Игрушка - важнейшая составляющая любой культуры. Обладая огромным запасом исторической памяти, она воплощает в себе духовно-нравственные ценности народа, передаваемые из поколения в поколение.
С самого рождения наши дети попадают в игровую среду, специально организованную для них взрослыми - родителями и воспитателями. Каким игрушкам отдаем мы предпочтение, что выбираем для наших детей? Ситуация, сложившаяся сегодня на российском рынке игровой продукции, указывает на отсутствие каких-либо ценностных ориентиров, как у производителей, так и у покупателей. Бесконтрольное производство, бессистемная закупка приводят к бессмысленному потреблению. В результате чего стихийно созданная нами развивающая среда на 80% состоит из игрового оборудования импортного производства не самого лучшего качества.
Для ребенка игрушка - это инструмент познания окружающей действительности, человеческих взаимоотношений. Какую действительность, какие отношения осваивают наши дети, попадая в инокультурную игровую среду? Ежедневно, ежечасно они находятся под угрозой разрушения связей между поколениями, отчуждения от традиций своего народа, и, как следствие, потери его культурно-исторической идентичности.
Для рынка игрушка - это, прежде всего, предмет торговли, предназначенный для широкого сбыта, для неизвестного покупателя, в котором, как правило, заложена идея обладания. Опасность такой игрушки заключается в том, что она нацеливает на организацию конкурентных игр, отчуждающих одного ребенка от другого. Преобладание в жизни наших детей утилитарных игрушек оказывает негативное влияние на развитие творческого потенциала ребенка, его личностного и духовно-нравственного роста.
Игрушка-товар почти полностью вытеснила с рынка сюжетно-образные игрушки, призванные открывать пространство для развития воображения ребенка, коими являются многие народные игрушки старинных промыслов.
К сожалению, общие тенденции развития кустарно-игрушечных промыслов России указывают на неизбежное вырождение народной игрушки. Переход к рыночной системе отношений в экономике и, как следствие, низкий уровень потребительской культуры привели к стремительному вытеснению фабричной "штамповкой" народной игрушки ручной работы.
Последствием такого социально-экономического положения в стране является переход кустарно-игрушечной промышленности к изготовлению дорогой сувенирной продукции, ориентированной на иностранного потребителя. Производство игрушек значительно снижается, а всякие попытки удешевить ее, сделать конкурентоспособной неизбежно приводят к падению качества игрушки, пренебрежению старинными традициями игрушечного мастерства, которые передавались из поколения в поколение на протяжении многих столетий. Отсюда, стремительная деградация народной игрушки.
Проблема вырождения народной игрушки не отличается новизной, корни ее уходят в конец XVIII - начало XIX вв. - время развития фабрик и международного рынка. С этого момента народная игрушка показывает непрерывное качественное падение. Стремление приспособиться к требованиям и вкусам заманчивого городского потребителя, не нуждающегося в примитиве, приводит к излишнему натурализму в игрушке, потере ее самобытности. Отражается на содержании народной игрушки и чрезмерное увлечение дворянством французской, а позже и немецкой культурой.
Губительное воздействие на кустарно-игрушечный промысел оказал начавшийся в XVIII столетии и продолжавшийся в течение всего XIX в. ввоз в Россию иностранных игрушек из Германии. "Художественному прогрессу кустарной игрушки немецкая игрушка нанесла сильнейший удар. Стремясь за сбытом, кустарь удешевлял игрушку, что должно было ухудшить ее качество" (Иван Евдокимов "Русская игрушка", 1925 г.). Сегодня подобное влияние на развитие традиционной российской игрушки оказывает преобладание на российском рынке низкопробных дешевых игрушек из Китая, Тайваня, Малайзии, Таиланда и пр.
Полностью заполонить детские немецкой игрушке помешала мировая война 1914 г. А что помешает китайской игрушке захватить игровую среду наших детей?! И можно ли противостоять этому процессу?
Ставший предметом нашего исследования Богородский игрушечно-кустарный промысел является одним из древнейших в нашей стране, ему более 300 лет. Почти 100 лет работает "Богородская фабрика художественной резьбы по дереву" (с 1913 г.). За это время она могла бы накопить богатейший ассортимент, создать для детей множество новых уникальных образцов в старинных народных традициях, тем более что село Богородское до сих пор славится своими искусными мастерами - художниками, скульптурами, резчиками. Сегодня "Богородская фабрика художественной резьбы по дереву" (ЗАО) переживает тяжелые времена. В целях сохранения жизнеспособности весь свой творческий потенциал фабрика вынуждена направить на иностранного потребителя, на туризм. Сувенирная продукция, предметы интерьера, музей старинных образцов богородской резной игрушки - вот, что приносит фабрике основной доход, помогая держаться на плаву. По причине низкого спроса производство игрушек значительно сокращается, обедняется их ассортимент. Богородскую резную игрушку сейчас не встретишь в детских специализированных магазинах, а в сувенирных лавках она свалена в пыльные кучи поломанного хлама неизвестного происхождения.
