Цель урока:
- Обобщить знания детей о грамматических признаках имени существительного, познакомиться с новым признаком имени существительного – склонением, составить алгоритм действий для определения склонения.
- Развивать познавательную активность, учить наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать речь, обогащать словарный запас.
- Воспитывать интерес к предмету, умение работать самостоятельно и в группе, любовь к родному краю.
Ход урока
- Оргмомент
II. Актуализация знаний
- Послушайте поэтические строки З. Александровой и определите, какая часть речи встречается чаще всего?
На Белом море синий лед
Сверкает под луною.
Медведь вдоль берега идет
Дорогой ледяною.
Песцов, тюленей и моржей
На севере немало,
И птиц – бессменных сторожей
На побережных скалах.
- О чем это стихотворение?
- Какая часть речи звучит чаще всего? (имя существительное)
- Вспомните, какие признаки имени существительного вы знаете?
Поможет нам в этом кроссворд.
1) Этот признак мы определяем по вопросу “кто?” (одушевленность)
2) Признак противоположный по значению одушевленности. (неодушевленность)
3) Определяя этот признак, мы подбираем вспомогательные слова “он мой”, “она моя”, “оно моё”. (род)
- Какого рода бывают имена существительные?
4) Эта категория имени существительного определяет количество предметов. (число)
5) Этот признак относится к словоизменению имен существительных по вопросам? (падеж)
- Сколько падежей у имен существительных?
- На какие две группы можно разбить признаки имен существительных? (постоянные и непостоянные). Назовите постоянные признаки. Назовите непостоянные признаки.
- Посмотрите, осталось еще одно неразгаданное слово. Всё ли признаки имени существительного мы знаем?
III. Переход к проблеме.
- Как вы думаете, КАКИЕ ИЗ ПРИЗНАКОВ ПОМОГУТ НАМ В ПРАВИЛЬНОМ НАПИСАНИИ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ? (РОД, ЧИСЛО, ПАДЕЖ)
- Давайте понаблюдаем, так ли это на примере предложения.
- Мурманские поэты пишут стихи о зиме и осени.
- Проговорим орфографически. Запишем.
- Найдите имена существительные в единственном числе. (зиме, осени)
- Определим и сравним род этих имен существительных. (женского рода)
- Оба этих существительных женского рода.
- Может они стоят в разных падежах? Определите падеж. (в П.п.)
- Падеж у них тоже одинаков.
- Выделите окончания. Одинаковые ли у них окончания? (разные)
- КАКОЙ ВОЗНИКАЕТ ВОПРОС?
ПОЧЕМУ РОД, ЧИСЛО, ПАДЕЖ ОДИНАКОВЫЕ, А ОКОНЧАНИЯ РАЗНЫЕ? (КАРТОЧКИ “РОД”, “ЧИСЛО”, “ПАДЕЖ”)
- Можем ответить на этот вопрос? (выслушиваем предположения)
- Только ли от этих признаков зависит написание окончаний имен существительных? Итак, значит есть еще признак, которого мы не знаем.
(Обращаемся к кроссворду. Осталось одно неразгаданное слово.)
- Значит, какая цель нашего урока? (узнать НОВЫЙ ПРИЗНАК имени существительного)
IV. Открытие новых знаний.
- Вы в группах проведете наблюдение над падежными окончаниями имен существительных. Внимательно прочитайте инструкцию.
1. Сравните окончания имен существительных в данных словах.
2. Разбейте имена существительные на три группы с одинаковыми окончаниями.
3. Укажите род.
4. Запишите вывод в таблицу. (Приложение 3)
Ответственные озвучат вывод перед классом.
Приступайте к выполнению задания. У вас 3 минуты.
КАРТОЧКИ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ.
ПРОВЕРКА.
- Прикрепите карточку с заданием к доске.
(группы вывешивают свои задания на доску)
Делают вывод по предложенной схеме.
- Посмотрите на результаты. Практически у всех они совпадают.
- Вы получили три группы.
- Мы распределили слова в группы по какому-то признаку.
- Этот признак в русском языке имеет свое название.
- Вернемся к нашему кроссворду.
- Как же называется этот признак, который делит имена существительные на три группы.
- Это склонение.
- Дайте определение, что же такое склонение?
- Сформулируйте тему нашего урока?
- Чему мы будем учиться сегодня на уроке? ( учиться определять склонение имен существительных)
- Как будем обозначать каждую группу?
- Склонение мы будем обозначать так “1-е”, “2-е”, “3-е”.
Выставляются карточки 1-е склонение, 2-е склонение, 3-е склонение. (Приложение 5)
- Итак, какие существительные мы отнесем к 1 скл., 2 скл., 3 скл.?
