Цель урока: формирование умения расставлять знаки препинания в сложном предложении.
Задачи:
- Уметь находить в предложениях грамматическую основу, отличать сложное предложение от простого предложения и простого с однородными членами, уметь расставлять знаки препинания в предложениях данного типа.
- Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас языка, развивать внимание, логическое мышление, воображение, зрительную и слуховую память.
- Содействовать в воспитании любви к родному слову, к русскому языку.
Ход урока
I. Организационный момент (2 минуты).
1. Активизация внимания.
- Прозвенел звонок, и мы начинаем урок русского языка. Давайте постараемся сделать так, чтобы нам было комфортно от нашего общения, приятно за наши знания, удивительно за наши старания.
2. Оценка предыдущей деятельности.
- Откройте, пожалуйста, свои тетради, посмотрите на результаты предыдущих работ. Встаньте, пожалуйста, те, кто получил особую отметку за свои труды. Спасибо, я надеюсь, что таких отметок завтра будет больше.
3. Запись числа.
II. Минутка чистописания (10 минут).
1. Работа по числовой таблице (зрительный диктант), поиск числа, соответствующий букве русского алфавита.
9 | 21 | 6 | 13 | 5 |
14 | 2 | 20 | 15 | |
18 | 32 | 27 | 19 | 30 |
31 | 24 | 7 | 10 | 29 |
28 | 1 | 26 | 22 | 3 |
4 | 33 | 12 | 8 | 25 |
11 | 23 | 16 | 17 |
- Найдите верхний левый угол, три клеточки направо, две клеточки вниз, две клеточки налево, четыре клеточки вниз, одна клеточка направо, три клеточки вверх, две налево и одна вверх.
- Найдите эту букву в алфавите. (Рр)
2. Запись буквы, соединений, слов с буквой р.
- р ре ру ро ра
- рукопись рукоделие рукотворный радушие
3. Работа над смыслом слов.
- Прочитайте слова. Что между ними общего?
- Какое слово здесь «лишнее»? Почему? (Объяснение нескольких вариантов.)
- Как вы понимаете лексическое значение каждого слова?
4. Работа над предложением.
Поиск грамматических основ, начертание схемы, объяснение знаков препинания в предложении.
- В детском уме моем произошел совершенный переворот, и для меня открылся новый мир. (С. Аксаков)
- Прочитайте предложение.
- Откуда эти строки?
- О чем, по вашему мнению, говорит автор?
- Для кого этот мир всегда открыт?
- Что вы можете сказать об этом предложении? (Оно повествовательное, невосклицательное, распространенное, сложное.)
- Докажите.
III. Сообщение цели урока (1 минута).
- Ребята, чему мы продолжим сегодня учиться? Сформулируйте задачи урока. (Отличать простые предложения от сложных предложений, находить грамматическую основу, расставлять знаки препинания в таких предложениях.)
Физкультурная минутка.
IV. Отработка навыков (20 минут).
1. Работа со схемами.
На доске схемы предложений, 1 человек работает у доски.
[ – = ] и [ – = ].
[ – = ], а [ – = ].
[ – = ],но, [ – = ].
[ – = ], [ – = ].
[ – = ], [ – = ] и [ – = ].
- Найдите ошибки, расставьте там, где нужно запятые.
2. Формулирование правила, опираясь на схемы.
3. Письмо по памяти.
Учитель показывает карточки с предложениями. Запись предложений, подчеркивание грамматических основ, начертание схем.
Выпал первый снег.
Скоро наступит зима.
Дети вышли на улицу.
Они лепят снеговика.
- Что общего у этих предложений? Докажите.
Сделайте так, чтобы эти предложения превратились в сложные.
4. Работа над деформированными предложениями.
- Ребята, вы знаете, что тексты в Древней Руси писались без пробелов. Почему?
Поиск грамматических основ, начертание схемы. Расстановка знаков препинания.
- Восстановите предложение.
- Утробылочудесноесвежийпушистыйснегукрывалземлю
- Какое предложение у нас получилось?
- А вот это веселое стихотворение писал явно не летописец, но явно человек с хорошим чувством юмора.
В реке там рыба на бугре
Мычит корова в конуре
Собака лает на заборе
Поет синичка в коридоре
Играют дети на стене
Висит картина.
- Что нужно сделать для того, чтобы вернуть смысл этому творению?
- Какую роль запятые играют в предложении?
Вывод. ( Запятые отделяют части сложного предложения, устанавливают смысл в предложении)
V. Проверка знаний (5 минут).
Диктант без записи предложений. Учитель диктует предложения, учащиеся не записывая предложения, чертят схему каждому предложению, определяют, какое оно.
Проверка.
Краски осени.
- На прощание дарит осень деревьям яркие краски.
- На осинке висят золотые монетки, в медь оделся дуб.
- Клен нарядился и стоит в резной оранжевой рубахе.
- Скупое солнышко скользит по серой глади реки, а молодая травка тянет к нему в надежде согреть свою зеленую щетинку.
- Скоро наступит холодная зима.
VI. Итог урока (2 минуты).
- Какие умения и навыки отрабатывали сегодня на уроке?
Самооценка. Оценка деятельности учащихся учителем.