоту пирамиды.
Рисунок 11 |
Решение .Работаем по алгоритму: 1. Наличие условия “ А” . 2. Выполняем чертёж основания. угол А - тупой, О – вне треугольника, АО – серединный перпендикуляр к ВС, треугольник АОС равносторонний, АВ =, R = . 3.Строим треугольник АМО, МО = = 6 Ответ: 6 |
VI. Итог урока подвести при решении задач:
1. В основании пирамиды лежит трапеция, боковые рёбра равны. Определить вид трапеции (равнобедренная).
2. В основании пирамиды лежит параллелограмм, углы между боковыми рёбрами и плоскостью основания равны. Определить вид параллелограмма( прямоугольник).
3. В основании пирамиды лежит ромб. Углы между боковыми рёбрами и высотой пирамиды равны. Найти углы ромба. (90о).