- Прочитаем правило в нашем учебнике на стр.123-124.
(ПРИМЕР: слова ж.р. с нулевым окончанием относятся …
- Прочитайте правило так, как будто вы сделали открытие.
- Что же мы делали, изменяя существительные по падежам? (склоняли их)
V. Составление алгоритма действий
– Как мы будем действовать, чтобы определить склонение имен существительных?
- Соберите в парах алгоритм наших действий. (Приложение 6)
1. Поставить существительное в начальную форму
- Определить род
- Выделить окончание
- Определить склонение
- Проверим, правильно ли вы расставили “шаги” в нашем алгоритме.
( любая пара выходит и расставляет слова)
- Склонение постоянный или непостоянный признак? (да, так как зависит от рода)
VI.
- Вернемся к предложению, где у нас возник вопрос
“Почему у существительных разные окончания”
- Объясните, почему.
(у них разное склонение)
- Значит окончания имен существительных зависят не только от рода числа и падежа, но и еще? ( от склонения) Вот как важно определять склонение.
Этому мы и будем сегодня учиться.
VII. Физминутка
- Немного отдохнем, полюбуемся красочными пейзажами нашего края. (демонстрация слайдов на фоне релакс. музыки)
VIII. Первичное закрепление с проговариванием.
- Прочитайте стихотворение нашего северного поэта Олега Бундура.
Полярная ночь.
День без солнца хмурится,
Все темней на улице.
Лезет в окошко
Черная кошка.
Нет, не кошка и не кот –
Ночь полярная идет.
- Прочитайте выразительно.
- О чем эти строки?
- С чем сравнивает автор полярную ночь?
- 2 декабря в наш край пришла полярная ночь. Солнце не показывается из-за горизонта.
- Найдите имена существительные. (магниты)
- Используя алгоритм, распределите их в три группы по признаку – склонение.
(комментирование по алгоритму)
X. Самостоятельная отработка полученных знаний
- Сейчас самостоятельно попробуйте справиться с заданием. Приготовьте карточки, они лежат в конверте.
(Детям даются карточки с цифрами 1, 2, 3)
- Я называю слова, а вы определите тип склонения и поднимите нужную карточку.
медведь
перепелка – маленькая полевая птичка с длинным заостренными крыльями и коротким хвостом;
сирень - садовый кустарник с мелкими душистыми цветками;
дятел
гагара – водоплавающая птица, с пронзительным голосом, обитающая на севере;
клюква
болото
тюлень
ель
XI. Работа с текстом.
- Переходим к более сложному заданию, работе с текстом.
- Возьмите карточку. Это задание вы будете выполнять по рядам.
Можем ли мы прочитать текст?
- Какое задание будет выполнять первый ряд?
- Что нужно будет исправить во втором абзаце?
- Какое задание будет дано третьему ряду?
Определить границы слов в предложении.
Расставить знаки препинания. Расставить знаки препинания в предложениях. Найти речевую ошибку и заменить слово близким по значению. Вставить пропущенные орфограммы. |
Зимавзаполярьеоченьразнообразна.
Вгородеонаоднаавлесусовсемдругая. Бывают дни, когда улицы очень красивы. Ночью идет снег а на утро ударит мороз и появится туман. Деревья стоят в снежной одежде а стелющийся по земле белый воздух делает эту картину прекрасной. ( В ) л_су особенно кр_сиво после м_тели. Оч_рованный ч_рами зимы лес затих. То вдру_ заяц пр_б_жит (в) своей белой шу_ке, то куропатка выл_тит из-за дер_ва. |
Зима в Заполярье очень разнообразна. В городе она одна, а в лесу совсем другая.
Бывают дни, когда улицы очень красивы. Ночью идет снег, а на утро ударит мороз, и появится туман. Деревья стоят в снежной одежде, а стелющийся по земле белый воздух делает эту картину прекрасной.
В лесу особенно красиво после метели. Завороженный чарами зимы лес затих. То вдруг заяц пробежит в своей белой шубке, то куропатка вылетит из-за дерева.
(проверяем выполнение задания по рядам)
- Определим склонение имен существительных.
- Дома вы продолжите работу над этим текстом.
11. Рефлексия
– Назовите ключевые слова нашего урока, которые необходимы для определения склонения? (род, падеж, окончание, начальная форма)
Детям раздаются памятки (Приложение 8)
Домашнее задание:
(зачитывает ученик на карточке с текстом)
Выполни 2 из предложенных заданий.
1. Закончи рассказ, допиши 2-3 предложения, определи склонение имен существительных. Озаглавь текст.
2. Придумай грамматическую сказку о склонении имен существительных.
3. Узнай из энциклопедической литературы о происхождении термина “склонение”.