Цели урока:
- Обеспечить в ходе урока повторение учащимися основных понятий: отношения и пропорции.
- Развитие умения сравнивать, выявлять закономерности, формирование наглядно-образного мышления.
- Содействовать воспитанию интереса к математике, окружающему миру, активности, организованности, умению общаться.
План урока:
- организационный момент;
- повторение теоретического материала по теме "Пропорция";
- обучающая релаксация с использованием музыкального произведения Баха "Сюита №3";
- создание опорного образа;
- использование вкусового образа;
- рефлексия;
- домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент
Учащиеся получают план урока и материалы для повторения на карточках. Приложение 1.
Эпиграф к нашему уроку - "Высшее назначение математики состоит в том, чтобы находить скрытый порядок в хаосе, который нас окружает". Н.Винер.
Мы уже познакомились с понятиями "отношение", "пропорция" и сегодня мы повторим этот материал.
Давайте посмотрим на обложку нашего учебника, здесь изображено много различных предметов, а задумывались вы, какое отношение к математике имеет эта статуя? К концу урока мы узнаем ответ на этот вопрос.
2. Повторение теоретического материала
Вопросы на повторение предлагаются ученикам на карточках:
- что такое пропорция;
- что такое отношение;
- прочитайте пропорцию несколькими способами: 18:3=30:5.
1. Найти отношение первого числа ко второму и найти обратное отношение:
Рост самого высокого человека на Земле - 2м80см, а самый маленький взрослый человек был ростом 40см;
2. Решить уравнение:
5:3=10:2х
3. Обучающая релаксация
Сейчас мы с вами вплотную подошли к теме очень необычной, удивительной. Золотая пропорция. Переверните ваши листочки и запишите тему нашего урока.
Что это значит для вас? Какие появляются ассоциации? Она сделана из золота?
Вспомните, когда говорят золотой человек, золотые руки, золотые слова?
Спасибо за ваши интересные ответы. А теперь чтобы узнать, что же такое золотая пропорция:(звучит музыка)
"Золотая пропорция"
Сядь, пожалуйста, так, чтобы тебе было наиболее удобно. Расслабься. Сделай глубокий вдох, выдох. Вдох, выдох. Ощути во всем теле спокойствие, тепло и легкость. Представь себя в таком уголке природы, где ты чувствуешь себя безопасно и спокойно. Внимательно рассмотри то, что находится вокруг тебя, полюбуйся красотой и гармонией окружающего.
Оглянувшись и увидев тропинку, вдоль которой растут прекрасные растения, ты идешь по ней, ощущая чудесные запахи.
Вдалеке ты видишь удивительный город, и подойдя к нему, понимаешь, что это очень древний город, он называется Афины. Прогуливаясь по улицам, ты во всем замечаешь скрытый порядок и гармонию.
Выйдя на центральную площадь, ты знакомишься с интересным человеком. Он говорит: Меня зовут Пифагор, я очень люблю окружающий мир и давно наблюдаю за ним, полюбуйся им вместе со мной. Взгляни на эти статуи, они прекрасны, на храм, он завораживает своей стройностью. Это великая загадка. Ты удивляешься и хочешь разгадать эту загадку.
Я помогу тебе, смотри: Пифагор провел своей тростью по золотому песку и появился отрезок, он поставил точку, разделив отрезок на две неравные части. Составив правильное отношение отрезков, ты получишь золотую пропорцию. Это ключ к разгадке великой тайны математики, которая видна во всем том, что нас окружает.
Оглянись вокруг, посмотри на чудесные растения, исследуй одно из них на уроке математики и ты увидишь, что и в природе заложена золотая пропорция, и даже в тебе она заложена ведь не зря говорят, что человек совершенство природы.
Этот великий человек пошел своей дорогой, и ты тоже возвращаешься в класс после необычного путешествия. Сделай глубокий вдох, выдох. Вдох, выдох. Каждый в своем темпе пошевели руками, ногами, открой глаза.
4. Обсуждение полученной информации и создание опорного образа.
- О чем шла речь?
- Удалось ли вам представить город? Каким он был?
- Как назывался этот город?
- С кем произошло знакомство?
- О чем он рассказал?
- Что Пифагор начертил на песке?
Посмотрите на карточку №2. Приложение №2.
Давайте дорисуем то, что не изображено на рисунке. (Дать учащимся возможность нарисовать возникшие образы)
"Золотое сечение" - это такое деление целого на две неравные части, при котором большая часть так относится к целому, как меньшая часть относится к большей.
Начертим отрезок АС, равный 8 см. Что еще сделал Пифагор? Поставим точку В, где ее поставить? Я вам подскажу: АВ=3см, ВС=5 см.
Составим пропорцию: = ; подставив числовые значения получим пропорцию 5/8 = 3/5 0,6.
Что еще предлагал нам исследовать Пифагор? Где есть золотая пропорция?
Растения. Переверните, пожалуйста, карточку. (Составление пропорции).
Вернемся к нашему разговору в начале урока, кто может сейчас ответить, почему на обложке учебника математики помещена эта статуя?
Говорят, что человек - совершенство природы. Проверим, так ли это.
Измерение нескольких тысяч тел позволили обнаружить. Что для взрослых мужчин это отношение равно 0, 615, а для женщин - 0, 625. Таким образом, пропорции мужского тела ближе к "золотому сечению", чем пропорции женского тела.
Все, что нами воспринимается как красивое и совершенное, построено с учетом математических пропорций. И самая божественная из них "золотое сечение". Скульпторы, художники, архитекторы, стремясь достичь совершенства в своих произведениях, использовали золотую пропорцию.
Пифагор был абсолютно прав, когда сказал, что все есть число.
- Понравился ли вам урок?
- Что нового вы сегодня узнали?
Пожалуйста, посмотрите на домашнее задание. Приложение 3.
Пифагор в напоминание о золотой пропорции оставил нам золотой трюфель.(Ученики получают конфеты трюфель, которые являются "вкусовым образом" золотой пропорции).