История отечественной музыки в биографиях ее творцов. А.Н. Скрябин в восприятии современников

Разделы: Музыка


Цель урока: развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству на примере лучших образцов отечественной музыки.

Задачи:

  • Воспитание любви к русской музыке; радости от общения с музыкой А. Н. Скрябина.
  • Формирование навыков работы с литературой; умения грамотно и последовательно излагать материал.
  • Воспитание художественного вкуса; гармоничное развитие музыкальных способностей учащихся.
  • Формирование интеллекта музыканта.

Оборудование:

  • "Гении. А. Н. Скрябин" (просмотр фильма А. Кончаловского - домашнее задание);
  • Прелюдии;
  • Этюд dis-moll;
  • "Поэма Экстаза", "Прометей" (фрагменты).

Содержание

Преподаватель

"Per aspera ad astra" - таким девизом можно выразить идею творческой деятельности гения рубежа XIX - XХ вв. композитора А. Н. Скрябина. Его краткая земная жизнь ознаменовалась созданием грандиозных "мифов" (по выражению философа А. Ф. Лосева) - от фортепианных прелюдий, этюдов, сонат - до сотворения новых миров в симфониях, "Поэме экстаза", "Прометее". Его последнее, неоконченное, произведение, "Мистерия", главная идея всей жизни, должно было, по замыслу композитора, знаменовать собой конец мира и, одновременно, - зарождение нового космоса.

В истории русской музыки творчество А. Н. Скрябина занимает особое место. Оно уникально и по масштабу дарования, и по дерзновенности художественных идей, и по силе воздействия на слушателей. Он создатель грандиозной музыкальной Вселенной, в которой магическая сила музыки преобразует мир. В мировоззрении Скрябина-философа музыка - центр размышлений о мире. Творчество Скрябина точно отражает звучание его времени, эпохи "невиданных перемен" и "неслыханных мятежей" (по выражению А. Блока).

Романтика борьбы, подвиг, открытый порыв противления, идея боготворчества человека-титана, рождение новой Вселенной - вот темы скрябинского творчества.

"Перенасыщенная электричеством" эпоха накладывала отпечаток и на творчество, и на личность этого сверхчуткого гения.

Именно в восприятии современников, большинство которых - люди незаурядного таланта, эта личность предстает перед нами во всей своей сложности, многогранности, противоречивости.

Письма современников к Скрябину, его письма к современникам, воспоминания людей, лично знавших композитора, высказывания критиков о его творчески-философских исканиях - богатейший материал для изучения, раскрывающий перед нами черты скрябинского гения, условия его созревания и развития. Не будь этих свидетельств, документов эпохи, мы знали бы о гении Скрябина неизмеримо меньше.

Ученик I

О раннем детстве Саши Скрябина рассказывает в своих воспоминаниях его тетка Л. А. Скрябина, самоотверженно посвятившая всю жизнь своему гениальному "Шуриньке".

Необычная восприимчивость, тонкость, нервность, влюбленность в музыку проявились в нем чрезвычайно рано. Уже в трехлетнем возрасте мальчик радовался музыке, которую играла тетя; собирал коллекцию детских музыкальных инструментов, отправляясь спать, целовал (как живого человека!) на ночь рояль. Будучи постарше, обожал Шопена и укладывал на ночь под подушку ноты его произведений. Скрябин-ребенок был на редкость изобретателен: у него был свой театр с собственными декорациями, для которого он сам сочинял 5кратные трагедии в стихах.

С раннего возраста Скрябину было свойственно предельно ответственное отношение к своей работе: он доводил любое начатое дело до конца и больше абсолютно им не интересовался. Эта черта была свойственна Скрябину всю жизнь - порой он е узнавал собственных произведений, некогда сочиненных с большим вдохновением, до такой степени завершенное дело переставало его интересовать.

В 7 лет мальчик недурно писал и читал, а так же подбирал на слух; когда его брали в оперу, жадно смотрел в оркестр, а не на сцену; в антракте спрашивал название каждого музыкального инструмента.

Поступив, по семейной традиции, в кадетский корпус, Скрябин быстро завоевал симпатии преподавателей и учеников. "Все мальчики... особенно бережно к нему относились, даже забияки его не обижали", - пишет Л. А. Скрябина. Первые шаги Скрябина-музыканта тщательно прослеживаются ею: "Когда являлось вдохновение, тут он был уже настоящий мученик... Ни с кем не говорил... На вопрос не сразу мог ответить... Не мог оставаться один и по ночам доходил до галлюцинаций". Все это указывает на необычайную сверхчуткость, присущую Скрябину и нашедшую отражение на его творчестве.

Преподаватель

Огромное большинство воспоминаний о Скрябине - воспоминания его товарищей, знакомых, одноклассников написано с любовью, из чего видно, что натура его была глубоко обаятельна, он обладал уже в то время огромным магнетизмом личности.

Ученик II

Отрочество композитора связано с кадетским корпусом и началом занятий в классе профессора Зверева.

