Цели:
1. Формировать умения выделять признаки, присущие объектам живой природы, отличающие от объектов неживой природы, уточнить эти понятия.
2. Развитие логического мышления
3. Воспитание бережного отношения к природе, к окружающему миру.
Оборудование: видеофильм, карточки для составления схем, иллюстрации с объектами природы.
Ход урока
1. Организационный момент
Вспомнить правила организации начала урока.
2. Актуализация имеющихся знаний (стадия вызова)
Ребята, для того, чтобы определить, направление нашей работы, давайте отгадаем загадки и заполним ответы в кроссворде.
По горизонтали:
1. Сито свито,
Золотом покрыто.
Кто взглянет,
Тот заплачет. (Солнце)
2. В сосне дупло,
В дупле – тепло.
А кто в дупле
Живёт в тепле? (Белка)
3. Рассыпался горох
На семьдесят дорог.
Никто не подбирает:
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица. (Град)
По вертикали:
4. Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это… (Снегири)
5. Зимой и летом одним цветом. (Ель)
Ответы по горизонтали: солнце, белка, град
По вертикали: снегири, ель.
Давайте подумаем, на какие группы мы можем разбить отгадки? (Живые и неживые объекты)
Так какая тема нашего урока? (Признаки живой и неживой природы)
Что такое природа? (Всё, то, что не сделано руками человека)
Что значит, по-вашему “живой”? (Вспомнить рассказ Драгунского “Он живой и светится”)- зачитать отрывок из рассказа
2. Работа над усвоением нового материала (стадия осмысления)
Работа с учебником с. 18-19
Рассмотрите рисунки, назовите объекты живой природы, попробуйте доказать своё мнение.
По ходу рассуждения будет составляться кластер (опорный краткий конспект).
Рождение | Живая природа | Движение |
(А движение реки?) | ||
Дыхание | признаки | Рост |
Питание | Старение и умирание |
Что на рисунках относится к живой природе: деревья, движущая вода, облака?
Проблемная ситуация. (Возникает при преднамеренном столкновении жизненных представлений детей с научными фактами, для объяснения которых у них не хватает знаний, жизненного опыта: река рождается, питается, движется, растёт и т.д.)
Почему мы не можем отнести эти объекты к живой природе?
Как вы понимаете слово “размножение”? (Рождение детёнышей)
А если я разломаю кусок мела, он ведь тоже “размножится” на множество новых кусочков, это что значит “родились” новые мелки?
А что будет, если сломать деревце, цветок? Значит, живое может погибнуть, а камень может погибнуть?
Физминутка (имитация движений)
Как обезьяна достаёт нужные ей плоды? А зачем ей плоды? (Питание)
Благодаря какой способности растениям удаётся украсить жилище человека? (Рост, движение)
Как двигаются растения? (Опыт в классе - развернуть цветок в противоположную сторону от солнца, наблюдать, что произойдёт)
Почему курица и обезьяна испугались? (Увидели хищную птицу)
Испугался ли эту птицу камень?
Живые организмы испытывают страх, испуг и изменяют своё поведение в зависимости от изменений внешней среды, и могут приспосабливаться к изменившимся условиям.
Зачем мы с вами питаемся?
А как питаются растения? (Обобщение в виде схемы)
Распределить карточки с объектами природы в две группы. (3 мин.)
Природа | |
Неживая | Живая |
Солнце | Человек |
Воздух | Животные |
Вода | Растения |
Камни | Грибы, микробы |
4. Закрепление полученных знаний
Игра “Живое - неживое”.
Физминутка
Если тот объект, о котором я буду говорить - живой, то вы хлопаете в ладоши, если неживой - будто замерли.
1. Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали, а пошли искать их днём
Ищем – ищем - не найдём. (Роса)
2. Стоит Антошка на одной ножке,
Его ищут, а он не откликается. (Гриб)
3. Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)
4. Не без дела скок-поскок,
А чтоб в зиму сытой быть,
То орехи себе впрок
Собирает, то грибы. (Белка)
5. Он всюду: в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не пойду,
Покуда он идёт. (Дождь)
6. Много рук, а нога одна. (Дерево)
7. Скатерть бела
Весь двор одела. (Снег)
5. Обобщение полученных знаний
Посмотрите видеофильм. Попробуйте заметить то, о чём мы сегодня не говорили на уроке (просмотр 8 мин.).
С этим вопросом мы познакомимся на следующем уроке.
6. Подведение итогов. Рефлексия.
Что запомнилось на уроке?
Оцените свою работу?
О чём хотелось бы ещё узнать?