Цель урока: развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству на примере лучших образцов отечественной музыки.
Задачи:
- Воспитание любви к русской музыке; радости от общения с музыкой А. Н. Скрябина.
- Формирование навыков работы с литературой; умения грамотно и последовательно излагать материал.
- Воспитание художественного вкуса; гармоничное развитие музыкальных способностей учащихся.
- Формирование интеллекта музыканта.
Оборудование:
- "Гении. А. Н. Скрябин" (просмотр фильма А. Кончаловского - домашнее задание);
- Прелюдии;
- Этюд dis-moll;
- "Поэма Экстаза", "Прометей" (фрагменты).
Содержание
Преподаватель
"Per aspera ad astra" - таким девизом можно выразить идею творческой деятельности гения рубежа XIX - XХ вв. композитора А. Н. Скрябина. Его краткая земная жизнь ознаменовалась созданием грандиозных "мифов" (по выражению философа А. Ф. Лосева) - от фортепианных прелюдий, этюдов, сонат - до сотворения новых миров в симфониях, "Поэме экстаза", "Прометее". Его последнее, неоконченное, произведение, "Мистерия", главная идея всей жизни, должно было, по замыслу композитора, знаменовать собой конец мира и, одновременно, - зарождение нового космоса.
В истории русской музыки творчество А. Н. Скрябина занимает особое место. Оно уникально и по масштабу дарования, и по дерзновенности художественных идей, и по силе воздействия на слушателей. Он создатель грандиозной музыкальной Вселенной, в которой магическая сила музыки преобразует мир. В мировоззрении Скрябина-философа музыка - центр размышлений о мире. Творчество Скрябина точно отражает звучание его времени, эпохи "невиданных перемен" и "неслыханных мятежей" (по выражению А. Блока).
Романтика борьбы, подвиг, открытый порыв противления, идея боготворчества человека-титана, рождение новой Вселенной - вот темы скрябинского творчества.
"Перенасыщенная электричеством" эпоха накладывала отпечаток и на творчество, и на личность этого сверхчуткого гения.
Именно в восприятии современников, большинство которых - люди незаурядного таланта, эта личность предстает перед нами во всей своей сложности, многогранности, противоречивости.
Письма современников к Скрябину, его письма к современникам, воспоминания людей, лично знавших композитора, высказывания критиков о его творчески-философских исканиях - богатейший материал для изучения, раскрывающий перед нами черты скрябинского гения, условия его созревания и развития. Не будь этих свидетельств, документов эпохи, мы знали бы о гении Скрябина неизмеримо меньше.
Ученик I
О раннем детстве Саши Скрябина рассказывает в своих воспоминаниях его тетка Л. А. Скрябина, самоотверженно посвятившая всю жизнь своему гениальному "Шуриньке".
Необычная восприимчивость, тонкость, нервность, влюбленность в музыку проявились в нем чрезвычайно рано. Уже в трехлетнем возрасте мальчик радовался музыке, которую играла тетя; собирал коллекцию детских музыкальных инструментов, отправляясь спать, целовал (как живого человека!) на ночь рояль. Будучи постарше, обожал Шопена и укладывал на ночь под подушку ноты его произведений. Скрябин-ребенок был на редкость изобретателен: у него был свой театр с собственными декорациями, для которого он сам сочинял 5кратные трагедии в стихах.
С раннего возраста Скрябину было свойственно предельно ответственное отношение к своей работе: он доводил любое начатое дело до конца и больше абсолютно им не интересовался. Эта черта была свойственна Скрябину всю жизнь - порой он е узнавал собственных произведений, некогда сочиненных с большим вдохновением, до такой степени завершенное дело переставало его интересовать.
В 7 лет мальчик недурно писал и читал, а так же подбирал на слух; когда его брали в оперу, жадно смотрел в оркестр, а не на сцену; в антракте спрашивал название каждого музыкального инструмента.
Поступив, по семейной традиции, в кадетский корпус, Скрябин быстро завоевал симпатии преподавателей и учеников. "Все мальчики... особенно бережно к нему относились, даже забияки его не обижали", - пишет Л. А. Скрябина. Первые шаги Скрябина-музыканта тщательно прослеживаются ею: "Когда являлось вдохновение, тут он был уже настоящий мученик... Ни с кем не говорил... На вопрос не сразу мог ответить... Не мог оставаться один и по ночам доходил до галлюцинаций". Все это указывает на необычайную сверхчуткость, присущую Скрябину и нашедшую отражение на его творчестве.
Преподаватель
Огромное большинство воспоминаний о Скрябине - воспоминания его товарищей, знакомых, одноклассников написано с любовью, из чего видно, что натура его была глубоко обаятельна, он обладал уже в то время огромным магнетизмом личности.
Ученик II
Отрочество композитора связано с кадетским корпусом и началом занятий в классе профессора Зверева.
