Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
- самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное);
- смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, “какое значение, смысл имеет для меня учение”, и уметь находить ответ на него.
- нравственно-этического оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Личностные УУД:
- действие смыслообразования (интерес, мотивация);
- действие нравственно-этического оценивания (“что такое хорошо, что такое плохо”);
- формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;
- формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребенок задает вопросы);
- эмоциональное осознание себя и окружающего мира;
- формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;
- формирование желания выполнять учебные действия;
- использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.
К окончанию учащимися 4 класса в сфере личностных УУД у них будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника;
- личностная мотивация учебной деятельности;
- ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Очень важно на ступени предшкольного образования выявить у детей предпосылки для формирования универсальных учебных действий прежде всего в личностной готовности к школьному обучению, которая может быть исследована как психологом, так и учителем начальной школы (воспитателем ГПД) по специальным методикам. Эту же работу необходимо провести и по окончанию детьми начальной школы.
Для определения уровня сформированности мною была составлена следующая таблица:
Личностные универсальные учебные действия |
1 класс |
4 класс |
|
Самоопределение |
внутренняя позиция учащегося |
Беседа о школе
(модифици-рованный вариант) (Нежнова Т.А. Эльконин Д.Б. Венгер А.Л.) |
Определение сформированности "Внутренней позиции школьника" |
самооценка |
Исследование самооценки по
методике Дембо-Рубинштейна (адаптированный для
младших школьников вариант) Методика каузальной атрибуции успеха/неуспеха |
Исследование самооценки по
методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М.
Прихожан Методика “10 Я” М. Кун Методика “Хороший ученик” Методика каузальной атрибуции успеха/неуспеха |
|
Смыслообразование |
мотивация учебной деятельности и ее ведущие мотивы |
“Незавершенная сказка” “Беседа о школе” (модифицированный вариант) (Нежнова Т.А. Эльконин Д.Б. Венгер А.Л.) Анкета "Оценка уровня школьной мотивации" Н.Г. Лускановой |
Шкала выраженности
учебно-познавательного интереса (по Ксензовой
Г.Ю.) Опросник мотивации Анкета "Оценка уровня школьной мотивации" Н.Г. Лускановой |
Ориентация на моральные нормы и их выполнение |
нравственно-этическая ориентация | “Раздели игрушки” (норма справедливого распределения) Разбитая чашка (модификация задачи Ж. Пиаже) (учет мотивов героев) “Невымытая посуда” (учет чувств героев) Анкета “Выявления уровня воспитанности школьника” |
После уроков (норма взаимопомощи) Опросник Е.Кургановой “Булочка” (модификация задачи Ж.Пиаже) (координация трех норм – ответственности, справедливого распределения, взаимопомощи) и учет принципа компенсации Анкета “Выявления уровня воспитанности школьника” |
Кроме этого для диагностики отдельных свойств личности можно использовать Опросник Р.Кеттела:
Эмоциональные свойства личности | Факторы: С – эмоциональная стабильность Н – смелость I - чувствительность L – подозрительность O - тревожность Q4 – внутренняя тревожность |
Коммуникативные свойства личности | Факторы: А - общительность Н - смелость Е - доминантность F - беспечность N - дипломатичность Q2 - самостоятельность |
Интеллектуальные свойства личности |
Факторы: В - интеллектуальность М - мечтательность Q1 - ориентация на новое |
Свойства самоконтроля и саморегуляции |
Факторы: G - добросовестность Qj - дисциплинированность |
Все перечисленные в таблице методики подробно представлены в Приложении 1. Опросник Р.Кеттела я использую в компьютерном варианте.
В Приложении 1 представлены все использованные в диагностике методики.
В Приложении 2 находится бланк для фиксации результатов диагностики учащегося.
В Приложении 3 содержится справка по результатам диагностики учащихся.