Два товарища рассказывают об этом времени: Л. А. Лимонов - соученик по кадетскому корпусу и М. Пресман, с которым Скрябин встретился впервые в классе Зверева.

Лимонов отмечает непохожесть, увлеченность Скрябина: "... это был худенький, слабенький, бледный мальчик с карими глазами... Скрябин был особенный, не такой, как все" [9, с. 24-25]. Он жил своим собственным миром, ни на минуту не прекращая вслушиваться в него. Именно Лимонову однажды приоткрылся этот мир. [9, с. 28].

Воспоминания Пресмана особенно интересны тем, что здесь Скрябин впервые оценивается не только своим юным товарищам, но и профессиональным музыкантом. Это оценка вдумчивого музыканта, стремящегося понять сущность скрябинского творчества. Зверев "...расхваливал его после каждого урока... Сердце учителя радовалось, что его "Скрябуша" горячо любил музыку, с увлечением работал и продвигался быстрыми шагами вперед..." [9, с. 32]. Приезжая на уроки только раз в неделю, Скрябин всегда готовил большую и хорошо выученную программу. Перейдя в класс Сафронова, он делал колоссальные успехи, но, переоценив свои технические возможности, переиграл правую руку и только, благодаря колоссальной воле и вере в себя (никогда ни на секунду не изменившим композитору!), смог восстановить легкость и свободу движения пальцев.

Размышляя о творчестве Скрябина, Пресман отмечает порой диаметрально противоположные мнения, которые оно вызывало в среде профессиональных музыкантов. Одни (критик Даниэль) слышат в гармонии Скрябина сплошную фальшь, другие (В. Н. Сафонов) называют его симфонию "Новой Библией" [9, с. 34].

Воспоминания приятельницы юности Скрябина Ольги Монигетти интересны тем, что раскрывают его личность с идейно-эстетических позиций. Здесь приводятся высказывания Скрябина о жизни и собственном творчестве. Они носят афористический характер: "Жизнь - это счастье, это великий дар, она может и должна быть праздником! А что люди делают из нее!.." "...Я чувствую в себе такой свет, такой огонь! Я должен принести его людям! Должен!" - С одной стороны - осознание тяжести эпохи "железа и крови", а с другой - ощущение в себе титанической силы, глубокая уверенность в мессианском предназначении своего искусства.

Ученик III

Зрелость композитора ознаменовалась знаковой встречей с М. П. Беляевым. Богатый лесопромышленник и миллионер, Беляев, оставив дела, посвятил себя пропаганде и материальной поддержке русской музыкальной культуры. Он сразу же безоговорочно принял талант Скрябина и самоотверженно принялся помогать ему. Переписка Скрябина и Беляева охватывает 1894 - 1903 гг., продолжаясь вплоть до смерти Беляева. Два эти человека были во многом противоположны: грубоватый прямой Беляев и тонкий нервный Скрябин. Но дружбе их это не мешало. Знакомясь с их перепиской, мы можем подметить некоторые черточки характера Скрябина: рассеянность, житейскую неприспособленность, крайность настроений, мнительность, повышенную нервность, тончайшую чувствительность... Но ему всегда при этом свойственна предельная поглощенность творчеством, безграничная воля и вера в себя и в мессианское предназначение своего искусства [11, с. 17; 11, с. 30; 11, с. 87].

Параллельно знакомству с Беляевым началась преподавательская деятельность Скрябина в Московской консерватории. Тонкий и нервный Скрябин часто мучился от необходимости "преподавать", но всегда относился к своим обязанностям строго. Ученики вспоминали его как чуткого, внимательного педагога и тончайшего музыканта: "... Это был дух порхающий, с живым мироощущением, для которого жизнь была игрой, полной наслаждения. Крылатая душа. Певец юности..." [3, с. 34]. Его ученица Неменова-Лунц вспоминает: "...В силу... огня, который горел до последнего вздоха, Александр Николаеич вносил какой-то отзвук своего мира в наши занятия, превращая их в сеть красивых, необычных образов, благородных и утонченных переживаний. Подвижный, нервный, весь точно сотканный из электрических токов..., он умел... сразу передавать требуемое настроение, ...дух и суть..., полетность..., благоуханность..." "В области педализации А. Н. был исключительным виртуозом, давая иногда за фортепиано эффекты, почти выходящие из пределов фортепианной досягаемости". ("Не смотрите на руки! - Смотрите на ноги!" - воскликнул Сафонов во время скрябинского концерта, - ибо ноги эти вытворяли чудеса: таяния, наслоения, растворения звучности выходили за рамки рояльного звучания, являлись абсолютной музыкой). "Пассажей нет! Все должно жить!" "Музыка жива мыслию". "Искусство должно преображать жизнь". "Лучше приподнятость, но не обыденщина", - вот несколько высказываний, которые ученики Скрябина пронесли через всю свою жизнь, передавая следующим поколениям музыкантов.

