ИЗО. Тема: "Рисунок шоколадом"

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


“Рисунок – самое непосредственное, импульсивное выражение художественного творчества… Рисунок – это наблюдение, размышление, творчество, слитые воедино и открывающиеся в живом процессе их взаимосвязи. Рисунок – это художественный образ в становлении” - так точно и емко определил суть искусства рисунка один из лучших отечественных его знатоков В.Н.Гращенков.

1. Пояснительная записка

Любой образовательный процесс преследует двойную цель: освоение учащимися знаний и умений, и развитие личности ребенка. Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования направлен на развитие личности ребенка, его самоопределение, персонификацию. И в данном случае знания, умения, навыки являются средством для реализации этих целей.

Наиболее важным критерием в образовательной деятельности педагога является обеспечение индивидуальных частных потребностей развития личности ребенка. Создавая эмоционального окрашенный фон, комфортную ситуацию для развития детского воображения, добиться высокого уровня художественной выразительности.

Целью данной разработки является оказание помощи художнику-педагогу в качестве рекомендаций по применению техники рисунка шоколадом (Приложение).

2. Вступление

Живописец кистью наносит краски непосредственно на холст, мастихином помогает разнообразить эмоциональную нагрузку живописного письма. Рисовальщик и акварелист имеют в своем арсенале богатый выбор разнообразных карандашей, мелков, водяных красок, при помощи которых он работает на бумаге или картоне. Казалось бы, что все уже открыто, живописные приемы и графические техники уже исчерпали себя. Но творческой фантазии нет предела. Я хочу познакомить с новой техникой, в которой используется темный и молочный шоколад и бумага. Эта техника называется “Рисунок шоколадом”. С первого взгляда можно подумать, что общего между рисунком и шоколадом, как можно шоколадом рисовать? Оказывается можно, причем этот рисовальный материал очень доступен и стоит не дорого. Молочный шоколад на бумаге будет оставлять светлые следы охристого оттенка, а горький темный шоколад на бумаге оставит темный след подобный марсу коричневому или сепии. Шоколадом можно рисовать когда он твердый застывший, а также можно растопить его на водяной бане и продолжать работу кистью из щетины или мастихином. Учитывая эти технические особенности можно создавать неповторимые работы, давая волю фантазии. Но надо сначала научиться владеть некоторыми техническими приемами и в ходе практической работы научиться учитывать некоторые особенности материалов, используемых в этой технике. Технике “Рисунок шоколадом” подвластно все. Можно создавать композиции в любом жанре: натюрморт, портрет, анималистический, пейзаж, сюжетная картина.

Необходимое оборудование и материалы

1. Шоколад молочный и горький(темный);

2. Мольберты;

3. Стулья,табуреты;

4. Раздаточный иллюстративный материал;

5. Наглядные пособия по теме;

6. Кружки, тарелки, чайные ложки;

7. Горячая вода;

8. Бумага формат А-4, А-3;

9. Кисти из щетины разных размеров;

10. Мастихин;

11. Бумажные салфетки.

Методические рекомендации.

Для ознакомления с техникой “Рисунок шоколадом” работу лучше начинать с освоения технических приемов. Бумага для работы в данной технике может использоваться любая: тонированная в светлые оттенки, бумага для пастели, акварельная бумага с тисненой поверхностью, гладкая для рисунка.

При выборе шоколада лучше остановится на этих торговых марках: “Коркунов”, “Россия”, “Бабаевский”, этот выбор обусловлен более качественным составом шоколада, который лучше плавится, что обеспечивает более легкое нанесение его на бумагу. Молочный шоколад даст вам светлый тон, а горький более плотный темный тон.

Работа мастихином

Для работы мастихином шоколад нужно растопить на водяной бане до жидкого состояния, для этого в кружку наливаем кипяток и сверху ставим блюдце шоколадом. Через 4-5 мин. можно начинать работать. Мастихином набираем расплавленный шоколад и наносим его на бумагу, движения мастихином могут быть самые разнообразные: веерные, горизонтальные, вертикальные, отрывистые, можно сделать растяжку тоном, можно тут же соскоблить мастихином излишки шоколадной массы и т. д. При работе мастихином можно очень быстро закрывать большие поверхности бумаги шоколадом (Рисунок 1).

Работа кистями из щетины.

Для работы понадобятся кисти разного размера. Работа ведется также расплавленным шоколадом. При нанесении шоколадной массы на бумагу нужно регулировать количество этой массы на кисточке. Большое количество шоколада дает при нанесении плотное тоновое пятно, небольшое количество при нанесении на бумагу позволит сделать воздушную линию или пятно, похожую на фактуру шерсти, пуха, облака, крону деревьев (Рисунок 2).

