Золотая пропорция. 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Цели урока:

  • Обеспечить в ходе урока повторение учащимися основных понятий: отношения и пропорции.
  • Развитие умения сравнивать, выявлять закономерности, формирование наглядно-образного мышления.
  • Содействовать воспитанию интереса к математике, окружающему миру, активности, организованности, умению общаться.

План урока:

  1. организационный момент;
  2. повторение теоретического материала по теме "Пропорция";
  3. обучающая релаксация с использованием музыкального произведения Баха "Сюита №3";
  4. создание опорного образа;
  5. использование вкусового образа;
  6. рефлексия;
  7. домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент

Учащиеся получают план урока и материалы для повторения на карточках. Приложение 1.

Эпиграф к нашему уроку - "Высшее назначение математики состоит в том, чтобы находить скрытый порядок в хаосе, который нас окружает". Н.Винер.

Мы уже познакомились с понятиями "отношение", "пропорция" и сегодня мы повторим этот материал.

Давайте посмотрим на обложку нашего учебника, здесь изображено много различных предметов, а задумывались вы, какое отношение к математике имеет эта статуя? К концу урока мы узнаем ответ на этот вопрос.

2. Повторение теоретического материала

Вопросы на повторение предлагаются ученикам на карточках:

  • что такое пропорция;
  • что такое отношение;
  • прочитайте пропорцию несколькими способами: 18:3=30:5.

1. Найти отношение первого числа ко второму и найти обратное отношение:

Рост самого высокого человека на Земле - 2м80см, а самый маленький взрослый человек был ростом 40см;

2. Решить уравнение:

5:3=10:2х

3. Обучающая релаксация

Сейчас мы с вами вплотную подошли к теме очень необычной, удивительной. Золотая пропорция. Переверните ваши листочки и запишите тему нашего урока.

Что это значит для вас? Какие появляются ассоциации? Она сделана из золота?

Вспомните, когда говорят золотой человек, золотые руки, золотые слова?

Спасибо за ваши интересные ответы. А теперь чтобы узнать, что же такое золотая пропорция:(звучит музыка)

 "Золотая пропорция"

Сядь, пожалуйста, так, чтобы тебе было наиболее удобно. Расслабься. Сделай глубокий вдох, выдох. Вдох, выдох. Ощути во всем теле спокойствие, тепло и легкость. Представь себя в таком уголке природы, где ты чувствуешь себя безопасно и спокойно. Внимательно рассмотри то, что находится вокруг тебя, полюбуйся красотой и гармонией окружающего.

Оглянувшись и увидев тропинку, вдоль которой растут прекрасные растения, ты идешь по ней, ощущая чудесные запахи.

Вдалеке ты видишь удивительный город, и подойдя к нему, понимаешь, что это очень древний город, он называется Афины. Прогуливаясь по улицам, ты во всем замечаешь скрытый порядок и гармонию.

Выйдя на центральную площадь, ты знакомишься с интересным человеком. Он говорит: Меня зовут Пифагор, я очень люблю окружающий мир и давно наблюдаю за ним, полюбуйся им вместе со мной. Взгляни на эти статуи, они прекрасны, на храм, он завораживает своей стройностью. Это великая загадка. Ты удивляешься и хочешь разгадать эту загадку.

Я помогу тебе, смотри: Пифагор провел своей тростью по золотому песку и появился отрезок, он поставил точку, разделив отрезок на две неравные части. Составив правильное отношение отрезков, ты получишь золотую пропорцию. Это ключ к разгадке великой тайны математики, которая видна во всем том, что нас окружает.

Оглянись вокруг, посмотри на чудесные растения, исследуй одно из них на уроке математики и ты увидишь, что и в природе заложена золотая пропорция, и даже в тебе она заложена ведь не зря говорят, что человек совершенство природы.

Этот великий человек пошел своей дорогой, и ты тоже возвращаешься в класс после необычного путешествия. Сделай глубокий вдох, выдох. Вдох, выдох. Каждый в своем темпе пошевели руками, ногами, открой глаза.

4. Обсуждение полученной информации и создание опорного образа.

  • О чем шла речь?
  • Удалось ли вам представить город? Каким он был?
  • Как назывался этот город?
  • С кем произошло знакомство?
  • О чем он рассказал?
  • Что Пифагор начертил на песке?

Посмотрите на карточку №2. Приложение №2.

Давайте дорисуем то, что не изображено на рисунке. (Дать учащимся возможность нарисовать возникшие образы)

"Золотое сечение" - это такое деление целого на две неравные части, при котором большая часть так относится к целому, как меньшая часть относится к большей.

Начертим отрезок АС, равный 8 см. Что еще сделал Пифагор? Поставим точку В, где ее поставить? Я вам подскажу: АВ=3см, ВС=5 см.

Составим пропорцию: = ; подставив числовые значения получим пропорцию 5/8 = 3/5 0,6.

Что еще предлагал нам исследовать Пифагор? Где есть золотая пропорция?

Растения. Переверните, пожалуйста, карточку. (Составление пропорции).

Вернемся к нашему разговору в начале урока, кто может сейчас ответить, почему на обложке учебника математики помещена эта статуя?

Говорят, что человек - совершенство природы. Проверим, так ли это.

Измерение нескольких тысяч тел позволили обнаружить. Что для взрослых мужчин это отношение равно 0, 615, а для женщин - 0, 625. Таким образом, пропорции мужского тела ближе к "золотому сечению", чем пропорции женского тела.

Все, что нами воспринимается как красивое и совершенное, построено с учетом математических пропорций. И самая божественная из них "золотое сечение". Скульпторы, художники, архитекторы, стремясь достичь совершенства в своих произведениях, использовали золотую пропорцию.

Пифагор был абсолютно прав, когда сказал, что все есть число.

  • Понравился ли вам урок?
  • Что нового вы сегодня узнали?

Пожалуйста, посмотрите на домашнее задание. Приложение 3.

Пифагор в напоминание о золотой пропорции оставил нам золотой трюфель.(Ученики получают конфеты трюфель, которые являются "вкусовым образом" золотой пропорции).