Два товарища рассказывают об этом времени: Л. А. Лимонов - соученик по кадетскому корпусу и М. Пресман, с которым Скрябин встретился впервые в классе Зверева.
Лимонов отмечает непохожесть, увлеченность Скрябина: "... это был худенький, слабенький, бледный мальчик с карими глазами... Скрябин был особенный, не такой, как все" [9, с. 24-25]. Он жил своим собственным миром, ни на минуту не прекращая вслушиваться в него. Именно Лимонову однажды приоткрылся этот мир. [9, с. 28].
Воспоминания Пресмана особенно интересны тем, что здесь Скрябин впервые оценивается не только своим юным товарищам, но и профессиональным музыкантом. Это оценка вдумчивого музыканта, стремящегося понять сущность скрябинского творчества. Зверев "...расхваливал его после каждого урока... Сердце учителя радовалось, что его "Скрябуша" горячо любил музыку, с увлечением работал и продвигался быстрыми шагами вперед..." [9, с. 32]. Приезжая на уроки только раз в неделю, Скрябин всегда готовил большую и хорошо выученную программу. Перейдя в класс Сафронова, он делал колоссальные успехи, но, переоценив свои технические возможности, переиграл правую руку и только, благодаря колоссальной воле и вере в себя (никогда ни на секунду не изменившим композитору!), смог восстановить легкость и свободу движения пальцев.
Размышляя о творчестве Скрябина, Пресман отмечает порой диаметрально противоположные мнения, которые оно вызывало в среде профессиональных музыкантов. Одни (критик Даниэль) слышат в гармонии Скрябина сплошную фальшь, другие (В. Н. Сафонов) называют его симфонию "Новой Библией" [9, с. 34].
Воспоминания приятельницы юности Скрябина Ольги Монигетти интересны тем, что раскрывают его личность с идейно-эстетических позиций. Здесь приводятся высказывания Скрябина о жизни и собственном творчестве. Они носят афористический характер: "Жизнь - это счастье, это великий дар, она может и должна быть праздником! А что люди делают из нее!.." "...Я чувствую в себе такой свет, такой огонь! Я должен принести его людям! Должен!" - С одной стороны - осознание тяжести эпохи "железа и крови", а с другой - ощущение в себе титанической силы, глубокая уверенность в мессианском предназначении своего искусства.
Ученик III
Зрелость композитора ознаменовалась знаковой встречей с М. П. Беляевым. Богатый лесопромышленник и миллионер, Беляев, оставив дела, посвятил себя пропаганде и материальной поддержке русской музыкальной культуры. Он сразу же безоговорочно принял талант Скрябина и самоотверженно принялся помогать ему. Переписка Скрябина и Беляева охватывает 1894 - 1903 гг., продолжаясь вплоть до смерти Беляева. Два эти человека были во многом противоположны: грубоватый прямой Беляев и тонкий нервный Скрябин. Но дружбе их это не мешало. Знакомясь с их перепиской, мы можем подметить некоторые черточки характера Скрябина: рассеянность, житейскую неприспособленность, крайность настроений, мнительность, повышенную нервность, тончайшую чувствительность... Но ему всегда при этом свойственна предельная поглощенность творчеством, безграничная воля и вера в себя и в мессианское предназначение своего искусства [11, с. 17; 11, с. 30; 11, с. 87].
Параллельно знакомству с Беляевым началась преподавательская деятельность Скрябина в Московской консерватории. Тонкий и нервный Скрябин часто мучился от необходимости "преподавать", но всегда относился к своим обязанностям строго. Ученики вспоминали его как чуткого, внимательного педагога и тончайшего музыканта: "... Это был дух порхающий, с живым мироощущением, для которого жизнь была игрой, полной наслаждения. Крылатая душа. Певец юности..." [3, с. 34]. Его ученица Неменова-Лунц вспоминает: "...В силу... огня, который горел до последнего вздоха, Александр Николаеич вносил какой-то отзвук своего мира в наши занятия, превращая их в сеть красивых, необычных образов, благородных и утонченных переживаний. Подвижный, нервный, весь точно сотканный из электрических токов..., он умел... сразу передавать требуемое настроение, ...дух и суть..., полетность..., благоуханность..." "В области педализации А. Н. был исключительным виртуозом, давая иногда за фортепиано эффекты, почти выходящие из пределов фортепианной досягаемости". ("Не смотрите на руки! - Смотрите на ноги!" - воскликнул Сафонов во время скрябинского концерта, - ибо ноги эти вытворяли чудеса: таяния, наслоения, растворения звучности выходили за рамки рояльного звучания, являлись абсолютной музыкой). "Пассажей нет! Все должно жить!" "Музыка жива мыслию". "Искусство должно преображать жизнь". "Лучше приподнятость, но не обыденщина", - вот несколько высказываний, которые ученики Скрябина пронесли через всю свою жизнь, передавая следующим поколениям музыкантов.
