Цели урока:
- обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме;
- формировать умения применять формулы к решению задач;
- развивать познавательную активность, интерес к математике,умение мыслить.
Оборудование: конверты, тесты, же.тоны, маркер, оценочная таблица, плакат-кроссворд.
Ход урока
Мотивация.
Учитель. Сегодня на уроке мы должны повторить формулы арифметической прогрессии, отработать применение этих формул при решении различных задач. Каждый из вас в конце урока должен получить оценку. Какую? Это зависит от набранных вами баллов. Каждое задание будет оцениваться.
«5» – за 15 баллов
«4» – 12-14 баллов
«3» – 7-11 баллов
«2» – 0-6 баллов
Актуализация опорных знаний.
Учитель. И начнем мы с повторения – разгадывание кроссворда.
- Как называют последовательность, каждый член которой начиная со второго равен предыдущему сложенному с одним и тем же числом?
- Сложенному с одним и тем же числом. А как называют это число в арифметической прогресси?
- Как называют формулу, выражающую любой член последовательности, начиная с некоторого, через предыдущие?
- Что означает слово прогрессия?
- Если задан первый член и разность равна нулю,какая последовательность получится?
- Какой ученый будучи еще учеником начальной школы нашел моментально сумму всех чисел от 1 до 100?
Кроссворд:
Молодцы!
Учитель. Продолжаем наш урок «Разминка». На доске даны задания, работаем устно, записываем только ответ.
- Дана арифметическая прогрессия (an), запишите потерянный 4-й член 1,6,11,…21…
- Даны формулы n-го члена последовательности an = n2 + 1, an = n + 4, bn = 5/ n + 1.
Выписать ту последовательность, которая является арифметической прогрессией. - В арифметической прогрессии (bn) 1,4,7,… найти разность.
- Арифметическая прогрессия задана формулой bn = 4n – 2.
Запишите 8-й член прогрессии. - В арифметической прогрессии (хn)
-12,6; -12,1; -11,6…каким числом положительным или отрицательным является разность? - В последовательности 1,2,3…найдите сумму первых пяти членов этой прогрессии.
Учитель. Проверяем. Обменяйтесь листочками с соседом по парте. Напротив правильного ответа поставьте (+) неправильного – (-). Баллы выставляем на жетон.
Нет ошибок – 3 балла
1-2 ошибки – 2 балла
3 ошибки – 1 балл
Жетон вложите в конверт.
Учитель. А теперь у вас есть возможность набрать как можно больше баллов.
Я предлагаю вам «Аукцион». Напротив каждого задания стоит балл, оценивающий его сложность. Записывайте № примера, время ограничено. Помогать мне будут девочки – консультанты.
- Найти пять первых членов последовательности,заданной формулой an =3n + 5 (1б)
- Найти 16-ый член арифметической прогрессии, если а1 = 70, d = – 3 (1б)
- Найти а6 арифметической прогрессии (an) 9,5,… (1б)
- Найти d арифметической прогрессии (xn), если х1= 96, х31 = 6 (2б)
- Найти сумму 55-ти первых членов арифметической прогрессии (уn), заданной формулой уn = -2n + 6 (2б)
- Найти сумму 18-ти первых членов арифметической прогрессии -2,4; 0; …(2б)
- Найти номер члена арифметической прогрессии равного 39, если а1 = 6,5, d = 1,3 (2б)
- Является ли членом арифметической прогрессии (xn) число 29,1, если x1 = 5,3, d = 0,7 (3б)
- Найти d арифметической прогрессии, если а6 = 20,2, а14 = 29,8 (3б)
- Найти S30 первых членов арифметической прогрессии, если b1 = 11, а16 = 29 (3б)
Учитель. Время закончилоь.Баллы вложите в конверт.Мы переходим к следующему этапу нашего урока – решение теста по вариантам.Пока вы будите решать тест, у доски по карточке работает первый консультант.
Тест
1-вариант
1. Найти одиннадцатый член арифметической прогрессии 19;15;…
1) -21 2) 59 3) -60
2. Найти сумму всех натуральных чисел кратных 3 и не превосходящих 170.
1) 5406 2) 4788 3) 2369
3. Найти разность арифметической прогрессии, если а1 = 10,5 а6 = 20,5.
1) -12 2) 10 3) 2
2-вариант
1. Найти одиннадцатый член арифметической прогрессии 17;14;…
1) -23 2) -52 3) 47
2. Найти сумму всех натуральных чисел кратных 7 и не превосходящих 150.
1) 1064 2) 1617 3) 1806
3. Найти разность арифметической прогрессии, если а1= 5,5 а8 = 33,5.
1) -5 2) 8 3) 4
Учитель. Ключ к тесту
1 |
2 |
3 |
Оценим тест. На жетон запишите:
3б – у кого нет ошибок
2б – если 1 ошибка
1б – если 2 ошибки
Вложите в свой конверт жетон и посмотрим решение задачи на доске.
Задания на тему «Арифметическая прогрессия» встречаются на ЕГЭ. Все вместе мы решим одну из них. (У доски 2-й консультант).
Задача: При подготовке к экзамену ученик каждый день с 1 по 8 мая включительно увеличивал количество решенных задач на одно и тоже число.С 1 мая по 4 мая включительно он решил 24 задачи, а со 2 по 6 мая – 45 задач. Сколько задач ученик решил 8 мая?
Итог урока.
Учитель. Какую цель мы ставили в начале урока? Откройте конверты, посчитайте баллы, оцените свою работу. Тетради сдать, вложив конверт.