Работа ложкой.

Наносить шоколадную расплавленную массу можно и ложкой. Ложку можно использовать чайную и столовую. В шоколадную расплавленную массу окунается ложка тыльной округлой стороной, и затем наносим эту массу на бумагу. При нанесении массы регулируем толщину линии или пятна движением руки.

При нанесении таким способом шоколадное пятно может иметь самые разнообразные очертания и рисунок (Рисунок 3).

Работа пальцем руки.

Наша рука может служить нам и художественным инструментом. Для нанесения расплавленной шоколадной массы можно воспользоваться любым пальцем, но удобнее всего это делать указательным. Контролируя количество набранной массы можно наносить как плотные тоновые пятна, так и воздушные легкие (Рисунок 4).

Работа методом процарапывания.

Интересного эффекта можно добиться в результате удаления некоторого количества шоколада с поверхности бумаги путем процарапывания толстого предварительно нанесенного слоя. Для процарапывания можно использовать деревянную палочку, черенок кисточки, мастихин. Техника процарапывания позволяет передать самые разнообразные поверхности, фактуры: шерсть, дерево, кружево, воздушность облаков и т. д. Можно нарисовать полностью весь задуманный рисунок, используя только эту технику (Рисунок 5).

Работа твердой плиткой шоколада.

Самый простой способ работы шоколадом это обернуть кусочек шоколадной плитки бумагой или фольгой, и держа его в руках наносить на поверхность бумаги. Наносить можно линии разной толщины, точки, штрихи, можно создавать пятна разной интенсивности в зависимости от того, какой шоколад у вас в руках. По мере того, как шоколад будет таить у вас в руках, нужно будет менять кусочки шоколада (Рисунок 6).

Все эти техники нужно попробовать на отдельном листе и тогда в арсенале художника будет большой запас разнообразных приемов, умение владеть разными инструментами.Для начала работы юным художникам лучше сделать предварительный карандашный рисунок будущей композиции. Для ознакомления с этой техникой можно воспользоваться готовыми иллюстрациями с изображением животных. Перед началом работы учащиеся должны проанализировать готовые картинки с точки зрения тона.

Всю работу в технике “Рисунок шоколадом” лучше разделить на три этапа:

1 этап. На подготовленный карандашный рисунок наносится самый светлый тон по всей работе. Как правило, это мы делаем твердой плиткой молочного шоколада, или в расплавленном виде кистью, мастихином.

2 этап. На этом этапе прорабатывается средний тон. Для этого можно взять темный шоколад в твердом виде или растопить его.

На втором этапе некоторые места композиции будут завершены и поэтому можно вводить интересные фактуры и эффекты.

3 этап. Завершает работу проработка самых темных мест композиции. Для этого используем только темный шоколад и наносим его мастихином или кистью, создаем недостающие эффекты.

Хочется отметить, что, освоив основные этапы и технические приемы этой техники можно добиться интересных творческих работ (Рисунок 7).

Заключение.

Рисунок – основа графики и других видов изобразительного искусства. Курсу рисунка в программе детской художественной школы отводится значительное время, и в силах преподавателя сделать эти уроки яркими, эмоционально окрашенными. В этом и может помочь введение новой, необычной техники рисования “Рисунок шоколадом” (Рисунок 8, 9, 10, 11).

 

Соответствующим индикатором о развитии художественно-эмоционального воспитания учащихся свидетельствует продуктивность их творческой деятельности. Эмоции могут увеличивать или уменьшать способность к действию, нужно стремиться к тому, чтобы деятельность, направленная на разрешение творческих задач у учащихся была эмоциональна, мобилизовала энергию и приучала к интеллектуальным нагрузкам и умению доводить начатое дело до конца, умению отстаивать свою точку зрения.

Литература.

  1. И. П. Волков “Художественная студия в школе”. Просвещение, 1993 г.
  2. М. А. Елисеева “Материалы, оборудование, техника живописи и рисунка”. Москва, 2002 г.
  3. Журнал “Искусство” № 23 2008 г.

План-конспект урока по рисунку. Тема: “Рисунок шоколадом”

Предмет: Рисунок

Класс: 3 класс художественного отделения

Тема урока: “Рисунок шоколадом”.

Цель урока: изучение нового художественного материала.