Преподаватель
В результате идейно-философских исканий Скрябин пришел к тезису о том, что "мир есть продукт непрерывного творчества субъекта". Скрябин утверждает преобразующую роль искусства в жизни художника. В воспоминаниях Р. М. Плехановой есть несколько любопытных замечаний о беседах композитора с Г. В. Плехановым. В философских спорах столкнулись два мироощущения: идеалистическое и материалистическое. К материализму Скрябин относился определенно отрицательно [9, с. 73]. Воистину, Скрябин-философ стремился объять необъятное - изучал труды С. Н. Трубецкого, В. С. Соловова, В. Иванова, "Тайную доктрину" Е. П. Беаватской; читал Канта, Гегеля, Фитте, Шиллинга..." Это давало ему повод размышлять о собственной избранности, способной преобразить мир силой своего искусства, вывести его на новый виток развития. Музыкальными "откровениями" композитора становятся "Поэма экстаза" (1907 г.) и "Поэма огня" - "Прометей" (1910 г.). От "Прометея" открывается прямой путь к "Мистерии".
Оценки скрябинского творчества современной ему музыкальной критикой весьма противоречивы. Отзывы французской критики были восторженными [13, с. 28] соотечественники не отличались единодушием в оценках: если С. Трубецкой дает о музыке Скрябина панегирический отзыв, то Ц. Кюи и, особенно, Л. Сабаниев (в книге "Воспоминания о Скрябине") придерживаются прямо противоположных позиций, срываясь порой на злопыхательский уровень. В этом отношении просматривается прямо пропорциональная зависимость: чем талантливее и масштабнее личность критика (писателя, музыканта, поэта), тем более глубоко и верно он способен оценить гений Скрябина. Стасов, Толстой, Лядов, Римский-Корсаков; Энгель, Гунст, Каратыгин; Оссовский, Мясковский, Асафьев - вот неполный перечень имен тех, чья заслуга состоит в признании высокой степени скрябинского гения и открытии ее слушателю. К 1917-18 годам критика окончательно признала, что "Скрябин - самый активный русский композитор, властитель дум молодого поколения, один из дерзостных искателей новых путей" (Каратыгин) [5, с. 485].
Конечная цель исканий Скрябина может быть выражена высказыванием самого композитора, его творческой программой, которую можно поставить эпиграфом ко всем его творениям: "...Чтобы стать оптимистом, нужно испытать отчаяние и победить его... Кто бы ни был Ты, который наглумился надо мною..., восхитил, чтобы разочаровать, дал, чтобы взять, обласкал, чтобы замучить, - я прощаю Тебя и не ропщу на Тебя... Благодарю Тебя за все ужасы Твоих испытаний, Ты дал мне познать мою бесконечную силу, мое безграничное могущество, мою непобедимость, Ты подарил мне торжество... Силен и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его!" [13, с. 39-40].
...Скрябин поборол забвение, и его последний ученик, великий русский поэт Борис Пастернак в произведении "Охранная грамота", посвященном его гениальному учителю, верно и проницательно "угадал" путь скрябинского искусства:
"Общеизвестной истине должно выпасть редкое, один раз в сто лет улыбающееся счастье, и тогда она находит приложение. Таким счастьем был Скрябин.
Как Достоевский не романист только, и как Блок - не только поэт, так и Скрябин - не только композитор, но повод для вечных поздравлений, олицетворенное торжество и праздник русской культуры". [7, с. 101]
Список использованной литературы
- Евгений Гунст. А. Н. Скрябин и его творчество. Москва, 1915 г.
- Л. Данилевич. А. Н. Скрябин. М., МузГиз, 1953 г.
- В. Дельсон. Скрябин. "Музыка", М., 1971 г.
- Ю. Келдыш. История русской музыки. МузГиз, М., 1954 г.
- Ю. Келдыш. Очерки и исследования по истории русской музыки. "Советский композитор", М., 1978 г.
- Е. М. Орлова. Лекции по истории русской музыки. "Музыка", М., 1977 г.
- Б. Пастернак - о Скрябине и Шопене: - в журнале "Советская музыка", 1967 г., № 1.
- Л. Л. Сабанов. Воспоминания о Скрябине. Музыкальный сектор государственного издательства, М., 1923 г.
- А. Н. Скрябин. Сборник статей к 25-летию со дня смерти. Государственное музыкальное издательство, М-Л, 1940 г.
- А. Н. Скрябин. Сборник статей к 100-летию со дня рождения. "Советский композитор", М., 1973 г.
- Переписка Скрябина и Беляева. Петроград, 1922 г.
- А. Н. Скрябин. Письма. "Музыка", М., 1965 г.
- Василий Яковлев. А. Н. Скрябин. Государственное издательство, М-Л, 1925 г.
- Русские композиторы. История отечественной музыки в биографиях ее творцов. "Урал Л.Т.Д.", 2001 г.