Цель: повторить, закрепить и систематизировать изученное в разделе «Синтаксис и пунктуация».
Результат: обучающиеся должны уметь систематизировать и применять на практике изученное в разделе «Синтаксис и пунктуация»; анализировать текст; создавать собственный текст по предложенной теме.
Задачи:
- повторить учебные действия обучающихся по применению полученных знаний в ходе практической работы (синтаксический и пунктуационный разбор предложений, составление схем, наблюдение над ролью различных синтаксических единиц в речи, совершенствование данных отрезков речи с точки зрения правильности, выразительности, точности высказывания);
- формировать навык выполнения тестовых заданий и умения анализировать текст, составлять рассказ по предложенным синтаксическим моделям;
- совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся; развивать речь обучающихся.
Оборудование: мультимедийный комплекс, интерактивная доска, электронный ассоциативный орфографический словарь, презентация (заочная экскурсия по Красноармейскому району), раздаточный материал (рабочая тетрадь).
|
Этапы работы |
Содержание этапа (заполняется педагогом) |
1. |
Организационный момент. Цель обучающихся: подготовиться к продуктивной работе на уроке. Цель учителя: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе. |
Задачи этапа: приветствие, фиксация отсутствующих; проверка подготовленности учащихся к учебному занятию; проверка подготовленности классного помещения к занятию; организация внимания обучающихся. Учитель: Смотрю на вас и вижу любознательные, умные, пытливые, искрящиеся глаза. А ведь недаром говорят, глаза – зеркало души. Я рада, что у моих учеников такой проницательный взгляд. Вы готовы? Начинаем урок. |
2. |
Опрос учащихся по заданному на дом материалу Цели обучающихся: продемонстрировать умение составлять терминологический диктант по теме «Синтаксис и пунктуация». Цель учителя: проверить умение обучающихся правильно отбирать материал, выявить затруднения в деятельности учащихся. Метод: репродуктивный |
Задачи этапа: установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашних заданий всеми; выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы. Проверка домашнего упражнения 355. Задание: подготовьте диктант из терминов и понятий, связанных с темой «Синтаксис и пунктуация». Вариант домашней работы (диктанта): синтаксис, пунктуация, пунктограмма, словосочетание, предложение, текст, подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство, однородные члены предложения, обобщающее слово, обращение, вводные слова, сложносочиненное предложение, сложноподчиненное предложение, бессоюзное предложение, подчинительный союз, союзное слово, сочинительный союз, прямая речь, диалог. |
3. |
Подготовка к работе на основном этапе. Мотивационный этап. Цель: сообщение темы учебного занятия и формулирование целей урока вместе с обучающимися; постановка перед обучающимися учебной проблемы; актуализация субъектного опыта учащихся. Задачи: сформулировать цели урока через действия учащихся; обеспечить мотивацию учения обучающихся, принятие ими целей урока Метод: репродуктивный
|
Сообщение темы учебного занятия; формулирование целей урока вместе с учащимися; показ социальной и практической значимости изучаемого материала; постановка перед учащимися учебной проблемы; актуализация субъектного опыта учащихся. Учитель: Ребята, не случайно мы начали работу с интересного слова экскурсия. Сегодня на уроке вам предстоит рассказать об экскурсии, но так, чтобы нам всем стало интересно. А что для этого нужно? (Ответы учеников). Вы правы, этого недостаточно. Значит, мы должны создать какой-то продукт, то, что красочно и ярко представит наши впечатления. (Ученики предлагают варианты: газету, информационный бюллетень, буклет ). Какие вы молодцы! Сколько у вас замечательных идей. Но я предлагаю остановиться на создании текста , так как время урока ограничено. Учитель: Итак, давайте сформулируем, к какому результату мы должны прийти. (Ответы учеников). Да, результатом нашей работы станет создание текста о Красноармейском районе. А совершим мы сегодня экскурсию по нашему замечательному Красноармейскому району – заочную экскурсию. Нам поможет компьютер. Но прежде, чем приступить к созданию собственного текста, давайте вспомним всё, что мы изучали в разделе «Синтаксис и пунктуация». Потому что при создании своего рассказа об экскурсии вы будете использовать все виды предложений и синтаксические явления. А поможет нам в этом такой вид деятельности, как комплексный анализ текста. |
4. |