В новых образцах богородской игрушки чувствуется потребность выживать в условиях социально-экономического кризиса. Став товаром, современные образцы потеряли ту самобытность, то богатство замысла, которые присутствуют в традиционных образцах богородской игрушки. Будучи, по мнению Н. Д. Бартрама, "единственным в своем роде мировым центром резной из дерева игрушки", Богородский игрушечно-кустарный промысел находится сегодня в состоянии непрерывного качественного падения. Таким образом, традиционная игрушка, как в зеркале отражая жизнь взрослых, вынуждена подчиняться особенностям социально-экономического и политического развития страны. Превращаясь в предмет массовой культуры, игрушка теряет свою самоценность.
Сегодня весьма актуальна проблема возрождения и сохранения традиционных образцов народной игрушки старинных кустарных промыслов России, в целях включения их в игровую среду, направленную на формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста.
Не менее важно создание новых образцов отечественных игрушек историко-культурной направленности, соответствующих основным целям и принципам современного дошкольного образования.
На сегодняшний день разработкой таких игрушек целенаправленно занимаются очень не многие российские компании. Яркими представителями подобных являются "Биланик" и "Вальда". Свои игрушки этих компании изготавливают только из экологически чистых материалов. Над их разработкой трудятся коллективы педагогов, историков, художников. Усилия компаний направлены на создание игрушки, прежде всего, - предмета радости, источника развития ребенка. Большое внимание уделяется соответствию игровой продукции психолого-педагогическим, эстетическим, культуросообразным, духовно-нравственным критериям.
Почему же игровая продукция этих компаний не пользуется широким спросом? Почему так мало подобных игрушек у наших детей? Как повысить их ценность в создании игровой среды? Ответив на эти вопросы, мы приблизимся к решению проблемы перенасыщения ранка импортной продукцией, проблемы развития отечественной игрушки. И чем раньше мы это сделаем, тем больше у нас будет шансов вырастить поколение, обладающее физическим, психическим и духовно-нравственным здоровьем.
"В русской культуре игрушка всегда была источником радости, забавы, отдыха, праздника. Она создавала условия для развития ребенка, а для взрослых оставляла возможность подлинного творчества. Такой она должна быть и сегодня", - утверждает Вера Абраменкова в своей книге "Во что играют наши дети? Игрушка и антиигрушка".
Игровое оборудование:
"Жили-были, поживали: Изба" - игровой комплект на основе традиционной игрушки для детей от 4,5 лет. В комплект входит порядка 50-ти предметов: изба с лавками и полками (63,5см х 53см х 35,5см), глиняная печь с трубой, стол, скамейка, колыбель, лесенка; берестяные сундук, люлька, корзинка, мяч; глиняный рукомой, глиняная и деревянная посуда, ушат, прялка, балалайка, лошадка-качалка; текстиль (лоскутные одеялки, матрасы, подушки, скатерть, полотенце, коврик-дорожка). Дом с печкой и утварью - это, своего рода, азбука древнерусского жилища. Вкладыш к комплекту содержит краткую историю избы для взрослых. Поселите в дом семью, и Вы увидите, как изба оживет. Перед ребенком откроется мир русской старины. Созданный специально для игрового комплекта "Жили-были, поживали: Семья", комплект позволит значительно расширить содержание сюжетно-ролевых игр. С комплектом будет интересно играть и девочкам, и мальчикам. Комплект содержит вкладыш с вариантами игр.
"Жили-были, поживали: Семья" - игровой комплект на основе традиционной игрушки для детей от 4,5 лет. В комплект входит: дедушка (14 см), бабушка (13,5 см), батюшка (14см), матушка (13см), девочка (12см), мальчик (8см), младенец (4см); набор русской народной одежды: повседневная (сарафаны, передники, платки), праздничная (красные сарафаны, платки), зимняя (кафтаны и шапки, телогреи и платки). Куклы трех поколений семьи помогут организовать сюжетно-ролевые игры на тему отношений между детьми и родителями, братьями и сестрами. Добрые и заботливые, строгие и внимательные - эти куклы могут быть разными. Условность образов поможет наделить их любым настроением и характером, открывая простор для развития внимания, воображения. С куклами будет интересно играть и девочкам, и мальчикам. Комплект содержит вкладыш с вариантами игр.