Урок русского языка в 4-м классе на тему "Запятая в сложном предложении с союзами "и", "а", "но" и с бессоюзной связью"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: формирование умения расставлять знаки препинания в сложном предложении.

Задачи:

  1. Уметь находить в предложениях грамматическую основу, отличать сложное предложение от простого предложения и простого с однородными членами, уметь расставлять знаки препинания в предложениях данного типа.
  2. Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас языка, развивать внимание, логическое мышление, воображение, зрительную и слуховую память.
  3. Содействовать в воспитании любви к родному слову, к русскому языку.

Ход урока

I. Организационный момент (2 минуты).

1. Активизация внимания.

- Прозвенел звонок, и мы начинаем урок русского языка. Давайте постараемся сделать так, чтобы нам было комфортно от нашего общения, приятно за наши знания, удивительно за наши старания.

2. Оценка предыдущей деятельности.

- Откройте, пожалуйста, свои тетради, посмотрите на результаты предыдущих работ. Встаньте, пожалуйста, те, кто получил особую отметку за свои труды. Спасибо, я надеюсь, что таких отметок завтра будет больше.

3. Запись числа.

II. Минутка чистописания (10 минут).

1. Работа по числовой таблице (зрительный диктант), поиск числа, соответствующий букве русского алфавита.

9 21 6 13 5
14   2 20 15
18 32 27 19 30
31 24 7 10 29
28 1 26 22 3
4 33 12 8 25
11 23 16 17  

- Найдите верхний левый угол, три клеточки направо, две клеточки вниз, две клеточки налево, четыре клеточки вниз, одна клеточка направо, три клеточки вверх, две налево и одна вверх.

- Найдите эту букву в алфавите. (Рр)

2. Запись буквы, соединений, слов с буквой р.

  • р ре ру ро ра
  • рукопись рукоделие рукотворный радушие

3. Работа над смыслом слов.

- Прочитайте слова. Что между ними общего?

- Какое слово здесь «лишнее»? Почему? (Объяснение нескольких вариантов.)

- Как вы понимаете лексическое значение каждого слова?

4. Работа над предложением.

Поиск грамматических основ, начертание схемы, объяснение знаков препинания в предложении.

  • В детском уме моем произошел совершенный переворот, и для меня открылся новый мир. (С. Аксаков)

- Прочитайте предложение.

- Откуда эти строки?

- О чем, по вашему мнению, говорит автор?

- Для кого этот мир всегда открыт?

- Что вы можете сказать об этом предложении? (Оно повествовательное, невосклицательное, распространенное, сложное.)

- Докажите.

III. Сообщение цели урока (1 минута).

- Ребята, чему мы продолжим сегодня учиться? Сформулируйте задачи урока. (Отличать простые предложения от сложных предложений, находить грамматическую основу, расставлять знаки препинания в таких предложениях.)

Физкультурная минутка.

IV. Отработка навыков (20 минут).

1. Работа со схемами.

На доске схемы предложений, 1 человек работает у доски.

[ – = ] и [ – = ].
[ – = ], а [ – = ].
[ – = ],но, [ – = ].
[ – = ], [ – = ].
[ – = ], [ – = ] и [ – = ].

- Найдите ошибки, расставьте там, где нужно запятые.

2. Формулирование правила, опираясь на схемы.

3. Письмо по памяти.

Учитель показывает карточки с предложениями. Запись предложений, подчеркивание грамматических основ, начертание схем.

Выпал первый снег.
Скоро наступит зима.
Дети вышли на улицу.
Они лепят снеговика.

- Что общего у этих предложений? Докажите.

Сделайте так, чтобы эти предложения превратились в сложные.

4. Работа над деформированными предложениями.

- Ребята, вы знаете, что тексты в Древней Руси писались без пробелов. Почему?

Поиск грамматических основ, начертание схемы. Расстановка знаков препинания.

- Восстановите предложение.

  • Утробылочудесноесвежийпушистыйснегукрывалземлю

- Какое предложение у нас получилось?

- А вот это веселое стихотворение писал явно не летописец, но явно человек с хорошим чувством юмора.

В реке там рыба на бугре
Мычит корова в конуре
Собака лает на заборе
Поет синичка в коридоре
Играют дети на стене
Висит картина.

- Что нужно сделать для того, чтобы вернуть смысл этому творению?

- Какую роль запятые играют в предложении?

Вывод. ( Запятые отделяют части сложного предложения, устанавливают смысл в предложении)

V. Проверка знаний (5 минут).

Диктант без записи предложений. Учитель диктует предложения, учащиеся не записывая предложения, чертят схему каждому предложению, определяют, какое оно.

Проверка.

Краски осени.

  1. На прощание дарит осень деревьям яркие краски.
  2. На осинке висят золотые монетки, в медь оделся дуб.
  3. Клен нарядился и стоит в резной оранжевой рубахе.
  4. Скупое солнышко скользит по серой глади реки, а молодая травка тянет к нему в надежде согреть свою зеленую щетинку.
  5. Скоро наступит холодная зима.

VI. Итог урока (2 минуты).

- Какие умения и навыки отрабатывали сегодня на уроке?

Самооценка. Оценка деятельности учащихся учителем.