Конспект урока по окружающему миру по системе Л.В. Занкова, 1-й класс. Тема: "Неживая и живая природа"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

1. Формировать умения выделять признаки, присущие объектам живой природы, отличающие от объектов неживой природы, уточнить эти понятия.

2. Развитие логического мышления

3. Воспитание бережного отношения к природе, к окружающему миру.

Оборудование: видеофильм, карточки для составления схем, иллюстрации с объектами природы.

Ход урока

1. Организационный момент

Вспомнить правила организации начала урока.

2. Актуализация имеющихся знаний (стадия вызова)

Ребята, для того, чтобы определить, направление нашей работы, давайте отгадаем загадки и заполним ответы в кроссворде.

По горизонтали:

1. Сито свито,
Золотом покрыто.
Кто взглянет,
Тот заплачет. (Солнце)

2. В сосне дупло,
В дупле – тепло.
А кто в дупле
Живёт в тепле? (Белка)

3. Рассыпался горох
На семьдесят дорог.
Никто не подбирает:
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица. (Град)

По вертикали:

4. Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это… (Снегири)

5. Зимой и летом одним цветом. (Ель)

Ответы по горизонтали: солнце, белка, град

По вертикали: снегири, ель.

Давайте подумаем, на какие группы мы можем разбить отгадки? (Живые и неживые объекты)

Так какая тема нашего урока? (Признаки живой и неживой природы)

Что такое природа? (Всё, то, что не сделано руками человека)

Что значит, по-вашему “живой”? (Вспомнить рассказ Драгунского “Он живой и светится”)- зачитать отрывок из рассказа

2. Работа над усвоением нового материала (стадия осмысления)

Работа с учебником с. 18-19

Рассмотрите рисунки, назовите объекты живой природы, попробуйте доказать своё мнение.

По ходу рассуждения будет составляться кластер (опорный краткий конспект).

Рождение Живая природа Движение
(А движение реки?)
Дыхание признаки Рост
Питание Старение и умирание

Что на рисунках относится к живой природе: деревья, движущая вода, облака?

Проблемная ситуация. (Возникает при преднамеренном столкновении жизненных представлений детей с научными фактами, для объяснения которых у них не хватает знаний, жизненного опыта: река рождается, питается, движется, растёт и т.д.)

Почему мы не можем отнести эти объекты к живой природе?

Как вы понимаете слово “размножение”? (Рождение детёнышей)

А если я разломаю кусок мела, он ведь тоже “размножится” на множество новых кусочков, это что значит “родились” новые мелки?

А что будет, если сломать деревце, цветок? Значит, живое может погибнуть, а камень может погибнуть?

Физминутка (имитация движений)

Как обезьяна достаёт нужные ей плоды? А зачем ей плоды? (Питание)

Благодаря какой способности растениям удаётся украсить жилище человека? (Рост, движение)

Как двигаются растения? (Опыт в классе - развернуть цветок в противоположную сторону от солнца, наблюдать, что произойдёт)

Почему курица и обезьяна испугались? (Увидели хищную птицу)

Испугался ли эту птицу камень?

Живые организмы испытывают страх, испуг и изменяют своё поведение в зависимости от изменений внешней среды, и могут приспосабливаться к изменившимся условиям.

Зачем мы с вами питаемся?

А как питаются растения? (Обобщение в виде схемы)

Распределить карточки с объектами природы в две группы. (3 мин.)

Природа
Неживая Живая
Солнце Человек
Воздух Животные
Вода Растения
Камни Грибы, микробы

4. Закрепление полученных знаний

Игра “Живое - неживое”.

Физминутка

Если тот объект, о котором я буду говорить - живой, то вы хлопаете в ладоши, если неживой - будто замерли.

1. Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали, а пошли искать их днём
Ищем – ищем - не найдём. (Роса)

2. Стоит Антошка на одной ножке,
Его ищут, а он не откликается. (Гриб)

3. Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)

4. Не без дела скок-поскок,
А чтоб в зиму сытой быть,
То орехи себе впрок
Собирает, то грибы. (Белка)

5. Он всюду: в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не пойду,
Покуда он идёт. (Дождь)

6. Много рук, а нога одна. (Дерево)

7. Скатерть бела
Весь двор одела. (Снег)

5. Обобщение полученных знаний

Посмотрите видеофильм. Попробуйте заметить то, о чём мы сегодня не говорили на уроке (просмотр 8 мин.).

С этим вопросом мы познакомимся на следующем уроке.

6. Подведение итогов. Рефлексия.

Что запомнилось на уроке?

Оцените свою работу?

О чём хотелось бы ещё узнать?