Преподаватель

В результате идейно-философских исканий Скрябин пришел к тезису о том, что "мир есть продукт непрерывного творчества субъекта". Скрябин утверждает преобразующую роль искусства в жизни художника. В воспоминаниях Р. М. Плехановой есть несколько любопытных замечаний о беседах композитора с Г. В. Плехановым. В философских спорах столкнулись два мироощущения: идеалистическое и материалистическое. К материализму Скрябин относился определенно отрицательно [9, с. 73]. Воистину, Скрябин-философ стремился объять необъятное - изучал труды С. Н. Трубецкого, В. С. Соловова, В. Иванова, "Тайную доктрину" Е. П. Беаватской; читал Канта, Гегеля, Фитте, Шиллинга..." Это давало ему повод размышлять о собственной избранности, способной преобразить мир силой своего искусства, вывести его на новый виток развития. Музыкальными "откровениями" композитора становятся "Поэма экстаза" (1907 г.) и "Поэма огня" - "Прометей" (1910 г.). От "Прометея" открывается прямой путь к "Мистерии".

Оценки скрябинского творчества современной ему музыкальной критикой весьма противоречивы. Отзывы французской критики были восторженными [13, с. 28] соотечественники не отличались единодушием в оценках: если С. Трубецкой дает о музыке Скрябина панегирический отзыв, то Ц. Кюи и, особенно, Л. Сабаниев (в книге "Воспоминания о Скрябине") придерживаются прямо противоположных позиций, срываясь порой на злопыхательский уровень. В этом отношении просматривается прямо пропорциональная зависимость: чем талантливее и масштабнее личность критика (писателя, музыканта, поэта), тем более глубоко и верно он способен оценить гений Скрябина. Стасов, Толстой, Лядов, Римский-Корсаков; Энгель, Гунст, Каратыгин; Оссовский, Мясковский, Асафьев - вот неполный перечень имен тех, чья заслуга состоит в признании высокой степени скрябинского гения и открытии ее слушателю. К 1917-18 годам критика окончательно признала, что "Скрябин - самый активный русский композитор, властитель дум молодого поколения, один из дерзостных искателей новых путей" (Каратыгин) [5, с. 485].

Конечная цель исканий Скрябина может быть выражена высказыванием самого композитора, его творческой программой, которую можно поставить эпиграфом ко всем его творениям: "...Чтобы стать оптимистом, нужно испытать отчаяние и победить его... Кто бы ни был Ты, который наглумился надо мною..., восхитил, чтобы разочаровать, дал, чтобы взять, обласкал, чтобы замучить, - я прощаю Тебя и не ропщу на Тебя... Благодарю Тебя за все ужасы Твоих испытаний, Ты дал мне познать мою бесконечную силу, мое безграничное могущество, мою непобедимость, Ты подарил мне торжество... Силен и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его!" [13, с. 39-40].

...Скрябин поборол забвение, и его последний ученик, великий русский поэт Борис Пастернак в произведении "Охранная грамота", посвященном его гениальному учителю, верно и проницательно "угадал" путь скрябинского искусства:

"Общеизвестной истине должно выпасть редкое, один раз в сто лет улыбающееся счастье, и тогда она находит приложение. Таким счастьем был Скрябин.

Как Достоевский не романист только, и как Блок - не только поэт, так и Скрябин - не только композитор, но повод для вечных поздравлений, олицетворенное торжество и праздник русской культуры". [7, с. 101]

Список использованной литературы

  1. Евгений Гунст. А. Н. Скрябин и его творчество. Москва, 1915 г.
  2. Л. Данилевич. А. Н. Скрябин. М., МузГиз, 1953 г.
  3. В. Дельсон. Скрябин. "Музыка", М., 1971 г.
  4. Ю. Келдыш. История русской музыки. МузГиз, М., 1954 г.
  5. Ю. Келдыш. Очерки и исследования по истории русской музыки. "Советский композитор", М., 1978 г.
  6. Е. М. Орлова. Лекции по истории русской музыки. "Музыка", М., 1977 г.
  7. Б. Пастернак - о Скрябине и Шопене: - в журнале "Советская музыка", 1967 г., № 1.
  8. Л. Л. Сабанов. Воспоминания о Скрябине. Музыкальный сектор государственного издательства, М., 1923 г.
  9. А. Н. Скрябин. Сборник статей к 25-летию со дня смерти. Государственное музыкальное издательство, М-Л, 1940 г.
  10. А. Н. Скрябин. Сборник статей к 100-летию со дня рождения. "Советский композитор", М., 1973 г.
  11. Переписка Скрябина и Беляева. Петроград, 1922 г.
  12. А. Н. Скрябин. Письма. "Музыка", М., 1965 г.
  13. Василий Яковлев. А. Н. Скрябин. Государственное издательство, М-Л, 1925 г.
  14. Русские композиторы. История отечественной музыки в биографиях ее творцов. "Урал Л.Т.Д.", 2001 г.