Этап закрепления знаний и способов действия. Цель: закрепить представления об основных признаках текста и отработать умение определять их на конкретном речевом материале Обучающиеся должны уметь аргументировано доказывать наличие основных признаков текста при его комплексном анализе; определять тему и основную мысль текста Цель: повторить, закрепить и систематизировать изученное в разделе «Синтаксис и пунктуация». Задачи: повторить учебные действия обучающихся по применению полученных знаний в ходе практической работы (синтаксический и пунктуационный разбор предложений, составление схем, наблюдение над ролью различных синтаксических единиц в речи, совершенствование данных отрезков речи с точки зрения правильности, выразительности, точности высказывания) Метод: проблемный, поисковый Физкультминутка. |
Работа с текстом. В тетрадь записываем заглавие, тему, основную мысль. 1) Прочитайте. Докажите, что это текст. 2) Озаглавьте текст. Определите тему, основную мысль. Я живу в Красноармейском районе города Волгограда. И это не просто малая Родина. Это родной, близкий сердцу уголок. Здесь проходит мое детство. Здесь я взрослею и приобретаю жизненный опыт. Всем сердцем люблю родной Красноармейск. Я горжусь его величием и красотой. Мой район – это живая легенда, это часть великой, непобедимой державы. Волгоград, Красноармейский район – это моя родина, это моя Россия! История каждого города, каждого района – это страничка богатой истории страны. Когда ближе узнаешь родные места, на каждом шагу тебя ожидают удивительные открытия. Ты понимаешь, что прошлое живет в традициях, легендах, сказках и в дарах природы родного края. Еще не одно поколение назовет Красноармейский район родным. Но от нас зависит, каким мы передадим его потомкам. Если каждый будет любить его, как свой дом, то никогда не будет грязных улиц и площадей, разрушенных памятников, исписанных стен домов. Мой Красноармейск – особенно дорогое сердцу место! Работа в тетрадях и у доски (интерактивная доска). Взаимопроверка качества выполнения работы. 3) В первом абзаце найдите простое предложение, осложнённое однородными сказуемыми. Графически обоснуйте свой выбор. (Здесь я взрослею и приобретаю жизненный опыт.) 4) Найдите в третьем абзаце сложные предложения. Обоснуйте свой выбор графически. (Когда ближе узнаешь родные места, на каждом шагу тебя ожидают удивительные открытия. Ты понимаешь, что прошлое живет в традициях, легендах, сказках и в дарах природы родного края.) 5) Произведите полный синтаксический разбор предложения: Я горжусь его величием и красотой. На данном этапе урока обучающиеся должны продемонстрировать умения соотносить между собой факты, понятия; распознавать и воспроизводить изученные познавательные объекты; умения воспроизводить алгоритмы и пользоваться ими в стандартных и измененных ситуациях; показать прочность знаний. |
5. |
Этап применения знаний и способов действий. Цель учителя: всесторонняя проверка знаний и способов действий учащихся; проверка образа мышления учащихся; проверка сформированности общих учебных умений. Цель-результат: учащиеся создают текста с использованием всех видов предложений: простых (осложненных) и сложных (ССП, СПП, БСП); при поддержке педагога учащиеся осваивают инструментальные навыки, необходимые в исследовательском поиске, а также умениях логического и критического мышления, необходимых в решении исследовательских задач; отражают свои знания, впечатления в художественно-продуктивной деятельности. |
Работа над проектом. Создание текста.
|
6. |
Задание на дом. Цель: информация о домашнем задании; мотивирование выполнения домашнего задания; инструктаж по выполнению домашнего задания; проверка понимания учащимися содержания и способов выполнения домашней работы
Подведение итогов. Рефлексия. |
Дифференцированное задание (по выбору обучающегося).
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся. Разъяснение учителем своего подхода к оцениванию знаний обучающихся. Цель учителя: инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками; обеспечить усвоение обучающимися принципов саморегуляции и сотрудничества. Цель обучающихся: осмыслить, как другие (обучающиеся, учитель) знают и понимают его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления; реализация рефлексивного алгоритма: «Я» (как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли собой), «Мы» (комфортно ли было работать в паре, какие затруднения были в общении), «Дело» (достиг ли цели учения, какие затруднения возникли, как преодолел свои учебные проблемы). |