Задачи:

обучающие:

  • дать понятие о новом материале для рисования, его выразительных и художественных возможностях в рисунке;
  • закрепить теоретические и практические знания в рисунке;
  • научиться работать новым материалом с применением новых инструментов для рисования;

развивающие:

  • развивать умение работать в тоне (тоновыми отношениями);
  • развивать композиционные навыки в рисунке;

воспитывающие:

  • воспитывать умение оценивать свою работу самостоятельно;
  • воспитывать художественный вкус, чувство ритма, гармонии, соразмерности.

Здоровье сберегающие:

  • создавать благоприятный психологический климат, способствующий раскрытию индивидуальных свойств личности ребенка;
  • повышать эмоциональный тонус, используя различные нестандартные материалы на уроке, чередование разных форм работы на уроке.

 Материально-техническое оснащение урока: мольберты, стулья, табуреты, доска, наглядные пособия по заданной теме, кружки, тарелочки, горячая вода, бумага, шоколад, кисти, мастихины, ложки, бумажные салфетки, иллюстрации с изображением животных.

Ход урока

Приветствие, организация начала урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем уроке присутствуют гости: это преподаватели нашей школы и других образовательных учреждений. Давайте проверим, все ли вы приготовили для начала урока: бумага с подготовленным карандашным рисунком, кисти щетиновые, мастихины, салфетки, ложечки и кружки, тарелочки, шоколад горький и молочный.

Ознакомление учащихся с предстоящей работой.

Учитель: Глядя на то, что мы приготовили для урока, вы можете подумать, что мы сейчас будем пить чай. Да, чай мы с вами обязательно попьем, но только после того, как нарисуем шоколадом картину. Да, да, художники во все времена были большие выдумщики, чем только они не рисовали. Вот и сегодня мы поучимся рисовать необычным материалом – шоколадом. Рисунок шоколадом относится к графике, а какие выразительные средства графики вы знаете?

Учащиеся: отвечают на вопрос.

Объяснение нового материала.

Учитель: Скажите, какие разновидности шоколада вы знаете?

Учащиеся: отвечают на вопрос.

Учитель: Для художника это не праздный вопрос, а определение возможностей его как материала для рисования. Самый темный тон в работе нам даст горький, темный шоколад, молочный шоколад даст нам средний тон, а белым шоколадом можно рисовать только на темной тонированной поверхности (практический показ на бумаге).

Как вы думаете, для чего мы приготовили столько инструментов: ложка, мастихин, кисти из щетины?

Учащиеся: Отвечают на вопрос. Выдвигают версии.

Учитель: Вы правы – это инструменты для рисования. Шоколад можно наносить на бумагу не только когда он твердый, держа кусочек в руках, но и работать жидким расплавленным шоколадом. Расплавленный шоколад можно нанести на бумагу пальцем, мастихином, ложкой, щетинной кистью (практический показ способов рисования). Для создания некоторых фактур, например, шерсти животного, излишки шоколадного слоя можно соскоблить палочкой или черенком кисти, создавая фактуру шерсти. Что можно еще нарисовать, какую еще можно изобразить фактуру поверхности при помощи соскабливания?

Учащиеся выдвигают версии разрешения данного вопроса.

Учитель: В общем, все вы выдвигали правильные версии, вариантов применения может быть много. Перед тем, как приступить к самостоятельной работе, давайте определим последовательность ее выполнения. Для освоения нового художественного материала мы воспользуемся иллюстрациями с изображением животных. Вам нужно внимательно рассмотреть картинку с животными и проанализировать ее сточки зрения тонового контраста и тонового равновесия. Определите, где в работе будет светлый тон, где средний и где самый темный. Начать работу лучше с самого светлого, затем проработать места средние по тону, и наконец, ввести самый темный тон. Нам для разогрева шоколада понадобится горячая вода, поэтому будьте осторожны.

Практическая работа.

Учащиеся приступают к практической части работы. Преподаватель проводит индивидуальную работу с учащимися.

Подведение итога занятия, домашнее задание.

Учитель: Время нашего занятия подходит к концу. Давайте подведем итог нашего сегодняшнего урока. Целью нашего урока была изучение нового художественного материала. Вы узнали, какие новые выразительные возможности в рисунке дает нам шоколад. Вы попробовали на практике применить этот материал, научились его наносить при помощи разных инструментов и нарисовали картину. Попробуйте сами оценить свою работу, что у вас получилось удачно, а где имеется недочет, ошибка.

Учащиеся: Оценивают свои работы, выявляют ошибки.

Учитель: В целом работы у нас получились удачные, выразительные, ясные и контрастные по тону.

Оценивание учащихся за урок.

Дома я попрошу вас сделать рисунок шоколадом в анималистическом жанре или натюрморт на формате А-4.

Всем спасибо за работу. Урок окончен.